ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 62 III – IV вида
Доклад по теме самообразования
«Гражданское и правовое воспитание
учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ»
Воспитатель:
Михайлова Е.М.
г.Улан-Удэ 2020
План:
Введение
Содержание правового воспитания в коррекционной школе для воспитанников с ОВЗ
Направления гражданско – правового воспитания младшего школьника
Принципы гражданско – правового воспитания младшего школьника
Значение школы и семьи в формировании гражданской позиции и правовой грамотности у младшего школьника с ОВЗ
Заключение
Введение
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, регламентируя его права, в числе других неотъемлемых прав провозглашает право каждого на образование.
Одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование являются федеральные государственные образовательные стандарты.
Формирование универсальных учебных действий в настоящее время становится приоритетным направлением развития общего образования в ходе перехода образовательных учреждений на стандарты нового поколения. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения социального опыта. Схематично можно классифицировать УУД следующим образом: личностные , регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. В личностном становлении первоочередную роль играет нравственное воспитание. Именно нравственное воспитание создает этический фундамент человеческого сознания, который определяет жизнь и судьбу каждого из нас. Основой нравственного воспитания служат ценностные ориентиры, в соответствии с которыми формируется активная жизненная позиция.
Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся. Основной целью гражданского и правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры, воспитание учащихся в духе гражданственности, патриотизма. Именно в школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений. В процессе работы, направленной на развитие гражданской и правовой культуры младших школьников, должны решаться следующие задачи:
- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
- формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путём;
- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, к своей Родине;
- формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь;
- формировать гражданскую позицию учащихся;
- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно- исторических традиций родного народа, города, края, страны.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых форм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздейстивия школы, семьи, а также в результате самовоспитания. Истинный гражданин – это нравственный человек. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, символика, закон, для формирования любви к Родине, гордости за неё, чувства милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества, овладения элементами материальной и духовной культуры.
Гражданин (словарь С.И.Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин – (учебник «Граждановедение») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам гражданско - правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:
необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации детей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Дети младшешкольного возраста имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к формированию антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
1. Содержание правового воспитания в коррекционной школе для воспитанников с ОВЗ
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в начальной школе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Направления гражданско – правового воспитания младшего школьника
Работа по гражданско - правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:
Мое общество; ребенок; мои права и обязанности; моя семья.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном заведении.
Важнейшими задачами школы, классного руководителя, воспитателя являются:
- ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
- привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Принципы гражданско – правового воспитания младшего школьника
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строиться на следующих принципах:
- принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)
- условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
- принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
- принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
- принцип гражданственности.
- принципе единого педагогического подхода.
Значение школы и семьи в формировании гражданской позиции и правовой грамотности у младшего школьника с ОВЗ
Большие возможности по формированию гражданской идентичности личности дает педагогу внеурочная и внеклассная деятельность. Проведение олимпиад, конференций, экскурсий во внеурочное время; организация и проведение деловых и ролевых игр; обсуждений статей, проведение диспутов во время классного часа; проведение конкурсов творческих работ и литературных конкурсов, просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, встречи с интересными людьми, организация и проведение научно-практических конференций, конкурсов докладов и рефератов; встречи с ветеранами; организация и участие в конкурсе тематических выпусков газет и многое другое, уже сегодня стало традиционным в образовательно-воспитательном процессе нашей школы. Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях. То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, изучается в игровые формы. Очень хорошо использование применительно к условиям коррекционной школы элементов ролевой игры.
Значительная роль в деле гражданско-правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода
Правовое воспитание учащихся – проведение бесед, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.
Работа с семьей. В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю и воспитателю в общении с родителями, налаживании контакта с ними, но при возникновении проблем к индивидуальной работе подключается соцпедагог, психолог. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.Так же проводится работа по формированию здорового образа жизни.
Заключение:
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости:
- организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся, расширяя круг знаний о правовых номах и ответственности за их несоблюдение, развития у учащихся гражданской и социальной ответственности;
- работе по профилактике «вредных привычек», правонарушений;
- учитывая контингент наших родителей необходимо продолжить просветительскую работу среди учащихся.
Информационные источники:
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
2. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
3. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
4. Программа изучения сформированности универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов:методические рекомендации/О.В.Суродина, М.В.Губина,В.Н.Гаврилова.-Ульяновск:Центр ОСИ, 2015.-68 с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
nsportal.ru›Школа›Общепедагогические технологии›…/formirovanie… статья «Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС» .
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/05/25/grazhdansko-pravovoe-vospitanie-kak-sredstvo-formirovaniya «Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста»
https://infourok.ru/pravovoe-prosveschenie-obuchayuschihsya-vospitannikov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-3688556.htm «Правовое просвещение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/11/27/pravovoe-vospitanie-detey-s-ovz «Правовое воспитание детей с ОВЗ»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/05/grazhdansko-pravovoe-vospitanie-mladshikh «Гражданско-правовое воспитание младших школьников»
7