СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Готовность к школе" Советы родителям будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы родителям будущих первоклассников при подготовке детей к школе

Просмотр содержимого документа
«"Готовность к школе" Советы родителям будущих первоклассников»




Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребёнок непременно пошёл в первый класс – чем раньше, там лучше. Нечего терять год, пусть набирается ума – разума. Другие – в раздумьях: не хочется сокращать ребёнку период относительно беспечного детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определённого мнения: сегодня поговорили с Зиной из пятого подъезда и решили: нечего портить себе и ребёнку жизнь. Ещё успеет намаяться! Завтра Вовкин дедушка из соседнего двора рассказал, что Вовочка-то, оказывается, в спецшколу поступает. И собеседование уже прошёл. Тут родительские амбиции спать не дадут: этот в спецшколе, а мой что же, хуже?

И ребёнку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться. Тут самое время вмешаться педагогу и внести некую определённость в родительские метания.


С какого возраста лучше отдавать ребёнка в школу? Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. До недавнего времени во многих школах России существовало обучение сразу по двум программам – одна была рассчитана на четыре года обучения (для детей, поступающих в первый класс в шестилетнем возрасте), а другая – на три года обучения (для детей, поступающих в первый класс по исполнении семи лет). Теперь наблюдается тенденция повсеместного перехода на четырёхлетнее начальное обучение. При этом считается, что ребёнку на момент поступления в школу должно быть не меньше шести с половиной лет.

В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом ещё принадлежат дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребёнок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него ещё сохраняется острая потребность играть. Это ребёнок играющий.

Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.


Массовая школа с таким обучением справиться не могла. Поэтому шестилетки очень быстро оказывались точно в таких же условиях, как и семилетние дети. Это не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на психологическом развитии. Вот и нашли компромиссный вариант: считать возрастом поступления в школу не шесть лет, не семь, а шесть с половиной. Однако выбор между обучением по программе «Один – три» и по программе «Один – четыре» пока ещё сохраняется.

Если ребёнок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему «пересиживание» в детском саду? Не затормозит ли это его развитие? Такие вопросы возникают обычно в том случае, если к началу учебного года ребёнку не хватает одного, двух, трёх месяцев до шести с половиной (или до шести) лет.

В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребёнок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс – это прежде всего письмо. А обучению письму – серьёзный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках – это смежные с письмом виды деятельности. Умный, тонкий родитель всегда найдёт возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Важно помнить: развитый ребёнок и готовый к школе ребёнок – это не одно и то же.


Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием?

Во-первых, сам термин «интеллектуальное развитие» часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребёнка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность может облегчить жизнь ребёнку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Это система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Он проходит под девизом «Ты должен!». Поэтому к моменту поступления в школу ребёнок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички «Посторонним вход воспрещён!». К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да ещё и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть. Конечно, этому учатся в процессе. Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстёгивания пуговиц надо обладать.

Существует и ещё одна проблема, о которой почему-то не принято говорить – это проблема школьного туалета. Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определёнными сложностями. Что же говорить о школе! К счастью, в большинстве школ существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим (не всегда чистым) общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанами, попадать куда надо, спускать за собой и помнить, что в наших школьных уборных почти никогда не бывает туалетной бумаги. Это «жалкая проза», крайне далёкая от высоких мотивов обучения чтению или иностранному языку, но она является важной составляющей готовности к школе.


Чем заниматься с ребёнком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе – это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребёнку «дозреть» до школьной жизни.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) – читать ребёнку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно взрослого). «Книжным» родителям важно знать, чтобы они не торопились читать детям пяти – шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребёнок начинает читать сам. Родителям важно поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.









Что спрашивают у ребёнка при записи в первый класс?

На собеседовании, организуемом с целью знакомства с будущим первоклассником, у ребёнка проверяют сформированность тех умений, знаний и навыков, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного обучения.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребёнок при записи в 1 класс должен:

  • знать своё имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;

  • знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета;

  • уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10;

  • уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;

  • уметь сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно;

  • уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные, птицы и т.д.;

  • уметь находить в группе предметов лишний – например, из группы «Одежда» убрать цветок;

  • уметь высказывать своё мнение, построив законченное предложение;

  • иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах;

  • иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, пол, над, из-за, из-под чего-либо.

  • уметь культурно общаться с другими детьми;

  • слушать старших и выполнять их распоряжения.



  1. Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребёнок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.

  2. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону – основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.

  3. Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.

  4. Приобретая мебель обязательно учитывайте рост ребёнка. При росте 1м – 1м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула – 26 см. При росте от 1м 15 см до 1м 30см высота стола должна быть 52 см, а стула – 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребёнка могла пройти его ладонь.


Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребёнка. Это может повлечь за собой серьёзные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей». Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость, анурез.


Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знаю, как воспитывать ребёнка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или же, как они считают нужным это делать.

Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причём учиться постоянно ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребёнок появился в вашей семье, а ещё лучше – заранее.

Итак, что же нужно знать, что бы помочь ребёнку учиться в школе?

Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые навыки и после этого направлять и организовывать его действия:

  1. Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, - воспитание в ребёнке чувства ответственности за то, что он делает.

  2. Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

  3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребёнка.

  4. Не запугивайте ребёнка.

  5. Не ругайте ребёнка за плохие отметки.

Если ребёнок видит, что родители принимают самое активное участие в учёбе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать ещё больше, чтобы их порадовать.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!