СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графомоторика. Графомоторные навыки и умения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Графомоторика. Графомоторные навыки и умения.»

Графомоторика.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда(ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В.А.Сухомлинский.

Вышесказанные слова, говорят нам о том, что многие поколения понимали проблему моторики детей. Сейчас, с учётом внедрения ФГОС, эта проблема стоит особенно остро. Ведь уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Изучая работы психологов, которые занимаются данной проблемой, мы так и не нашли чёткого ответа на вопрос: «Является ли развитие моторики ребёнка следствием его особенностей физиологического созревания или это результат обучения?» Мы всё-таки склоняемся к тому, что это действует всё в совокупности. На сегодняшний день точно доказана связь между координацией движения пальцев рук и речью. Очень интересные исследования в этой области проводила профессор Кольцова М.М. Наблюдая за детьми уже с 10- месячного возраста она поняла, что их речь находится на кончиках пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6- месячного возраста.

Нам кажется, что каждый человек, работающий с детьми должен учитывать следующие особенности графомоторного навыка:

1,5-2 года:

Ребёнок очень крепко зажимает ручку или карандаш в ладони и это ограничивает его движения .Он не пытается изобразить конкретный предмет. Просто испытывает радость от самого процесса.

2-3 года:

Малыш держит карандаш сверху, движения ещё спонтанные, хаотичные, но уже не ограничиваются.

3-3.5 года:

Линии уже носят более определённый характер, нет спонтанности, Увеличивается координация, появляются овалы, но они ещё нечеткие.

3,5-4 года:

Совершенствуется координация движений, поэтому крепко держит карандаш и свободно владеет им. Умеет передавать пропорции фигур.

5 лет:

Хорошо выполняет горизонтальную и вертикальную штриховку. Может ограничивать линии, делая их более ровными и чёткими. Пытается писать элементы букв.

6-7 лет:

В этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи, линия, поэтому хорошо копирует простейшие фигуры, сохраняя пропорции.

Остановимся на последней возрастной группе. Мы, учителя начальных классов, ведем группы подготовки к школе. На своих занятиях вплотную используем, знания, которые получили, изучая данный вопрос. Поэтому, мы считаем, что надо развить произвольное внимание, пространственное воображение и зрительное восприятие. В будущем всё это поможет избежать многих проблем, возникающих на начальном этапе обучения в школе: рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность. Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Трудности в овладении графомоторными навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.
Для ликвидации этих трудностей воспользуемся конкретными упражениями. Они включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев:
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез:
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- Дорисовывание незаконченных рисунков;
- Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

5. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

В возрасте 6-7 лет, применяя различные виды деятельности в совокупности, ребёнок может достичь высоких результатов в моторике кистей рук.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!