СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ. Задание 8. Теория и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распечатка для занятия по подготовке к экзамену. Материал "Корни с чередованиями" скомпонован таким образом, что дает возможность повторить теорию, а затем закрепить ее на практике. Завершается подборка домашним заданием. 

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Задание 8. Теория и практика»

Правописание гласных в корнях слов. ТЕОРИЯ

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Корни

Правило

Примеры

1. Написание зависит от наличия суффикса -А-

Е // И, О // А

-бер- — -бир-,

-дер- — -дир-,

-мер- — -мир-,

-тер- — -тир-,

-пер- — -пир-,

-чет- — -чит-,

-жег- — -жиг-,

-стел- — - стил-,

-блест- — - блист-,

-кос- — -кас-

В корнях пишется И, если после корня стоит суффикс -А-.

В корне - КАС- пишется А, если после корня стоит суф­фикс -А-

Выберу — выбирать, удеру — удирать,

умерумирать, вытервытираю,

запер — запирал, вычет — вычитать, Исключения: сочетать, сочетание

выжег — зажигать, стелюзастилал,

блестел — блистать, коснулся — касался.

Примечание. Необходимо раз­личать слова с омонимичными корнями: примерять платье (проверяется ударением – примерка), помириться с другом (проверяется ударением- мир), звуки замерли (корень с чередованием), косой взгляд (проверяем – косо), косить траву (проверяем покос), прикосновение (корень с чередованием) и т.п.

Я // ИМ, А// ИН

Сочетания ИМ, ИН пи­шутся, если после них идёт суффикс -А-

Понять — понимать, начать начинать,

занять занимать, примять приминать

2. Написание зависит от согласной в корне

О//А

-лож- — -лаг-

В корне -лаг- пишется А, -лож- (перед ж) — О

Предлагать предложить, полагаю,

положить, излагать — изложить, изложение, расположиться. Исключение: полог

О// А

-рос- — -раст- — -ращ-

В корнях пишется

А перед сочетанием СТ и Щ, в ос­тальных случаях — О

Рос — расти — наращение, переросла, выращенный, растительность.

Исключения: росток, ростов­щик, Ростов, Ростислав, от­расль

О//А

-скоч- — - скак-

Перед Ч пишется О,

перед К - А

Вскочитьскакать, выскочить.

Исключения: скачок, скачу, скачи.

Примечание. Необходимо раз­личать в написании формы 1-го лица будущего времени и повелительного наклонения у глаголов заскакать (начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи — заскочу, заскочи; подскачу — подскочу

3. Написание зависит от ударения (безударного положения гласных О и А)

О//А

гор- — -гар-

-твор- — -твар-,

-клон- — -клан






Без ударения — О

Загорелый — загар, загорать, выгорел

Творчество, творить. Исключение: утварь.

Кланяться, наклон, накло­ниться, поклонился, скло­нить

О//А

зор- — -зар-

Без ударения — А

Зорька — озарять, зарница, озарение.

Исключения: зоревать, зорянка

4. Написание зависит от лексического значения слова

О//А

ровн - — - равн-

Пишется -РОВН- в словах со значением «гладкий, ров­ный, прямой»,

-РАВН- в словах со значе­нием «равный, одинаковый»

Заровнять (яму), выровнять (дорожку), уровень, сровнять (с землёй).

Сравнить, уравнять (в пра­вах), поравняться (силой).

Запомнить написание следую­щих слов: равняться, равнение, равнина, поравняться, а также команда «Равняйсь!»

О// А

-мок- — -мак-

Пишется -МОК- в словах со значением «пропускать жидкость».

Пишется -МАК- в словах со значением «погружать в жидкость»

Промокать, промочить (ноги), промокашка, вымокают (под дождём).

Обмакнуть (перо в черниль­ницу), макать (хлеб в мёд)

4. Чередование гласных О/А/Ы в корнях –ПЛОВ- — - ПЛАВ- — -ПЛЫВ-

0 // А // Ы

-плов- — -плав- —

-плыв-

Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха,


Пловец, пловчиха, поплавок, плавучий, плавники, сплав­лять лес по реке, жук-плаву­нец, плывуны, плывучий, плывущий


ПРАКТИКА

Задание 1 ________________________________________________________________

1. Белье необходимо пол...скать несколько раз.Детям хотелось пол...скать пушистую собачонку. 2. Не давайте козам зал...зать в огород. — Подстреленный волк пытался зал...зать рану. 3. Нужно было разр...дить густые всходы. — Пришлось разр...дить ружье. 6. Рыбу отв...рили в соленой воде. — В комнате отв...рили все окна. 7. Не следует ум...лять значение этого факта. — Больной продолжал ум...лять о помощи. 8. Легкий ветерок обв...вал лицо. — Плющ обв...вал ствол дерева. 9. Дорогу можете узнать у местного ст...рожила. — Собака отлично ст....рожила двор. 10. Сестра прим..ряла новое платье. — Мать быстро прим...ряла поссорившихся детей.

Задание 2________________________________________________________________ ____Раск...ли, расп...вали, об...жать, разв...вался.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.

1. Арт..(л,лл)ерия, б..тальон, б..седа, велос.пед, в..тчина, гр..мадный, д..л...гат, д..сциплина, к..блук, к..лач, к..чан, к..вырять, м..тель, од..леть, провол..ка, св..репый, т..бурет, ур..ган, ф..нарь.

2. Апл..дировать, б..нзин, б..тон, б..дон, в..тага, в...н..грет, гард..роб, к..рниз, леле...ть, мач..ха, об...яние, сков..рода, сн..гирь, т..бун, торм..з.

3. А(к,кк)омп...н...мент, бахр..ма, б..чевка, в...р..ница, в..ст...бюль, гастр..ном, дез...нфекц...я, ижд...вение, инт...(л,лл)..генция, к..бура, п..л..садник, папор..тник, п..скарь, предв...рительный, ст...пендия, э...зам...натор.

Не забудьте сделать работу над ошибками.

Задание 4.________________________________________________________________

1. Наконец столбы поддерживающие соломенную крышу подг...рели (С.-Щ.). 2. Мрачно шагали пог...рельцы стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утв...рь (М. Г.). 3. От перемены мест сл...гаемых сумма не меняется. 4. Не краснеть удушливой волной, слегка соприк...снувшись рукавами (Цв.).5. Бл..стит на солнце паутина. 6. Одна з..ря сменить другую спешит, дав ночи полчаса (П.). 7. Лучи полдневного солнца приж..гают грибные шляпки (Акс). 8. Мы очень скоро вым...кли до последней нитки (Арс). 9. Некоторые морские водор...сли употребляются в пищу. 10. Под самым окном накл...нясь над водой росла развесистая береза (Акс).. 11. Мы ставили большой попл...вок с флагом на якоре — буёк, отмечая этим найденное рыбное место(Пришв.). 12. Подождем утра, соб..рем вече, воевода Новгороду ответ даст (А К. Т.). 13. Оглушенные канонадой мы почти одновременно выск...чили из окопов (Некр.).14. Чайки опускались в воду и едва к..саясь ее кругами подн..мались вверх (Гонч.). 15. Старик взмостившись на облучок и тронув вожжами начал подн..маться в гору (Григ.).16. Скоро в лужицу на поляне обм..кнет лапоток весна (Кл.). 17. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Шол.).

ВЫБОР ГЛАСНОЙ ЗАВИСИТ ОТ




















Задание 5_______________________________________________________________________

Идти по г...ристой местности было трудно. Прим...рять новые наряды она любила у большого круглого зеркала, висевшего на стене. Линии получались неуверенные, к...сые. Люблю пройтись ранним утром по р...се. П...ровали князья, радовались, за победу ковши поднимали.


Задание 6. Контролька.

1. В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?

1) прик…снуться к стеклу, 2) к…сой взгляд, 3) к…саться горячей плиты, 4) к...саться этого вопроса, 5) острая к…са, 6) к…снуться ногами дна реки 7) к…сательная линия, 8) неосторожные прик…сновения, 9) русая к…са, 10) лучи, к…савшиеся деревьев, 11) к…согор.

2.И или Е?

Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать, зан_мательный, не ун_мается, напом_нает, нач_наем.

А или О?

Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная.
Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.
Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый.

Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение.
Прекл_нение, скл_нять, покл_ниться, накл_няться.

Благотв_рительность, тв_рение мастера.

Пл_вучий, попл_вок, пл_вец, пл_вчиха.

Обм_кнуть в воду, пром_кательная бумага, пром_чить ноги, вым_кли под дождем. Подр_внять волосы, ур_внение, р_внина, р_вноправие, выр_вненный, ср_внить, зар_внять.

Ск_кать на лошади, ск_чок, выск_чка, подск_чить.

3. Выбираем один верный ответ из четырех предложенных.

А.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р..стение, впрог..лодь, прогн...зировать

2) опл...тить, р...птание, в...кзал

3) отм...хнуться, прил...гать, бл...кировка

4) застр...чить, кр..,веносный, пор...ждение

Б.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) л...петать, с...мметрично, л...песток

2) орг...нический, просв...щение, ан...малия

3) распор...жение, изв...щение, зар...зительно

4) заст...влять, по...виться, разр...статься

В. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р...стовщик, предпол...жить, т...ропливый

2) отт...чить, напр...гаться, насл...ждаться

3) обн...мать, т...лант, унив...рситетский

4) тр...нслировать, г...сударство, соч...нение

4. В формате ЕГЭ.

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

А. выр..стающий, предст..вительный, к..саться, к..мпаньон, л..ловый

Б. р..мантичный, орг..низовать, р..форма, укр..титель, разг..раться

В. отр..слевой, огл..вление, р..стовщик, предпол..жить, т..ропливый

Г..г..рячий , амн..стировать, к..валерия, тр..диционный, г..релка

Д. бл..стательно , б..седа, погл..щение, зам..рать, канц..лярский

Е. к..пошащийся, разг..раться, осл..жнение, игн..рировать, водор..сли

Ж. к..саться, к..мпаньон, приг..ревшая, пост..раться, опров..ргать



Урок 1.

Домашнее задание

1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Выпишите слова с пропусками в следующей последовательности: 1) гласная не проверяется, 2) гласная проверяется ударением, 3) чередующаяся гласная. К словам второй группы подберите проверочные. К словам третьей — приведите слово с противоположным написанием.

Пол...гаю, что-то повлияло на мой душевный состав, но я не свободен от тяги к морю: стоит мне на какой- нибудь бл...стящей к...ртинке начать рассматривать накл...нившийся в в...лнах к...раблик, стоит мне увидеть какую-нибудь пузатую к...сающуюся бер...га лодочку, стоит замедлить ш...ги, зад...ржаться посередине бл...жайшего к заливу моста, загл...нуть с него туда, где гр...нитное острие сн...мает верхние сл...и воды, расс...кает водор...сли, как я припом...наю то же чувство — кажется, что мост вместе со мной плывет вверх по т...чению. Стоит мне только представить, предпол...жить все это, как подн...мается во мне нечто ср...дни скв...зняку в сторону взморья, к...сается самых р...нимых сторон моей души. Сж...мает сердце.

Правда, в очень юном возрасте мне привелось немного поплавать, а два или три раза я даже попадал на море в серьезные переплеты. Но мне даже неловко вспом...нать о них, о переплетах этих, в присутствии некоторых моих близких родственников — сильных, заг...релых моих р...весников.

(По О. Базунову)

1. Разберите по составу слова НАКЛОНИВШИЙСЯ, ПОДНИМАЕТСЯ, КАКУЮ-НИБУДЬ.

2. К какому типу по характеру основы относится предложение Сжимает сердце?

3. Определите способ образования существительного ВЗМОРЬЕ.


2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки, раскрывая скобки.

Творчество.

Встреча с тв_рениями в_ликих мастеров всегда вызывает у меня волнение и расп_л_гает к размышлениям. Я (н_) могу (н_) пр_кл_няться перед ш_деврами Пушкина и Лермонтова Чехова и Толсто_о. Ур_вень их мастерства таков что соб_рательные образы их г_роев кажутся живыми сотв_рёнными из плоти и крови. Бл_стательное вл_дение словом пон_мание (иногда инту_тивное) с_кретов мастерства г_ниальных наших писателей пор_жает. Ви­димо то с_стояние творческого оз_рения которое испыт_вали они в момент создания своих ш_девров можно ср_внить со вспышкой молни_ оз_ряющ_й всё (во) круг. Вот в_личайший наш поэт обм_кнул гусиное перо в чернильницу и (из) под его пера пол_лись строки которые запом_наются сразу: «Г_рит вос­ток з_рёю новой».

Каждое слово мастера каждое написан_ое им предл_жение несомнен_о н_сёт отпечаток его т_ланта. Читаешь строки ст_хотворения и вид_шь как бл_стит на з_ре р_са на траве как со_нце за­жигает каждую кап_льку на листьях кустарн_ков и д_ревьев. И постепенно восх_щение тв_рением мастера перер_стает в лю­бовь. В любовь к нашей пр_красной единственной в своём роде ру(с, сс)кой л_тературе. (151 слово)















                                                                              

                                                                              











5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!