СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся писать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект содержит подробное описание выполнение сочинения-рассуждения

Просмотр содержимого документа
«Готовимся писать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Городское управление образованием г. Избербаш

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «СОШ №2»







Разработка открытого урока по русскому языку в 11 классе по теме:



«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ»







Учитель: Магомедова М.Р.




















Избербаш 2017г.



Тема: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока:

- подготовка к написанию домашнего сочинения - рассуждения, подготовка к ЕГЭ;

-развитие речи и аналитических способностей учащихся;

- воспитание чувства нравственной полноценности человека;


Задачи урока:

Образовательные: продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ, отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, Развивающие: развивать умение работать с текстом, вести исследовательскую работу, делать логические выводы.

Воспитательные: воспитывать в старшеклассниках осознание ценности памяти, символизирующей нерасторжимую связь времён, важность воспоминаний.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.


Подготовка к уроку:

Класс заранее разбивается на 4 группы.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать в группах. Я надеюсь, что на уроке у нас будет царить взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу успеха!

2.Мотивация деятельности.

На днях я стала свидетелем разговора двух подростков о ЕГЭ по русскому языку и услышала столько возмущений: и заданий много, и сочинение сложное… Согласны ли вы с ними?

3. Формулировка учениками цели урока. (слайд 2)

- Как вы думаете, какова основная цель данного урока?

(Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатывать умение работать над первыми 4 критериями. ( Критерий К1 –К4).

4. Эпиграф урока: (слайд 3)

Дорогу осилит идущий!

- Как вы понимаете смысл данных слов латинской цитаты?


  1. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний. (слайд 4)

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 57 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту? (24 балла)

Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.

3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?

( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).

4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?

(1. Проблема.

  1. Комментарий.

  2. Позиция автора

  3. Своя позиция

  4. Аргумент 1

  5. Аргумент 2

  6. Заключение.)


2. Работа с текстом Чингиза Айтматова.

(распечатанный текст всем присутствующим + документ с текстом на доске)

Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве.

Для рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Все его замыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.

Куда легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.

Рассказывают, как мать, разыскав сына, превращённого в манкурта, причитала: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без того?» «Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» - умоляла она сына. Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал её, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.

С тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица. Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как твоё имя?..»

1) Определение проблемы (К1 – 1б).

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? ( Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

Задание группам: 1.Послушайте текст. Перескажите. О чём он? Найдите ключевые слова (память, раб-манкурт, лишенный памяти, понимания собственного «я»). Значит, текст о памяти. (Слайд 6)

Повторяем орфографию: Какую орфограмму вы увидели в этом слове? (чередующуюся гласную). К какому заданию ЕГЭ относится данная орфограмма? (задание 8)

2.Сформулируйте, на ваш взгляд, самую главную проблему.

3.Зачитывание проблем каждой группой. Определение главной проблемы.(Слайд 7)

Критерии сочинения

образец

К1. проблема

Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?)



2. Составление комментария к проблеме (К2 – 3б). (Слайд 8, 9)

Задание: Попробуйте пересказать текст от лица автора. Что и как он говорит? (каждая группа зачитывает свой вариант). Выберите один из видов комментария: текстуальный (следуя за автором в раскрытии проблемы) или концепционный (интерпретация проблемы исходного текста); Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Групповое обсуждение комментариев, сравнение и запись в таблицу.

Критерии сочинения

образец

К1. проблема

Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?)

К2. комментарий

(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари.



3.Формулировка авторской позиции (К3-1б).

Давайте вспомним, что такое позиция автора? (Слайд 10)

Позиция автораэто вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Какова же авторская позиция? (Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он всё это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме?) (Слайд 11, 12)

Задание: написать вариант выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.

Критерии сочинения

образец

К1. проблема

Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?)

К2. комментарий

(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари.


К3. позиция автора

Писатель считает, что никто не смеет покушаться на память человека.


4. Аргументация собственного мнения (К4-3б). (Слайд 13, 14)

Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение.

На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в том, чтобы сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе: (Слайд 14, 15)

1.жизненного опыта, который возникает ходе реальных событий, происходящих в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

2.читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания к героям, наблюдения над их поведением и поступками.

Аргументами здесь будут считаться: литературные произведения, обращения к материалам газет и журналов, ссылки на высказывания знаменитых людей, пословицы и поговорки, научные факты, доводы и т. д.

- Обсуждение аргументов.


  1. Домашнее задание

Написать свои аргументы к тексту Ч. Айтматова (2-3) или свой вариант сочинения.


  1. Рефлексия (Слайд 17)

1. Что дал вам сегодняшний урок?

2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!