СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в рамках работы над методической темой "Гражданско-патриотическое воспитание школьников". Тема для меня важная, работаю над ней, как мне кажется, в течение всей жизни. Надеюсь. будет полезна.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников»

Гражданско-патриотическое воспитание школьников



Л.Д.Смешкова, учитель истории и обществознания

МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»

Кировского района Республики Крым



Гражданско-патриотическое воспитание школьников всегда являлось одной из важнейших задач учителя истории и обществознания. Детство и юность – это тот период, в котором складываются черты личности, мировоззрение человека и священное чувство любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, активная гражданская позиция, осознание своего места в обществе закладываются именно в этот период.

 Для учителя литературы, истории и обществознания это неустанная работа по воспитанию у подростков гордости за свою страну и свой народ, уважения к страницам прошлого. Очень важно научить подростков критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в крайности, а объективно.  

Наша история богата примерами патриотизма русского народа, на которых воспитывались сотни поколений. Россия не раз переживала события, становившиеся серьезными испытаниями для патриотических чувств людей, и, к счастью, патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашем многонациональном народе, сыграли определяющую роль в определении судьбы России.

Для крымчан, недавно вновь вошедших в число народов России, наличие патриотизма и гражданственности у россиян было очень важно, поскольку от того насколько сильно развиты эти качества у граждан России зависело то, насколько гармонично мы будем восприняты, поняты и освоены (то есть как быстро мы станем своими). К счастью для нас, российская гражданственность оказалась очень гостеприимна и дружелюбна, если можно так выразиться. Гораздо сложнее было перевернуть сознание жителей Крыма. И особую роль в этом процессе должен играть именно учитель литературы, истории и обществознания. Именно он обязан сформировать новое мировоззрение молодого человека – полноценного гражданина Российской Федерации, воспитать активного патриота, преодолеть скрытое сопротивление, противоречия семейного и школьного воспитания, сгладить остроту юношеской экспрессии в выражении собственного, пока не очень объективного и часто ошибочного, мнения. Задача, прямо скажем, не простая, но чрезвычайно важная, требующая особых усилий, личного примера и системного подхода.

История – это могучая сила, с помощью которой можно воспитать гражданина и патриота. Познавая историю Родины, настоящий гражданин будет постоянно испытывать тревогу о ее настоящем и будущем. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций, переживать самые сложные периоды своей истории. Уроки прошлого призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждает в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.


У многих людей сегодня потеряны ориентиры, утрачено чувство любви к Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству, нет, и не может быть любви к Человечеству».

Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроках истории, многие преподаватели истории считают события, связанные с Куликовской битвой. Но таких событий много. Можно взять гораздо более ранние события: например, рассказать о том, как в 12 веке в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который известен нам как Нестор-летописец. Что подвигло его задуматься над вопросом: откуда есть пошла русская земля? Почему Нестор начать писать летопись? О чем заботился летописец? Совершенно очевидно, что заботился он о том, чтобы страницы истории не канули в лету, о том, чтобы последующие поколения знали свои корни, как формировалось российская государственность, как появлялись первые города, первые храмы, какой вклад внесли первые русские князья, и какую роль сыграли они в создании и укреплении государства Русь.

Очень важными являются темы отечественной истории «Первые русские князья», особенно тема «Княгиня Ольга». Известно, что Ольга, первоначально была язычницей, достаточно жестокой и вероломной. Один факт того, как она отомстила древлянам за смерть своего мужа Игоря, свидетельствует о силе ее характера и воле. Ольга одна из первых приняла крещение, убежденная язычница, но очень умная и дальновидная правительница, она понимала, что христианство приобщит Русь к новой европейской цивилизации. Она понимала, что новая религия спасет Русь от развала, поднимет ее культуру, престиж на мировой арене, наконец, укрепит страну. К тому же Ольга понимала то, что именно христианские заповеди, обращенные к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям. Именно Ольга заложила основы христианства на Руси, а князь Владимир, продолжая план своей бабки, крестил ее – нашу Русь.

Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке отечественной

В теме «Россия на рубеже 16-17 веков» урок на тему «Смута в Российском государстве» посвящен трагическим событиям Смутного времени начала 17 века. Кризис общества в государстве, Россия на краю гибели, потери независимости, появление самозванства на Руси – эти проблемы являются довольно сложными для учащихся. Поэтому при подготовке к данной теме важна тщательная подготовка к урокам, проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учащихся к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, изгнания захватчиков.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками. В данной теме обязательно целесообразно использовать героический поступок костромского крестьянина Ивана Сусанина, который ценой своей жизни спас первого царя из династии Романовых – Михаила.

Большое значение имеет яркий рассказ преподавателя о событиях, эмоциональный настрой уроков, создаваемый при помощи иллюстраций, стихов, отрывков из музыкальных произведений.

Серьезную воспитательную нагрузку несут в себе уроки, посвященные теме: «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной. Все темы войны 1812 года – отступление русской армии, назначение главнокомандующим Кутузова, оставление и пожар Москвы, Бородинская битва – очень богаты примерами самопожертвования, любви к Отечеству, желанием пожертвовать всем ради победы над французами и освобождением России.

Невозможно перечислить все темы Отечественной истории, которые формируют духовность человека, воспитывают гражданские и патриотические качества личности. Безусловно, что в этом направлении играет огромную роль личность педагога. Его желание преподнести свой предмет.

Важным моментом в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения является внеурочная и научно-исследовательская деятельность по предмету. Научно-исследовательской деятельностью занимаемся с ребятами давно. В прежние годы темы МАНовских работ были самыми разными, а в последние 2-3 года все мои исследователи ударились в краеведение. При чем, краеведение, касающееся самих ребят и их семей. Отрадно, что родители стали поддерживать занятия своих чад, помогать в розысках источников. На мой взгляд, это от того, что ребята ищут свое место и место своего рода в истории, связывают историю Малой Родины с историей Отечества. Это важно и нужно им самим, их родным, и всей большой стране тоже. Человек, интересующийся историей своего рода не может игнорировать историю Отечества своего, а значит не равнодушен к ее судьбе.

Безусловно, что в воспитании гражданско-патриотических качеств личности огромную роль играют уроки обществознания. Именно в рамках обществознания изучаются гражданообразующие темы, ребята имеют возможность активно высказываться, спорить, в ходе учебных дискуссий вырабатывают гражданскую позицию.

К большому сожалению, но родители, семья, окружение передают детям свое разочарование в политическом курсе страны в разные периоды (советский, постсоветский, современный). При таких обстоятельствах моя задача помочь учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы, воспитать определенное доверие к власти, пробудить гражданскую активность, развить интерес к проблемам современной России, используя уроки обществознания. Одной из форм привития интереса к истории и обществознанию является участие школьников в олимпиадах по предметам. Мои учащиеся отличаются неизменным желанием принять участие, правда итоги не всегда блестящие, но, на мой взгляд, важнее, чтобы дети хотели участвовать и готовились к этому.

На уроках, изучающих саму жизнь, я часто говорю с учащимися о терпимости и толерантности, объясняю, насколько важно в современной ситуации быть сдержанными, терпимыми, особенно в вопросах веры, отношения наций и власти. Для этого я, как преподаватель использую целый арсенал форм и методических приемов. Я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему так важно быть законопослушными, зачем следует платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, зачем нужно учиться и получать образование. На уроках обществознания мы говорим о семье, роли семьи в воспитании нового поколения и в обществе в целом.

На современном этапе развития российского общества возрождение гражданственности и патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия существования России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

Субъектом патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик».

Надеюсь, мои усилия, идеи и поступки помогут воспитанию настоящих граждан нашей страны, сделают из моих учеников патриотов. Я очень заинтересована в этом лично, ведь моя старость и будущее моих детей связаны с волей граждан, воспитанных мною.


Список использованной литературы

  1. О концепции модернизации современного российского образования, Вестник образования.-2002.-с.16.

  2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе., -М.,1999

  3. Вырщиков, Л., Кусмарцев, М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7

  4. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 855

  5. Колосков, А.Г. История в школе,- Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№6

  6. Гусарова,Т.П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины: учебное пособие.-М.-1990

  7. К истории патриотического мира//Родина: журн.-1992.-№-6-7

  8. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон.– М.: Просвещение, 1966. – С 98.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!