СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Граблина Н. В. Статья "Пути преодоления горестей земных". ("Мальчики" Ф.М. Достоевского). - "Литература в школе", 2015-1.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируя фрагмент из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» («Мальчики»), учитель обращает внимание учащихся на пути преодоления самолюбия, высокомерия, жестокости, которые проявляются в подростковом возрасте.  

Просмотр содержимого документа
«Граблина Н. В. Статья "Пути преодоления горестей земных". ("Мальчики" Ф.М. Достоевского). - "Литература в школе", 2015-1.»

ГРАБЛИНА Нина Васильевна — заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии Академии социального управления, учитель гимназии № 5, г. Дзержинский [email protected]

«ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГОРЕСТЕЙ ЗЕМНЫХ».
«МАЛЬЧИКИ» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО VII КЛАСС

Аннотация. Анализируя фрагмент из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» («Мальчики»), учитель обращает внимание учащихся на пути преодоления самолюбия, высокомерия, жестокости, которые проявляются в подростковом возрасте.

Ключевые слова: опасности отроческого возраста, несправедливость мира, духовный наставник, самоосуждение, преображение.

Дети для писателя — «Царствие Божие». Не вполне осознанное детское чувство правды глубже и ближе к истине, нежели взрослое как результат жизненного опыта и работы ума. «Пяти-шестилетний ребёнок знает иногда о Боге или о добре и зле такие удивительные вещи и такой неожиданной глубины, что поневоле заключишь, что этому младенцу даны природой какие-нибудь другие средства приобретения знаний, не только нам неизвестные, но которые мы даже на основании педагогики должны были отвергнуть. Он думает о Боге, может быть, столько же, сколько и вы, а о добре и зле и о том, что стыдно и что похвально, — может быть, даже гораздо более вас», — писал Достоевский в своём романе «Подросток». Этим объясняется глубочайшее уважение писателя к детям и неподдельный интерес к ним. Но если дети — «Царство Божие», то чем можно объяснить их жестокосердие?

«Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божие, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны». Это горькое признание Достоевского мы прочитаем во фрагментах из романа «Братья Карамазовы», представленных в ваших учебниках литературы. Обратимся к сцене драки.

(Чтение эпизода.)
— Что стало причиной конфликта между мальчиками?
— Почему никто из школьников не встал на защиту мальчика за канавкой? — В чём, по вашему мнению, причина озлобленности Илюши?
— Чем можно объяснить поведение мальчика?
— Почему штабс-капитан не вызвал обидчика на дуэль?
— Почему этого героя Достоевский не наделил именем?

Илюша Снегирёв слишком рано почувствовал несправедливость этого мира. Крайняя бедность, сумасшедшая мать, больная сестра, жалкий и униженный отец, травля со стороны более обеспеченных и счастливых сверстников в школе… Душа неокрепшего человека обременена недетским опытом страдания. Ему постоянно приходится думать о совсем не детских проблемах. Отец не вызывает обидчика на дуэль, так как боится оставить семью без кормильца, без средств к существованию. Семья может погибнуть.

Становится понятной причина озлобленности девятилетнего ребёнка. Достоевскому близок образ Илюши, в нём есть некоторые автобиографические черты: отчуждение от сверстников, отсутствие понимания со стороны товарищей, одиночество. Мотив «нищего детства», слишком раннего познания зла и несправедливости мощно звучит в повествовании «Мальчики». То, что видит читатель в сцене первого знакомства с Илюшей, — это уже итог истории, перевернувшей его судьбу, потрясшей его душу до основания.

— Почему добрый мальчик совершает бесчеловечный, злодейский поступок со своей собакой?
Смердяков научает Илюшу «зверской шутке, подлой шутке» — положить булавку в мясо и дать Жучке. Если нет рядом с ребёнком в переломные моменты его жизни примера добра, появляются смердяковы. Дети ещё не понимают сути нравственного закона: «Не отвечай злом на зло». А потому на оскорбление отца Дмитрием Карамазовым Илюша мечтает ответить таким же оскорблением, на травлю мальчиков отвечает утроенной злобой. Даже Алёша Карамазов становится объектом ненависти только потому, что он брат Мити. Вот почему возраст 13—14 лет Достоевский называет тревожным, предупреждает об «опасностях отроческого возраста».

— Ребята, как вы относитесь к такому утверждению? Обоснуйте свой ответ.

Именно в подростковом возрасте, в критические моменты его жизни, ребёнок борется с влекущим его любопытством к дурному. Незаметно для себя подросток способен подменить этические категории (добро или зло, хорошо или плохо, скучно или весело). И тогда зло принимается за добро. Меняются местами нравственные полюса.
— Задумаемся, почему именно Коля становится для всех школьников авторитетом.
— Какие качества позволяют ему быть лидером среди подростков?

Коля умеет непринуждённо общаться и с детьми, и со взрослыми. Он много читает, правда, беспорядочно и бессистемно. Размышляет, хоть и по-детски незрело, о проблемах современности. Говорит о религии, нигилизме, социализме и других серьёзных вещах. Красоткин обладает сильным, волевым характером, может смело дать отпор злу: вспомним его резкий разговор с доктором. Этого подростка отличает неуёмная жажда жизни и раскованное поведение в обществе. Коля постоянно думает о том, как на него реагируют другие люди. Речь его энергична, свободна, эмоциональна.

— Но почему он дружит с теми, кто младше его, и называет их «пузырями»? — Почему именно Коле Красоткину мстит Снегирёв наиболее жестоко? Бросается на него с перочинным ножом?

Колины насмешки Илюше больнее всего: ведь он так был привязан к своему старшему товарищу.

— Что раньше привлекало Красоткина в Снегирёве?

Девятилетний ребёнок не просто отстаивает чувство собственного достоинства, а бесстрашно бросается на защиту своего униженного отца. Это поднимает его на неизмеримую нравственную высоту над остальными детьми — героями Достоевского — и вызывает несомненное уважение Коли, который умеет ценить в людях мужество и сильный характер.
«Вижу, мальчик гордый… но кончил тем, что предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как Бога, лезет мне подражать».
«Я его учу, развиваю — почему, скажите, я не могу его развивать, быть полезным?» — с гордостью рассказывает Коля, ставший единственным другом и защитником для мальчика.
При этом следует обратить внимание на его высокомерно-снисходительный тон общения, отчасти объяснимый разницей в возрасте, которая так много в детстве значит.

— Почему Красоткин меняет своё отношение к другу?

«…примечаю, что в мальчике развивается какая-то чувствительность, сентиментальность, а я, знаете, решительный враг всяких телячьих нежностей, с самого моего рождения… И вот, чтобы его выдержать, я, чем он нежнее, тем становлюсь ещё хладнокровнее, нарочно так поступаю, таково моё убеждение. Я имел в виду вышколить характер, выровнять, создать человека… Вдруг замечаю, он день, другой, третий смущён, скорбит, но уже не о нежностях, а о другом, сильнейшем, высшем. Думаю, что за трагедия?» — признаётся Красоткин.

— Как негативная реакция Коли повлияет на Илюшу?

Расчётливое поведение старшего товарища, который долгое время был для мальчика несомненным авторитетом, приводит Илюшу в замешательство и толкает к Смердякову, питающему ненависть ко всем людям, лишённому совести. Отсутствие рядом друга оборачивается присутствием дурного человека. Природа не терпит вакуума. Нет добра — появляется зло. Это одно из бедствий в жизни подростка.

— Как Коля оценивает поступок Илюши?

«Признаётся мне, а сам плачет-плачет, обнимает меня, сотрясается… Ну, вижу, угрызения совести… Мне, главное, и за прежнее хотелось его пришколить, так что признаюсь, я тут схитрил, притворился, что в таком негодовании, какого, может, и не было у меня вовсе: “Ты, говорю, сделал низкий поступок, ты подлец, я, конечно, не разглашу, но пока прерываю с тобою сношения…” Это страшно его поразило. Я, признаюсь, тогда же почувствовал, что, может быть, слишком строго отнёсся, но что делать, такова была моя тогдашняя мысль» — так расчётливо поступает подросток. И получает совершенно противоположный результат.
Недопустимы эксперименты с живой душой!
«Передай от меня Красоткину, что я всем собакам буду теперь куски с булавками кидать, всем, всем!» — кричит мальчик.

— Как на этот выпад реагирует Коля и как это его характеризует?

“А, думаю, вольный душок завёлся, его надо выкурить», — и стал ему выказывать полное презрение, при всякой встрече отвёртываюсь или иронически улыбаюсь».

— Можно ли такие отношения назвать дружбой? Что такое, по вашему мнению, настоящая дружба?

В дружбе и любви не может быть расчётливости, превосходства, высокомерия, гордыни. А тринадцатилетний подросток просчитывает каждый шаг, каждое движение, каждое слово. Истинная дружба основана на взаимном уважении, принятии другого человека как самого себя, отсутствии эгоизма и самомнения.

Назовите главную черту характера Коли. Обоснуйте свой ответ.

Самолюбие, завышенная самооценка, желание превосходства над другими (не случайно он дружит с теми, кто младше его, и называет их «пузырями») неизбежно порождают презрительное отношение к другому. Не случайно в портретной характеристике автор подчёркивает «важную мину» подростка. Как безжалостно Коля манипулирует Илюшей, видя его искреннюю привязанность! Как расчётливо и бессердечно ведёт себя по отношению к товарищу! Но в полной мере характер Красоткина раскрывается в сцене с найденной Жучкой.

— Что более всего неприятно поразило нас в этом эпизоде у постели Илюшечки?

Красоткин знал, как мучается Илюша от того, что содеял с Жучкой под влиянием Смердякова. Найденную собаку он в течение трёх недель обучает всяким «штукам», чтобы произвести «эффект». Не пытается облегчить муки товарища, а расчётливо выжидает. Придумывает Жучке другую кличку — Перезвон, приводит к умирающему Илюше, гордясь собой. Больше думает о производимом впечатлении на собравшихся в избе Снегирёвых. Результат такого «подвига» — явный вред больному мальчику, страдающему от угрызений совести, которые в определённой степени ускорили его смерть. Настоящая человечность, бескорыстная забота превратились у Коли в желание произвести впечатление на окружающих.
Самолюбие — основная черта этого героя. Здесь таится опасность для юной личности. По мнению автора, все человеческие пороки и все преступления начинаются в этой точке. Где самолюбие, там нет любви к другому человеку. Но в произведении Достоевского отчётливо слышна вера в нравственную силу отрочества и юности.

— Что для тринадцатилетнего подростка становится откровением? Что заставляет пересмотреть свои позиции?

И если бы знал ничего не подозревавший Красоткин, как мучительно и убийственно могла влиять такая минута на здоровье больного мальчика, то «ни за что бы не решился выкинуть такую штуку, какую выкинул». Дарит младшему товарищу заветную бронзовую пушечку, пытаясь его утешить. «“Это я для тебя, для тебя! Давно приготовил”, — повторил он ещё раз, в полноте счастья…» А тем временем наслаждается эффектом, который производит на других своим подарком.
Слова Илюши: «А меня, папа, не забывай никогда, ходи ко мне на могилку… да вот что, папа, похорони ты меня у нашего большого камня, к которому мы с тобой гулять ходили, и ходи ко мне туда с Красоткиным, вечером… И Перезвон… А я буду вас ждать…» — потрясают его до глубины души.
К этому гордому подростку, может быть, впервые в жизни приходит раскаяние. «“О, как я кляну себя, что не приходил раньше”, — плача и уже не конфузясь, что плачет, пробормотал Коля». В эту минуту Алёша берёт с него слово прийти к Илюше ещё раз.

Достоевский не случайно называет самолюбие «болезнью» и показывает, какую опасность оно собой представляет. Писатель указывает верный путь избавления от эгоизма, высокомерия, жестокости к окружающим, самомнения — это преодоление самомнения, самолюбия, собственных амбиций через самоосуждение. Необходимо душевное движение навстречу другому человеку.

— Как подростку выйти на верный путь преодоления самолюбия? Кто ему в этом поможет?

По мысли автора, можно вырастить достойных людей, если рядом с ним есть высоконравственный учитель. Писатель был убеждён, что отрочество и юность нуждаются в наставниках.
Главный герой романа Достоевского «Подросток» признаётся: «Я — жалкий подросток, и сам не знаю поминутно, что зло, что добро. Покажите вы мне тогда хоть капельку дороги, и я бы догадался и тотчас вскочил на правый путь».
Как важно участие доброго и умного взрослого!

— Кто в повествовании о школьниках указывает им «правый путь»?

Преобразованию сознания Коли, «выпрямлению» его личности помогает Алёша Карамазов.

— Как Алёше удаётся решить эту сложнейшую задачу? Какими качествами для этого он обладает?

Символично имя героя: Алексей в переводе с греческого языка означает «защитник». Он выполняет миссию, заложенную в его имени. Алёша уходит из монастыря в мир, для того чтобы спасти души родных и близких. Он защищает обиженных, оскорблённых, униженных, защищает детей. Его отличает мудрость сердца. Главные черты характера Алексея — открытость, искренность, нравственная чистота и бескорыстие. В сердце Карамазова нет места лжи, злобе, презрению, высокомерию. Его любовь спасительна, он истинно православный человек. Вместе с тем автор наделил его такими качествами личности, как бесстрашие, целеустремлённость и сила воли. Не высокий интеллект, а сердечность и доброта отличают его от других. Присутствие Алёши облагораживает и очищает людей. Герой наделён особой, духовной красотой. Он сильный духом, смелый человек, любит жизнь, радуется ей, не жалуется на свою судьбу, а живёт в согласии и с миром, и с Богом. Человек видит мир через сердце. Алёша приходит к истине не логическим путём, а тонко чувствуя сердцем.

— Что больше всего привлекло мальчиков в Карамазове?

Удивительным образом складываются взаимоотношения Алёши с детьми. Он сам в душе чистый ребенок и угадывает борьбу добра и зла в их сердцах. Знаменательно то, что он обращается к подросткам на «вы», разговаривает с ними на равных, уважительно к ним относится. А главное — Алёша верит мальчикам. И мальчики поверили ему. Это дорогого стоит. У Карамазова есть свой подход к каждому человеку. Ему дан ключ, который открывает любые двери, это ключ называется любовью. Только любовью он может «выпрямить» личность и Коли, и других мальчиков. Не случайно Красоткин скажет: «Я пришёл учиться у Вас, Карамазов». А в ответ услышит: «А я у Вас». Алёша улыбнётся и пожмёт подростку руку.

— Как Алёше удалось примирить мальчиков с Илюшей?

Добро не попадает в душу ребёнка путём нотаций. Карамазов посещает семью Снегирёвых, поражается их крайней бедности, беседует с отцом Илюши, выясняет причину Илюшиной агрессии и, расставаясь, говорит штабс-капитану: «Ах, как бы мне хотелось помириться с вашим мальчиком! Если б вы это устроили…» Алексей сообщает мальчикам, что Илюша смертельно болен, и убеждает подростков обязательно навестить его и обязательно для утешения привести найденную Жучку. И сделал это, как пишет Достоевский, «совсем как бы не нарочно и нечаянно».

— Почему библейские слова «Аще забуде тебе, Иерусалиме…» так сильно подействовали на Колю?
Примечание для учителя. Это строчка из 136-го псалма (тоска по Сиону). Будучи в плену, евреи собирались на берегах вавилонских рек (Тигра и Ефрата) и плакали, вспоминая о Иерусалиме (Сионе). Там притеснители требовали от них, чтобы веселили их своей игрой на арфах и пением песней сионских. Но арфы пленников висели на вербах по берегам рек, и они не хотели снимать их, не желая петь, играть и веселиться. Еврейский народ славился своей музыкальной культурой и высокими образцами поэзии. Однако и музыка, и поэзия их были Господними, то есть вдохновлёнными мыслями о Господе и упованием на Него; характер их чаще всего был молитвенным. Могли ли они этими священными для себя произведениями тешить язычников, отторгших их от родной земли! Подобные требования звучали для них кощунством: исполнение их было равносильно забвению Иерусалима, то есть предательству. «Аще забуде тебе, Иерусалиме…» — эти слова звучат как заклятие в устах псалмопевца: «Да отсохнет правая рука моя, да онемею я, если забуду тебя, Иерусалим, и если стану радоваться не твоей радостью!» Иерусалим, куда в допленённые времена все поколения Израиля стекались для поклонения Господу, в дни плена лежал в развалинах. Могли ли они радоваться в такое время? Для пленников освобождение Иерусалима оставалось единственной мечтой и главной радостью. Цитирование Священного Писания углубляет смысл произведения Достоевского. Только в критические моменты писатель обращается к Библии.
Умирающий ребёнок, желая утешить отца, просит взять вместо него в семью другого мальчика. На что штабс-капитан, рыдая, произносит слова из ветхозаветного псалма. Коля испытывает сильнейшее потрясение, видя безутешное горе отца Илюшечки, видя его слёзы, иступлённое лицо и дрожащие губы. И библейские слова подчёркивают весь трагизм сложившейся ситуации. Для штабс-капитана сын — единственная радость, и с его кончиной выбивается почва из-под ног. Тёмная бездна горя предстаёт перед подростком, а потому он не в силах справиться с нахлынувшими слезами. Коля уже не думает, какое впечатление он производит на других. Когда чувство велико, нет места позёрству и театральности.

Примечание для учителя. Когда Фёдор Михайлович Достоевский диктовал своей супруге Анне Григорьевне сцену смерти Илюшечки, она вдруг не выдержала, разрыдалась, так живо переживалась вновь смерть их сыночка, Алёшеньки. Фёдор Михайлович увидел её слёзы, подбежал к ней, сам потрясённый, — нелегко давались такие сцены его сердцу, схватил её руки… и затем, чтобы самому не заплакать, закричал: «Ты плачешь!.. Думал изменить — теперь так оставлю. Значит, это будет жить…»

— Какую роль Алёша Карамазов сыграл в преображении подростков? Как помог им «выпрямиться»?
— Какую цель ставит перед собой Карамазов, общаясь с подростками?

Многие герои произведений Достоевского рассуждают о детях, но дружат с детьми считаные единицы. Среди них и Алёша, вокруг которого сплачиваются двенадцать мальчиков. В лице Алексея школьники находят себе учителя и верного друга, открывают перед ним сердце. Алёша хочет уберечь души от зла, посеять в них добро, уважением и любовью укрепить веру в собственные силы, научить принимать другого человека как себя самого, отказавшись от самолюбия, гордости и высокомерия.

Анализ эпизода «Речь у камня». Символично художественное пространство эпизода — действие происходит у большого камня, недалеко от церкви. В этот скорбный, тихий и ясный день Алёша обводит глазами «светлые лица школьников» и произносит удивительные по глубине слова.

— Что больше всего запомнилось вам в его речи у камушка?
— Почему Алексей просит мальчиков никогда не забывать день похорон Илюшечки?
— Почему призывает запомнить на всю жизнь «и лицо его, и платье его, и бедненькие сапожки его, и гробик его, и несчастного отца его, и о том, как он смело один восстал на весь класс за него»?

Никогда дети не забудут Алёшиной речи у камня и о том, как они «хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни».

— С какой целью школьникам из обеспеченных и благополучных семей ставят в пример обездоленного и безвременно ушедшего из жизни девятилетнего ребёнка?
— Зачем подросткам хранить в памяти печальные минуты их отрочества?
— Какую роль в жизни человека писатель отводит детским воспоминаниям? Обоснуйте свой ответ.

Достоевский придавал детским воспоминаниям особое значение. Его любимый герой, Алёша Карамазов, говорит мальчикам: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда - нибудь нам во спасение».

Примечание для учителя (фрагмент из романа «Братья Карамазовы»). «Сам Алёша запомнил один вечер, летний, тихий, отворённое окно, косые лучи заходящего солнца, в комнате, в углу, образ, перед ним зажжённую лампаду и перед образом на коленях… мать свою, схватившую его в обе руки, обнявшую его крепко, до боли, и молящую за него Богородицу, протягивающую его из объятий своих обеими руками к образу, как бы под покров Богородицы».

— Над чем, по мнению Алёши, «нельзя смеяться»?
— Как Алёше удалось сплотить детей?

Алёша отогревает их души любовью. Приобщает их к деятельной любви, открывая им ценность драгоценных и спасительных воспоминаний из детства. Он прекрасно понимает, что подростки, вступающие в жизнь, должны быть уверены, что существуют незыблемые законы, обязательные для всех!

— Какова объединяющая, собирательная мысль в этом эпизоде?

Заканчивая свою речь у камня, Алёша произносит знаменательные слова: «Ну, пойдёмте же! Вот мы теперь и идём рука в руку». И слышит в ответ возглас Коли Красоткина: «И вечно так, всю жизнь рука в руку! Ура Карамазову!»
Велика роль духовного наставничества. «Братья Карамазовы» — это незаконченное произведение Ф.М.Достоевского, и на его последней странице мы слышим голос ребёнка, обращённый к нам через десятилетия. И эти слова подводят итог разговору о детстве. В них ненавязчиво указан путь преодоления разобщённости, самолюбия и гордого одиночества, тоски и безысходности, эгоизма и отчаяния, гнева и раздражительности, зависти и мщения — всего того, что принято называть горестями земными. Это путь преодоления. Вместе. Сообща. Соборно. С любовью в сердце.

— Почему в сцене у камня, где нет ни слова о Боге, всё пронизано Богом? Силой христианской любви напоено каждое слово речи Алёши Карамазова. — Что же отличает христианскую любовь?
«Главное — люби других, как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь как устроиться», — читаем в «Дневнике писателя».
Для Достоевского это не философская, а жизненная истина. Автор отождествляет христианскую любовь со спасением от горестей земных. По своей природе христианская любовь — вселенская, собирающая сила: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», — учил святой апостол Павел. И «через тусклое стекло» времени мальчики, герои Достоевского, навсегда запомнят всё, что потрясло их душу до основания, заставило страдать из-за другого человека, что избавило их от эгоизма и самомнения, что помогло им преобразиться. Нравственно. «Выпрямиться» во весь рост.

— Какие советы Алёши Карамазова вы взяли бы себе на вооружение?

Заключительное слово учителя. Выдающийся учёный Альберт Эйнштейн делил людей на тех, кто читал роман Достоевского «Братья Карамазовы», на тех, кто обязательно прочтёт, и тех, кто никогда это произведение читать не будет. И делил учёный людей на три категории не по интеллектуальному признаку. Дорогие ребята, мне хочется верить: придёт время, и вы прочтёте роман Фёдора Михайловича «Братья Карамазовы» полностью, пропуская через ум и сердце каждое слово великого писателя-гуманиста. Достоевского хоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Рядом с могилами Карамзина и Жуковского оказалось свободное место. На памятнике над ним было высечено: «Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падшее в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода». Это эпиграф к последнему роману Фёдора Михайловича. Похороны вылились во всенародное шествие.
Какая-то старушка, крестясь, спросила: — Никак генерала хоронят? — Не генерала, а писателя, учителя… — То-то, я вижу, сколько молодёжи-то. Значит, большой и хороший был учитель. Царство ему небесное.
Нам всем: и учителям, и ученикам — есть чему учиться у Достоевского.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое» в виде дневниковой записи или письма близкому человеку.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!