Гражданско-патриотический потенциал патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.
Афанасов А.А.
Учитель истории и технологии, МБОУ «СШ № 20» Россия, г. Иваново
В статье гражданско-патриотический потенциал патриотического воспитания в контексте краеведческого образования констатируется, что содержание образования, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих и религиозные подходы, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому в современных условиях гражданско-патриотическое образование и воспитание приобретает особую ценность и значимость при формировании общероссийской гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданское образование, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, патриотизм, общероссийская гражданская идентичность с опорой на нормативно-правовые документы.
Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей. Учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия. Нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание. Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Меня как учителя школы волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций, считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».
Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно, краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Содержание курса краеведения позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам города, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом музее, викторины, заочные путешествия. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа»… Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – Ивановцах, которые участвовали во всех сражениях войны.
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре Ивановского края. На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры.
Литература
1.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
3. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждения // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
4. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
5. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9