СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Грамматические ошибки»

Формулировка задания 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

4) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В. Гоголем, познакомились все его друзья.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

 

6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.

 

7) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

 

8) Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.

 

9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с  предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью

9. Ошибка в употреблении имени числительного

10. Ошибка в построении сложного предложения

1. Нарушение в построении предложения  с несогласованным приложением Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом

(повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.

Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .

Сравним три предложения:   1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.  + + __

Сравним три предложения:

1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

+

+

__

«Юность» 1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. 2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми. 3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек  5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике». 6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет. 7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума»  «Деловая Москва» «Московский дворик»

«Юность»

1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми.

3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек

5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике».

6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет.

7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума»

«Деловая Москва»

«Московский дворик»

 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря Согласно Вопреки Наперекор Подобно Наперерез Навстречу  Дательный падеж (Кому? Чему?) Благодаря своим знаниям мы достигли успеха. Благодаря своих знаний мы достигли успеха. Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление падежной формы имени

существительного при производных предлогах

Благодаря

Согласно

Вопреки

Наперекор

Подобно

Наперерез

Навстречу

Дательный падеж (Кому? Чему?)

Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.

Благодаря своих знаний мы достигли успеха.

Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

   Неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогами    Ввиду Вследствие В случае При условии При помощи Родительный падеж (Кого? Чего?) Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств. Мы задержались в пути вследствие непредвиденным обстоятельствам.

Неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогами

Ввиду

Вследствие

В случае

При условии

При помощи

Родительный падеж (Кого? Чего?)

Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств.

Мы задержались в пути вследствие непредвиденным обстоятельствам.

Неправильное употребление падежной формы  существительного с предлогом Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа   НЕВЕРНО:   по приезду  по прилету  по окончанию  по завершению  по прибытию  по возвращению  по истечению По приезд е По прилет е По окончани и По завершени и По прибыти и По возвращени и По истечени и

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа

НЕВЕРНО: по приезду

по прилету

по окончанию

по завершению

по прибытию

по возвращению

по истечению

По приезд е

По прилет е

По окончани и

По завершени и

По прибыти и

По возвращени и

По истечени и

 БЛАГОДАРЯ ВОПРЕКИ СОГЛАСНО ПОДОБНО непогоде ожиданиям приказу облаку предстоящего мероприятия чего? ВВИДУ  чему? по приезд е по прибыти и ПО = после чего-либо + предложный падеж  (в чём?)  вздыхать, горевать,  ПО +  грустить, плакать,  скучать, тосковать Тосковать по жене + дательный падеж  (кому? чему?)

БЛАГОДАРЯ

ВОПРЕКИ

СОГЛАСНО

ПОДОБНО

непогоде

ожиданиям

приказу

облаку

предстоящего мероприятия

чего?

ВВИДУ

чему?

по приезд е

по прибыти и

ПО

= после чего-либо

+ предложный падеж

(в чём?)

вздыхать, горевать,

ПО +

грустить, плакать,

скучать, тосковать

Тосковать

по жене

+ дательный падеж

(кому? чему?)

Скучать (грустить, тосковать и т.п.) по вас, по нас

Скучать (грустить, тосковать и т.п.) по вас, по нас

Алгоритм выполнения   1. Находим производный предлог ( чаще всего ищем по первым словам в предложениях ), определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Находим сочетание с ПО, определяем падеж,  смотрим на окончание, если в окончании – ю(-у), то это предложение с ошибкой. 4. Если производных предлогов нет, проверяем сочетания с непроизводными предлогами О, ЗА, С, ИЗ. Проверяем сочетаемость с глаголами и существительными.

Алгоритм выполнения

1. Находим производный предлог ( чаще всего ищем по первым словам в предложениях ), определяем падеж слова, к которому относится этот предлог.

2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой.

3. Находим сочетание с ПО, определяем

падеж, смотрим на окончание, если в окончании

– ю(-у), то это предложение с ошибкой.

4. Если производных предлогов нет, проверяем сочетания с непроизводными предлогами О, ЗА, С, ИЗ. Проверяем сочетаемость с глаголами и существительными.

1 . Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. 2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния. 3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.  4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия. 5.Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. 7. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. 8.По окончанию школы я планирую поступить в ВУЗ.

1 . Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей.

2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния.

3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия.

5.Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.

6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.

7. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.

8.По окончанию школы я планирую поступить в ВУЗ.

9. Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 10. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания. 11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок. 12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю. 13. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 14. Не все участники похода добрались до места встречи ввиду сложностью маршрута 15. По истечении срока контракта мы вернулись домой . 16. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками . 17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

9. Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

10. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.

12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю.

13. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

14. Не все участники похода добрались до места встречи ввиду сложностью маршрута

15. По истечении срока контракта мы вернулись домой .

16. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками .

17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

3. Ошибка в построении предложения  с деепричастным оборотом  1. Деепричастие обозначает добавочное  действие при  основном, его можно заменить  глаголом. А это значит, что относится к одному  подлежащему, что и сказуемое. ПРОВЕРКА: необходимо перестроить в предложение с однородными сказуемыми. Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял. Я гулял и потерял. 2. Допускается: 1). Использование слов МОЖНО, ВОЗМОЖНО, НЕВОЗМОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ, НУЖНО, ВАЖНО в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную. 2). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения: глагола в ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ наклонении, в форме 2 л. ед.и мн.ч., 3 л. мн. ч. :  Открывая коробку, воспользуйтесь инструкцией. Вдыхая полной грудью свежий морозный воздух, едем (едешь) на быстром лихом коне. Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь. 3). Одушевленного существительного в И.П. (КТО?). НЕ СПУТАТЬ с В.П., необходимо воспользоваться проверкой.

3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. ПРОВЕРКА: необходимо перестроить в предложение с однородными сказуемыми.

Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял. Я гулял и потерял.

2. Допускается:

1). Использование слов МОЖНО, ВОЗМОЖНО, НЕВОЗМОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ, НУЖНО, ВАЖНО в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

2). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения: глагола в ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ наклонении, в форме 2 л. ед.и мн.ч., 3 л. мн. ч. : Открывая коробку, воспользуйтесь инструкцией. Вдыхая полной грудью свежий морозный воздух, едем (едешь) на быстром лихом коне. Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.

3). Одушевленного существительного в И.П. (КТО?). НЕ СПУТАТЬ с В.П., необходимо воспользоваться проверкой.

После деепричастного оборота НЕЛЬЗЯ употреблять: 1). Личные местоимения или существительные в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас, геологам, у девочки и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 2). Глаголы в 3л. ед.ч. (считается, дышит), безличные глаголы (было). Забираясь на гору, было немного страшно. 3). Неодушевленные существительные обычно показывают на ошибку, но следует воспользоваться проверкой (построить предложения с однородными сказуемыми).

После деепричастного оборота НЕЛЬЗЯ употреблять:

1). Личные местоимения или существительные

в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас, геологам, у девочки и т.д.)

Изучая арифметику, мне стало интересно.

2). Глаголы в 3л. ед.ч. (считается, дышит), безличные глаголы (было).

Забираясь на гору, было немного страшно.

3). Неодушевленные существительные обычно показывают на ошибку, но следует воспользоваться проверкой (построить предложения с однородными сказуемыми).

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. ПРАВИЛЬНО: Когда мы занимаемся определенным делом, оно начинает получаться ПРАВИЛЬНО: Занявшись определенным делом, мы добились успеха. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.  Встретившись на вокзале, слезы сами показались на глазах . ПРАВИЛЬНО: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.  ПРАВИЛЬНО:  Встретившись на вокзале, мы заплакали.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.

ПРАВИЛЬНО:

Когда мы занимаемся определенным делом, оно начинает получаться

ПРАВИЛЬНО:

Занявшись определенным делом, мы добились успеха.

Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

Встретившись на вокзале, слезы сами показались на глазах .

ПРАВИЛЬНО:

Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.

ПРАВИЛЬНО:

Встретившись на вокзале, мы заплакали.

Алгоритм выполнения   1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в, -вши-; отвечают на вопросы что делая? Что сделав?). 2. Как правило, деепричастие стоит в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым, поэтому ищем его по первым словам. 3. Смотрим на то, что стоит после запятой. 4. Если деепричастие стоит в середине предложения, смотрим на начало предложения.

Алгоритм выполнения

1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,

-вши-; отвечают на вопросы что делая? Что

сделав?).

2. Как правило, деепричастие стоит в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым, поэтому ищем его по первым словам.

3. Смотрим на то, что стоит после запятой.

4. Если деепричастие стоит в середине предложения, смотрим на начало предложения.

Используя примеры, мной овладели сомнения 2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля. 3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом ( в этом предложении ошибка в употреблении предлога ). 5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». 6. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. 7. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. 8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
  • Используя примеры, мной овладели сомнения

2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.

4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом ( в этом предложении ошибка в употреблении предлога ).

5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

6. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

7. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным.

8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм   Сказуемые должны быть одного вида и одного времени. В простом предложении  сов. вид несов. в Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет.  пр. в наст. в Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса. зашел пересказывали наступит случалось

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Сказуемые должны быть одного вида и одного времени.

  • В простом предложении

сов. вид несов. в

Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет.

пр. в наст. в

Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание.

2. В сложном предложении.

Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг.

В жизни случается разное, но и были чудеса.

зашел

пересказывали

наступит

случалось

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха. 2. Мы - его ученики - шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует. 3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. 4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. 5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не только «в насла­ждениях любви, а и в высшей гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не построившей свое­го личного счастья на несчастье другого.

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.

2. Мы - его ученики - шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует.

3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё.

4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома.

5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать.

6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не только «в насла­ждениях любви, а и в высшей

гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не построившей свое­го личного счастья на несчастье другого.

5. Нарушение в построении предложения  с причастным оборотом   Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание)  как их ? Мы видим ребят, гулявш ими в парке. Мы видим ребят (как их ?), гулявш их в парке.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание)

как их ?

Мы видим ребят, гулявш ими в парке.

Мы видим ребят (как их ?), гулявш их в парке.

 5. Нарушение в построении предложения  с причастным оборотом   2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Мы видим играющих детей с машинками.  Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное)  Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Мы видим впереди быстро построенное здание.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2. Ошибка в разрыве причастного оборота.

Мы видим играющих детей с машинками.

Мы видим играющих с машинками детей.

3. Ошибка в неверном употреблении залога

причастия (страдательное или действительное)

Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может)

Мы видим впереди быстро построенное здание.

Алгоритм выполнения   1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-). 2. Находим определяемое слово, задаем вопрос к причастию, выясняем, нарушено ли согласование или нет. 3. Если согласование не нарушено, то находим границы причастного оборота, выясняем, есть ли разрыв или нет. 4. Если разрыва нет, то определяем залог. Выясняем, есть ли ошибка или нет.

Алгоритм выполнения

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-).

2. Находим определяемое слово, задаем вопрос

к причастию, выясняем, нарушено ли

согласование или нет.

3. Если согласование не нарушено, то находим

границы причастного оборота, выясняем, есть ли

разрыв или нет.

4. Если разрыва нет, то определяем залог.

Выясняем, есть ли ошибка или нет.

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. 2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует. 3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. 4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, - строительство им на свои средства пяти сельских школ. 6. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 7. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы. 8. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 9. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.

3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию.

4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, - строительство им на свои средства пяти сельских школ.

6. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

7. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.

8. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры.

9. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

6. Нарушение связи между подлежащим  и сказуемым    Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто – всегда ед.ч., м.р. Тот, каждый - ед.ч., м.р. Все, те, многие, немногие, некоторые – мн.ч.   Все, кто опоздал, останутся после урока.  Все, кто опоздали, останется после урока.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Связь между подлежащим и сказуемым может

быть нарушена в числе и роде.

1. Конструкции типа

Те, кто …, …

Все, кто …, …

Тот, кто …, …

Кто – всегда ед.ч., м.р.

Тот, каждый - ед.ч., м.р.

Все, те, многие, немногие, некоторые – мн.ч.

Все, кто опоздал, останутся после урока.

Все, кто опоздали, останется после урока.

Подлежащее и сказуемое  должны быть согласованы.  Все, кто пришли в театр, были в восторге.  Все, кто пришёл в театр, был в восторге.     Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы.

Все, кто пришли в театр, были в восторге.

Все, кто пришёл в театр, был в восторге.

Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

6. Нарушение связи между подлежащим  и сказуемым 2. Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. или ж.р., но не ср.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р.  На дереве сидел шимпанзе.  Пони катала (или катал, но не катало ) в парке детей.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2. Употребление несклоняемых

существительных (нарушение рода)

А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,

кенгуру – м.р. или ж.р., но не ср.р.

Б) названия продуктов, растений: кольраби,

брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.

В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,

Миссисипи, Миссури – ж.р.

На дереве сидел шимпанзе.

Пони катала (или катал, но не катало )

в парке детей.

6. Нарушение связи между подлежащим  и сказуемым 3. Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО сообщило о результатах. МГИМО - Московский государственный институт международных отношений (м.р.) МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) МЧС направил отряд спасателей в неблагоприятный район. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) ГИБДД сообщил о статистике аварий на дорогах. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) МИД предупредил консульство соседних стран . МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) сообщил направило сообщила предупредило

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3. Употребление аббревиатур (нарушение рода)

МГИМО сообщило о результатах.

МГИМО - Московский государственный институт международных отношений (м.р.)

МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания.

МГУ – Московский государственный университет (м.р.)

МЧС направил отряд спасателей в неблагоприятный район.

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.)

ГИБДД сообщил о статистике аварий на дорогах.

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.)

МИД предупредил консульство соседних стран .

МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.)

сообщил

направило

сообщила

предупредило

6. Нарушение связи между подлежащим  и сказуемым   4. Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Аудитор ия долго и громко смеял и сь (смеялась ). 5. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Вся семья, а особенно младшие дети, ждали (ждала ) наступления Нового года. 6. Согласование однородных подлежащих и сказуемого. Смелость и гордость составлял а (составляли) силу характера этого человека

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4. Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом)

Аудитор ия долго и громко смеял и сь (смеялась ).

5. Если есть уточняющие члены предложения при

подлежащем.

Вся семья, а особенно младшие дети, ждали (ждала ) наступления Нового года.

6. Согласование однородных подлежащих и сказуемого.

Смелость и гордость составлял а (составляли) силу характера этого человека

7. Ошибка в роде может возникнуть, если сказуемое согласуется не с подлежащим, а приложением. Ледокол (м. р.) «Арктика» (ж. р.) успешно прошла испытания. Правильно:  Ледокол (м. р.) «Арктика» успешно прошел (м. р.) испытания.

7. Ошибка в роде может возникнуть, если сказуемое согласуется не с подлежащим, а приложением.

Ледокол (м. р.) «Арктика» (ж. р.) успешно прошла испытания.

Правильно:  Ледокол (м. р.) «Арктика» успешно прошел (м. р.) испытания.

Алгоритм выполнения   1. Находим предложения с конструкциями …, кто…. Выясняем, есть ли в них ошибки. 2. Если нет, находим несклоняемые существительные, географические названия, сложносокращенные слова. 3. Если нет, находим все остальное, точнее, обращаем внимание на то, чем выражено подлежащее, определяем число. 4. Находим предложение с нужной ошибкой.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложения с конструкциями …, кто…. Выясняем, есть ли в них ошибки.

2. Если нет, находим несклоняемые

существительные, географические названия, сложносокращенные слова.

3. Если нет, находим все остальное, точнее,

обращаем внимание на то, чем выражено

подлежащее, определяем число.

4. Находим предложение с нужной ошибкой.

Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи. 4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск. 5. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот. 6. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 7. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 8. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. 9. Администрация в лице директора и завуча пригласили всех педагогов на концерт. 10.Кресло-качалка отремонтирована мастером.
  • Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.

3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности,

благословляет на творческий поиск.

5. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот.

6. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.

7. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

8. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

9. Администрация в лице директора и завуча пригласили всех педагогов на концерт.

10.Кресло-качалка отремонтирована мастером.

7. Нарушение в построении предложения  с однородными членами   Нельзя нарушать парность двойных союзов 1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО… 2. КАК …, ТАК И … 6. НЕ ТАК…, КАК 3. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А)  Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. 2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов. Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.  Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.  но

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

  • Нельзя нарушать парность двойных союзов

1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО…

2. КАК …, ТАК И … 6. НЕ ТАК…, КАК

3. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО

4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А)

Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии.

2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов.

Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.

Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

но

7. Нарушение в построении предложения  с однородными членами   3. Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . Что?  чем? Бизнесмен организовал и руководит предприятиями. 4. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Я люблю рисовать и живопись. Катя стройна и очень красивая.

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

3. Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . Что?

чем?

Бизнесмен организовал и руководит предприятиями.

4. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Я люблю рисовать и живопись.

Катя стройна и очень красивая.

7. Нарушение в построении предложения  с однородными членами 5. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородными могут быть слова из одной логической группы. У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

5. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения.

Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет.

Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро

товары подорожают.

4. Однородными могут быть слова из одной логической группы.

У автомобиля новые диски и отличные скоростные

показатели.

6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

Алгоритм выполнения   1. Находим предложения с составными союзами, выясняем, нет ли ошибок в их употреблении. 2. Находим 2 глагола, связанных союзом «И» с общим дополнением. 3. Если нет, находим однородные, выраженные разными частями речи или являющиеся разными членами предложения. Проверяем. 4. Указываем номер предложения с ошибкой.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложения с составными союзами,

выясняем, нет ли ошибок в их употреблении.

2. Находим 2 глагола, связанных союзом «И» с

общим дополнением.

3. Если нет, находим однородные, выраженные

разными частями речи или являющиеся разными

членами предложения. Проверяем.

4. Указываем номер предложения с

ошибкой.

Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. 3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли. 6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. 8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности. 9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. 10. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленную к переизданию и которую уже давно ждали читатели.
  • Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один

раз выигрывавшей сложнейшие матчи.

  • Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать.

7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года.

8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности.

9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

10. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленную к переизданию и которую уже давно ждали читатели.

8. Неправильное построение предложения  с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо, то есть в косвенной речи не может быть 1, 2 лица и глаголов повелительном наклонении. Петр сказал, что я задержусь дома. 2.Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ.  Анна спросила, что пойдут они в кино. 3.Подмена слов автора вводной конструкцией Как сказал С. Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце …» он задержится дома Анна спросила, пойдут ли они в кино. С. Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце».

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – это переделанная прямая речь в

сложноподчиненное предложение без кавычек.

1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо, то есть в косвенной речи не может быть 1, 2 лица и глаголов повелительном наклонении.

Петр сказал, что я задержусь дома.

2.Если в прямой речи была вопросительная реплика,

то в предложении используется союз ЛИ.

Анна спросила, что пойдут они в кино.

3.Подмена слов автора вводной конструкцией

Как сказал С. Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце …»

он задержится дома

Анна спросила, пойдут ли они в кино.

С. Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце».

Алгоритм выполнения   1. Находим предложение с косвенной речью или …глагол-речи, что «…», или …глагол-речи, что…. 2.Выясняем, какое лицо употребляется (не может быть 1-2 лица и глагола в повелительном наклонении). 3. Указываем номер предложения.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложение с косвенной речью или …глагол-речи, что «…», или …глагол-речи, что….

2.Выясняем, какое лицо употребляется (не может быть 1-2 лица и глагола в повелительном наклонении).

3. Указываем номер предложения.

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников. 2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 4. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно» 5. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что «я очень рад всех нас видеть». 6. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 7. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем». 8. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.

2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?

3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе.

4. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно»

5. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что «я очень рад всех нас видеть».

6. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

7. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем».

8. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

 9. Ошибка в употреблении имени числительного   1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста . В полуторах  километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА (муж. и ср. род) , ОБЕ (жен. род) С обоими  (обеими)  подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) ,  которые сочетаются с лицами мужского рода; детенышами животных; сущ., имеющими только форму мн. ч. (сутки), местоимениями НАС, ВАС Трое книг  лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до  берега.

9. Ошибка в употреблении имени числительного

1. Употребление числительных полтора, полторы,

полтораста.

Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста .

В полуторах километрах от нас находилась деревня.

2. Числительные ОБА (муж. и ср. род) , ОБЕ (жен. род)

С обоими (обеими) подругами мы зашли в кафе.

3. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) , которые сочетаются с лицами мужского рода; детенышами животных; сущ., имеющими только форму мн. ч. (сутки), местоимениями НАС, ВАС

Трое книг лежало на полке.

Двадцать двое суток добирались до берега.

Алгоритм выполнения   1. Находим предложение с числительным. 2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении. 3. Указываем номер предложения.

Алгоритм выполнения

1. Находим предложение с числительным.

2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении.

3. Указываем номер предложения.

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 2. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю. 3. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами.

2. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю.

3. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце "Дома торговли".

4. Для выполнения поставленной цели нам дали тридцать трое суток.

5. Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас

 10. Ошибка в построении сложного предложения   1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы. Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя употреблять два союза рядом с одним значением (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.  3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

10. Ошибка в построении сложного предложения

1. В предложении нельзя употреблять одновременно

сочинительные и подчинительные союзы.

Как только начался урок, но мы все сразу встали.

2. Нельзя употреблять два союза рядом с одним значением (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли)

Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде

Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.

3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы):

Отец узнал то, что рейс задержится.

Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал.

4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.

Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

5. Союзное слово КОТОРЫЙ употреблено не в том падеже. Я подошел к дому, которую мне отметили на карте. 6. Союзное слово КОТОРЫЙ отставлено от определяемого слова. Мы ходили по аллеям чудесного парка, которые образовали своеобразный лабиринт. 7. Использование одинаковых слов в придаточных предложениях. Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который , в конце концов, отвалился. 8. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.  Я хотел,  чтобы  вы напомнили секретарю,  чтобы  она уточнили время встречи .  9. В предложении не могут сочетаться придаточное определительное и причастный оборот . Я вышел к дому, который был построен в стиле классицизмы и привлекавший внимание всех экскурсантов. 10. Разрыв сложного предложения. Когда мы пришли. Было уже темно.

5. Союзное слово КОТОРЫЙ употреблено не в том падеже.

Я подошел к дому, которую мне отметили на карте.

6. Союзное слово КОТОРЫЙ отставлено от определяемого слова.

Мы ходили по аллеям чудесного парка, которые образовали своеобразный лабиринт.

7. Использование одинаковых слов в придаточных предложениях.

Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который , в конце концов, отвалился.

8. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. 

Я хотел,  чтобы  вы напомнили секретарю,  чтобы  она уточнили время встречи

9. В предложении не могут сочетаться придаточное определительное и причастный оборот .

Я вышел к дому, который был построен в стиле классицизмы и привлекавший внимание всех экскурсантов.

10. Разрыв сложного предложения.

Когда мы пришли. Было уже темно.

Алгоритм выполнения 1. Находим сложное (сложноподчиненное предложение). 2. Распространенные ошибки: есть ли неверное употребление союзов, союзных слов, указательных слов (то, что…); два союза рядом (что когда; неужели что; что ли); проверяем употребление союзного слова «который»; 3. Указываем номер предложения с ошибкой.

Алгоритм выполнения

1. Находим сложное (сложноподчиненное

предложение).

2. Распространенные ошибки:

  • есть ли неверное употребление союзов, союзных слов, указательных слов (то, что…);
  • два союза рядом (что когда; неужели что; что ли);
  • проверяем употребление союзного слова «который»;

3. Указываем номер предложения с ошибкой.

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. 2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь. 3. Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. 4. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам то, что нужно оплатить проезд. 5. В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали. 6. Немного задумавшись, Витя сказал, что неужели так будет лучше. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла. Максим Максимыч упрекал Печорина, что он охладел к Бэле.

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие.

2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.

3. Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог.

4. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам то, что нужно оплатить проезд.

5. В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали.

6. Немного задумавшись, Витя сказал, что неужели так будет лучше.

  • Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
  • Максим Максимыч упрекал Печорина, что он охладел к Бэле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!