СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Типичные грамматические ошибки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Типичные грамматические ошибки»

Урок 18. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.

Типичные грамматические ошибки

Автор: Тарыгина Ольга Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Коленовская СОШ

Ростовского района

Ярославской области


Цели

Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как к хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, переводить информацию из одной знаковой системы в другую. анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного русского литературного языка

Предметные: объяснять построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами, предложений с косвенной речью; редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;


Опорные понятия, термины: причастный оборот, деепричастный оборот, прямая речь, косвенная речь, слова автора, грамматическая ошибка.

Инструментарий учителя: учебник упр. 120, 121, 122, , рубрики «Лингвистические заметки» (с. 76) и «Моя Россия", презентация "Грамматические ошибки", созданная учителем.


Интернет-ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=7FAquymNipY (возможный вариант: использовать на ценностно-эмоциональном этапе урока)


Домашнее задание:

- Обратимся к рубрике «Моя Россия» на стр. 74.

- Прочитайте выразительно текст.

- Определите тему и основную мысль текста.

- Напишите для рубрики «Мой Ярославский край» текст, состоящий из 8-10 предложений, на тему «Достопримечательность Ростова Великого», используйте предложения с причастным, деепричастным оборотами и косвенной речью.



Этап 1. Ценностно - эмоциональный


Учитель: Недавно мне попалось объявление: «Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта». (Слайд 2)
Грамотно ли написано это объявление?

- В одном ученическом сочинении было написано: «Туча уже сыпала дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей» (Слайд 2).

- Почему учитель вынес на поля грамматическую ошибку?

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

Тема урока: Грамматические нормы современного русского литературного языка. (слайд 3)



Этап 1. Ценностно - познавательный

1. Предложения с причастным оборотом

- Обратимся к упр. 120.

- Прочитайте предложения самостоятельно.

- Как вы думаете, какие нормы нарушены в этих предложениях? (нормы построения предложений с причастным оборотом)

- При употреблении в речи предложений, содержащих причастный оборот, необходимо соблюдать правила. Каковы же они? Давайте сформулируем их. Первое правило сформулируем на примере предложения № 2.

- В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. (слайд 4)


Причастие должно быть согласовано с определяемым словом

в роде, числе и падеже




- В каких ещё предложениях, прочитанных вами в упр. 120., есть такая ошибка?

- Как исправить такую ошибку? (Находим определяемое существительное, ставим вопрос от него к причастию и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова).

- Анализируем предложение № 3 и формулируем второе правило (слайд 5)


Определяемое слово не должно разрывать

причастный оборот




- Как исправить такую ошибку? (Нужно расположить главное слово или перед причастным оборотом, или после него).

- Следующее правило выведем, проанализировав предложение, которое вы видите на слайде (№6)

- В чём причина ошибки? (употребление причастного оборота после слова, которое не является определяемым для него)

Причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным,

которое является для него определяемым словом.




- Отредактируйте оставшиеся предложения и запишите их.


2. Построение предложений с деепричастным оборотом.

- Вернемся к началу урока. Помните объявление?

«Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта».

- В построении предложений с деепричастными оборотами тоже часто встречаются ошибки.

- О чем нужно помнить, чтобы не допустить таких ошибок? (в предложении основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняются одним и тем же лицом) (слайд 7)

- «Деепричастия устраняют однообразие в действиях одного и того же лица», - утверждал советский лингвист А.Н. Гвоздев.(слайд7)



Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием.

(слайд 9)

- Упр.121

- Прочитаем предложение № 2, прокомментируем ошибку (подлежащее "трудности" совершает действие, названное сказуемым "возникают", но не совершает действия, названного деепричастием "изучая")

- Как исправить это предложение, сохранив деепричастный оборот? (Изучая иностранные языки, я сталкиваюсь с различными трудностями. подлежащее «я» совершает действие, названное сказуемым «сталкиваюсь», и действие, названное деепричастием «изучая»).

- Прочитаем предложение 3, 6, 7, 8, прокомментируем ошибки и отредактируем предложения. Работаем устно (в парах).

- Обратимся к предложению № 1. Прочитаем его, выделим грамматическую основу, определим тип этого предложения. (В этом предложении грамматическая основа "пришлось перечитать", это сказуемое, предложение безличное)

- Как поступить здесь?

- В таких случаях можно действовать по следующему алгоритму: (слайд 10)

1) Выделить грамматическую основу предложения;

2) Определить, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.

3) Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

- В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («перечитать» и «работая») один и тот же субъект действия («я  перечитал» и «я работал») - Работая над сочинением, я перечитал много критической литературы.

Употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА.


(слайд 11)

- Отредактируем предложение № 11, используя данный алгоритм (устный ответ ученика)


3. Предложения с косвенной речью


Ваня грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать. (слайд 12 )


- Верно ли составлено это предложение? Какая ошибка здесь допущена?

 (Нельзя при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица).



Недопустимо смешивать в одном предложении

прямую и косвенную речь.




- Обратимся к рубрике "Лингвистические заметки" (с. 76).

- Какие ещё правила построения таких предложений можно сформулировать?



Междометия, обращения, восклицательные частицы

в косвенной речи опускаются




(слайд 13)

 - Упр. 122

Учебный диалог: предложения 1, 2 - совместная работа (устно), дальше - работа в парах, запись отредактированных предложений + самопроверка (слайд 14)

1) Ефим сказал, что это его сосед и он может постоять. 2. Егорушка сказал бабушке, что он хочет спать. 3. Я думал о том, сколько времени утекло со дня нашей разлуки , о том, что она , вероятно, забыла всё, что было тогда между нами. 4. Мой новый приятель неуверенно заметил, что теперь мы можем ехать. 5. Дагни спросила дядюшку Нильса, не ее ли он звал. 6. Татьяна Ильинична вполголоса заметила, что Митя был сегодня у них. 7. Она говорила о том, насколько приятно их море, такое приятное , что и не поверишь, будто на свете есть всякие ненависти и страсти. 8. Нежданов шикнул и сказал, что кто-то ходит по коридору.

- Какие особенности речи говорящего косвенная речь, в отличие от прямой, передать не может? (Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации).

Этап 3. Ценностно-рефлексивный

- Подведем итоги нашего урока. Мы с вами говорили о грамматических нормах, о необходимости их соблюдения. А.С.Пушкин писал:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю. (слайд 15)


- Что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

(Предполагаемый ответ. Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи. И если в его произведениях и встречаем мы «грамматические ошибки», то понимаем, что это стилистический прием).


- Кто может нарушать норму?


(слайд 16) - В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба, русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».


- Нужно ли говорить и писать правильно? (ответы учеников)



-Умение правильно строить предложения, а следовательно, владеть русским языком важно. Древние говорили:

«Vitae, non scholae discinmus».

(«Для жизни, не для школы учимся»)

Вот почему важно говорить на своём языке правильно, как следует!



Домашнее задание.

- Обратимся к рубрике «Моя Россия» на стр. 74.

- Прочитайте выразительно текст.

- Определите тему и основную мысль текста.

- Напишите для рубрики «Мой Ярославский край» текст, состоящий из 8-10 предложений, на тему «Достопримечательность Ростова Великого», используйте предложения с причастным, деепричастным оборотами и косвенной речью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!