СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая (предикативная) основа предложения.Задания №8,11 ОГЭ по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся 9 класса предложен теоретический материал о главных членах предложения (подлежащем и сказуемом), образующих грамматическую основу предложения. Даются примеры предложений, в которых главные члены предложения выражены разными частями речи.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая (предикативная) основа предложения.Задания №8,11 ОГЭ по русскому языку.»


ТЕМА : «ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАДАНИЯ № 8, №11 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

  • Понятие грамматической основы предложения

  • Трудности при определении подлежащего

  • Трудности при определении сказуемого

Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении.


Грамматическая основа предложения

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА  - это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дубкоторый в летний зной дарил тишину и прохладу.  Ядро предложения: рос дуб, который дарил

Трудности при определении подлежащего

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что


  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);


  • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;


  • подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:


  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись


  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;



  • ​подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.



Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что

  • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;

  • сказуемое может быть простым или составным


Трудности при определении сказуемого

Простое глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую.Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй.  Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала. Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;


  • ​​фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);



  • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
     

Составное глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);

  • вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Онстремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;

  • вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествоватьРодственники рассчитывали приехать в гости;

  • кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;

  • словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.​

​Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?

  • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь тольконачнетВ данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;



  • если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);

  • если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);


  • если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).

Составное именное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ  и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;


  • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ  и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.




  • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осеньпришла дождливая. Собака лежала успокоенная.


Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?

Сравните предложения: Аня показалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке показалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол "показалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым.

Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!