СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к итоговому сочинению.Методические рекомендации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:познакомить учащихся с требованиями при составлении тем сочинений, структурой сочинения, алгоритмом работы над ним, рекомендациями ФИПИ, темами сочинений, литературными произведениями , которые можно использовать  в сочинении по направлениям 2016-2017 года.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к итоговому сочинению.Методические рекомендации»

Направления итогового сочинения

Новые направления 2016-2017 учебного года: 



  1. Разум и чувство
    2) Честь и бесчестие
    3) Победа и поражение
    4) Опыт и ошибки
    5) Дружба и вражда


    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. 

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). 

    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. 

    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 

    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 

    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 

    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. 

    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. 



    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

    → соответствие открытым тематическим направлениям;
    → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений


Методические рекомендации к итоговому сочинению.

2016/2017 учебный год

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

  • Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

  • Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

  • Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).


Алгоритм работы над сочинением

  • Выбор и обдумывание темы сочинения.

  • Выявление ключевых слов темы сочинения.

  • Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

  • Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

  • Подбор литературного материала.

  • Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

  • Написание текста сочинения на черновике.

  • Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

  • Работа с орфографическим словарём.


Аргументы к сочинению

  1. Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

  2. факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

  3. общеизвестные исторические факты;

  4. результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.


Рекомендации ФИПИ

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».


Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

«За криком души часто не слышно голоса разума».

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой»?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?


Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум – 

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».


«Чувства – 

  1. способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

  2.  Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

  3. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».


Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

разум

чувства

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»


А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)


А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)


М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)


М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)


Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский, русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой, русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум». 

М.М. Пришвин, русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».

М.М. Пришвин, русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк, немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».


Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».


Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…


Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.

Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма.  Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять разочарование: реформы, задуманные Сперанским, далеки от насущных интересов народа.

«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Заключение

Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.





Источники

Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.

http://sochinenie11.ru – все об итоговом сочинении;

http://www.aforizmov.net – афоризмы, высказывания известных личностей;

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie - ФИПИ;

http://qps.ru/ptNId - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.


. Темы по новым направлениям

Список тем для подготовки.

Разум и чувство

Что дарит человеку счастье:

чувство или разум?

Убивает ли победа разума над чувствами человечность?

«Чувство- огонь, мысль - масло». В.Г.Белинский

«Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой». В.Г. Белинский

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». М. Пришвин

Честь и бесчестие

Береги честь смолоду.

На поворотах жизни… Делай, что должно, и пусть будет, как будет. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов

Что такое честь и бесчестие (по страницам литературных произведений). Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. У. Шекспир

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать? Дж Оруэл

Торгуя честью, не разбогатеешь. Л.де К.Вовенарг

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Л.де К.Вовенарг

Честная смерть лучше позорной жизни. Тацит

Победа и поражение

Всегда ли победа приносит счастье?

Все победы начинаются с победы над собой.

Что для одного честь, то для другого – бесчестие?

..Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Генри Уорд Бичер

Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви. Гельвеций

Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. Хиггинсон

Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. Филлипс

Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. Фихте









Опыт и ошибки



Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт. Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.

Можно ли учиться на чужих ошибках?

Опыт – сын ошибок трудных… Почему люди жалеют о прошлом?

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль,

Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос Дружба и вражда

Держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Враг моего врага – враг ли мне? Можно ли дружить с враждующими людьми?

Друг необходим, враг обязателен

. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу Муин Насир Хосров)

Береги друга, чтобы

Сберечь самого себя. (Пословица)

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руста




Литературные произведения по направлениям 2016-2017 г.




«Разум и чувство»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет. И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь». Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». Е.Замятин «Мы», «Пещера». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне». К.Паустовский «Телеграмма»; «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». А.Фадеев «Разгром». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона». М.Джалиль «Маобитская тетрадь». В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».



«Честь и бесчестие»

Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество . А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». В.Дудинцев «Белые одежды». В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

«Победа и поражение»

«Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». В.Дудинцев «Белые одежды».




«Опыт и ошибки»

«Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик». «Дружба и вражда» Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». «Слово о полку Игореве». В.Шекспир «Гамлет»; «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский»; «Евгений Онегин»; «Барышня-крестьянка»; «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»; «Я вижу солнце». В.Каверин «Два капитана». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!