Гражданско-патриотический проект
«Живая память поколений»
Срок реализации - 1 год
Автор проекта:
Токарева Наталья Михайловна
Машкино, 2021
Информационная карта проекта.
1. Название проекта - «Живая память поколений».
2. Направление деятельности - гражданско-патриотическое.
3. Срок реализации проекта -1 год (01.09.2020г.- 01.09.2021г.)
4 Цель проекта: Воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу, повышение интереса к истории России, истории своей семьи.
5 .Задачи проекта:
-воспитывать любовь и уважение к своему краю, России, гордость за принадлежность к гражданам России;-прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ (герба, гимна, флага);-формировать любовь к культурному наследию своего народа;-формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;-формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;-активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию.
6.Участники проекта – обучающиеся МКОУ «Машкинская ООШ» Конышевского района Курской области, педагоги школы
Социальные партнеры - детская районная библиотека, МКОУ «Конышевская СОШ», МБУДО «Конышевский ДДТ»
Введение
Развитие российского государства и общества, модернизация образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания молодого поколения. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года»
С целью сотрудничества к реализации проекта привлекаются образовательные учреждения района и учреждения культуры (музеи, библиотечная система).
II. Актуальность проекта
Приоритетной задачей, определенной «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, считается особенно актуальным.
III. Этапы реализации проекта
I этап – сентябрь 2020 г.- организационно-диагностический.
II этап – октябрь 2020-июль 2021 г.- практико-ориентированный.
III этап –август 2021г.- подведение итогов.
Задачи I этапа: способствовать, развивать, приобщать, обучить, воспитать, сформировать, расширить, углубить, познакомить,…
сформировать степень востребованности работы по данному направлениюв в МКОУ; сформировать стратегию и определить перспективы в развитии патриотической работы образовательного учреждения;проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направления проекта.
Задачи II этапа:способствовать реализации и апробации эффективных форм по патриотическому воспитанию учащихся,
приобщить учащихся в познавательную, исследовательскую и практическую деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи III этапа:-подготовить информацию по реализации проекта;-подготовить аналитические материалы по реализации проекта патриотического воспитания на основе анализа и оценки результатов.
IV. Формы работы, используемые при реализации проекта:
- смотры-конкурсы; выставки;- мероприятия, посвящённые важным историческим датам;- беседы, диспуты, викторины;- коллективные творческие дела;- акции гражданско-патриотической направленности;- уроки мужества и уроки краеведения;- посещение музея боевой и трудовой славы;-;- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с детьми войны;- изучение истории и культуры родного края;- спортивные состязания;-литературные гостиные,- творческие мероприятия.
Информационные ресурсы
Информационная база МКОУ, специальная литература, положения конкурсов, фестивалей, конспекты занятий, уроков и мероприятий, сайт образовательного учреждения, социальные сети – твиттер, ВКонтакте, вайбер.
V. Ожидаемые результаты проекта
Проект объединяет усилия обучающихся, педагогов, сотрудников, родителей образовательного учреждения в патриотическом и гражданском воспитании, создаёт благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и эстетического формирования личности обучающихся. Новизна проекта в расширение аудитории и привлечении в качестве активных участников реализации проекта. В процессе реализации проекта достигается высокий уровень социализации обучающихся, поскольку они являются активными участниками мероприятий. Проект имеет серьезный потенциал для патриотического воспитания молодёжи. Он жизнеспособен и актуален, имеет варианты развития, достаточно проработан, что делает возможным его использование на практике.
Для обучающихся:
- появится осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество
- будут cформировано чувство гордости за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое;
- будет сформировано осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, права и свободы человека и гражданина, знание символики Российской Федерации, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан;
- повысится степень готовности к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;
- расширятся представление о России, чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.
Для педагогов:
- создание условий для повышения профессиональной компетентности в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
- совершенствование мастерства, применение в работе интерактивных технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечения возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
- формирование у обучающихся патриотических чувств, представлений о малой Родине и Отечестве, уважения к истории России на основе ярких впечатлений и конкретных исторических фактов, представлений о социокультурных ценностях российского народа, о традициях и праздниках;
- создание банка авторских разработок и презентационных материалов, сформированных в ходе реализации проекта.
Для родителей:
- укрепление сотрудничества с образовательными организациями, учреждениями культуры, общественными организациями по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- объединение усилий школы, семьи, общественности в гражданско-патриотическом воспитании, выработаются единые подходы к воспитанию;
- участие в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих мероприятиях, укрепление связи поколений.
Ожидаемые эффекты проекта заключаются в том, что созданная модель взаимодействия приведет к положительным изменениям в системе гражданско-патриотического воспитания. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания, уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной исторической и национальной памяти.
VI. Риски и ограничения реализации проекта
Работу нельзя проводить формально, без правильного подхода, поскольку учащиеся объединений и воспитанники клубов по месту жительства воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и он не затронет их ум и сердце. Педагогическому коллективу, родителям нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта, организовывать и продумывать каждое мероприятие. Регулярное обсуждение хода реализации проекта, качества проведения мероприятий на педагогических советах, методических объединениях учителей-предметников и объединениях классных руководителей.
VII. Кадровое обеспечение проекта
№п | ФИО сотрудника | Должность | Функционал |
1 | Токарева Н.М. | Координатор школьного объединения «Отечество» | разработчик |
2 | Каплина Е.И. | Методист | консультант |
4 | | Педагоги дополнительного образования | участники проекта |
5 | | Педагоги-организаторы | участники проекта |
6 | | Обучающиеся | участники проекта |
7 | | Родители | участники проекта |
VIII. План мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятие | Дата реализации | Ответственные |
I.Организационно-диагностический этап |
1 | -изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию; -ознакомиться с практикой проектирования проектов по патриотическому воспитанию образовательных учреждений района, области, страны; -спроектировать модель проекта; -разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете. - разработать содержание методик и новых форм гражданско-патриотической работы; - составить план реализации проекта; - подготовить учебно-методические материалы в помощь педагогам и учащимся по проблемам патриотического воспитания | сентябрь | Каплина Е.И. Токарева Н.М. |
II.Практико-ориентированный этап |
1 | Урок мужества «Высеченные в камне», посвященный Международному дню памяти жертв фашизма | сентябрь | Классные руководители |
2 | Беседа «Национальность дружбе не помеха», посвященная Дню народного единства | 4 ноября | Токарева Н.М. |
3 | Конкурс рисунков «Терроризму-нет!» | ноябрь | Обучающиеся школы |
4 | Участие в городском конкурсе чтецов «Мы о той войне стихами…», посвященного Дню памяти воинов интернационалистов | декабрь | Учитель литературы, ИЗО |
5 | Участие в интернет – фестивале военной песни «Поклонимся великим тем годам» | декабрь | Классные руководители |
6 | Тематический час «И мы в молчанье головы склоняем перед бессмертным подвигом бойца», посвященный Дню неизвестного солдата | декабрь | Токарева Н.М. |
7 | Месячник оборонно-массовых мероприятий «Народ и армия едины»: - Тимуровская помощь ветеранам ВОВ, участникам и вдовам локальных войн; - Праздничные встречи трех поколений «Этих дней не смолкнет слава»; - Уроки мужества «Мои земляки в годы войны»; - Операция «Ветеран живет рядом» | январь-февраль | Обучающиеся школы Классные руководители Токарева Н.М. |
8 | Организация и проведение школьного конкурса чтецов «С чего начинается Родина», посвященного Дню защитника Отечества | 23.01-23.02 | Учитель литературы, Классные руководители |
9 | Организация и проведение выставки детских творческих работ изо «День Победы помнят деды, знает каждый из внучат» | март | Токарева Н.М. |
10 | Проведение социально-значимого мероприятия в рамках «Весенней недели добра» - «Подари улыбку миру» | апрель | Обучающиеся школы Токарева Н.М. |
11 | Мероприятия, посвященные первому полету человека в космос: -Беседа о первом полете в космос «Окрыленный музыкой звезд» -Тематический урок «Человек. Вселенная. Космос» -Мастер-класс по изо «Звездный калейдоскоп» -Выставка детских творческих работ «Этот удивительный космос» | апрель | Токарева Н.М. Классные руководители |
12 | Проведение социально-значимой акции «Георгиевская ленточка» | май | Токарева Н.М. |
13 | Мероприятия ко Дню Победы: -Выставка детской литературы «В книжной памяти мгновения войны» -Выставка творческих работ учащихся и родителей «Помнит сердце, не забудет никогда» -Урок памяти «Ты хочешь мира?..Помни о войне!» -Акция «Окна Победы» -Выпуск стенгазеты «Славе – не меркнуть. Традициям – жить!» | май | Токарева Н.М. Классные руководители Учитель литературы, ИЗО |
14 | Мероприятия ко Дню России - мастер-классы, беседы, конкурс детского рисунка «Мы дети твои, Россия», Урок России «Мне о России надо говорить» | июнь | Классные руководители Токарева Н.М. |
15 | Конкурс чтецов «О войне написано не все…», посвященный Дню памяти и скорби | 22 июня | Учитель литературы, |
16 | Мастер-класс «Край родной в гербах и флагах», посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации | август | Учитель ИЗО |
| III. Итоговый этап. | | |
| -подготовить аналитические материалы по реализации проекта на основе анализа и оценки результатов работы школы;-создать банк мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию; -провести коррекцию затруднений в реализации проекта | сентябрь | Токарева Н.М. Классные руководители |
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и Центра, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы обучающиеся будут располагать знаниями о географии, природе, символике страны, если ему известны имена тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать патриотические стихи, исполнять патриотические песни, то можно считать, что задача выполнена.
Самое главное приобретение человека в период ученичества - это вера в себя, вера в то что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребёнка.