СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ГИА (ОРЭ / ОГЭ). Русский язык, 9 класс. Консультация №6: часть 2, задание 6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорожная карта подготовки к ГИА по русскому языку: часть 2, задание 6 демонстрационного варианта ОРЭ  / ОГЭ (2022) – анализ содержания текста.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ГИА (ОРЭ / ОГЭ). Русский язык, 9 класс. Консультация №6: часть 2, задание 6»

Готовимся к ГИА (ОРЭ/ОГЭ)

Консультация №6


Изучите материалы ГИА на сайте Ресобрнадзора:

https://gia.resobrnadzor.ru

ГИА-9:

1. Программы государственной итоговой аттестации (2022).

Русский язык:

  • Спецификация;

  • Кодификатор;

  • Демонстрационный вариант (обратить внимание на инструкцию выполнения работы).

2. Открытый банк заданий (2022):

  • Тренировочные варианты заданий КИМ ОРЭ 2022 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Часть 2. Задания 6-8 – анализ текста.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.


Прочитайте текст и выполните задания 6–9.


(1) На маленькой пристани уже набился народ.

– (2) Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих.

(3 ) Гребец ничего не ответил. (4) Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5) Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6) Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.

– (7) Матвей Капитоныч, здравствуй!

– (8) Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9) Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10) Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

– (11) Эй! – покрикивал он. – (12) Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, – туда… (14) Тихо… (15) Без паники.

(16) Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17) Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18) Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.

– (21) Мотенька, что это?

– (22) Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23) Ничего особенного. (24) Зенитки.

(25) Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26) Ничего не скажу – было страшно. (27) Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28) Передо мной сидел мальчик. (29) Ни на один миг не оставил вёсел. (30) Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31) Неужели он не боится? – подумал я. – (32) Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34) Не понимает, что такое смерть».

(35) Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37) Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.

– (38) Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40) Но что же поделаешь! (41) Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42) Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.

– (43) Как перевозчика? – сказал я. – (44) Где? (45) Какого?

– (46) Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47) Хороший человек был. (48) Сорок два года работал на паровозе.

– (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я.

– (50) Матвей Капитоныч! (51) Это сынишка перевозчика, который погиб.

(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54) Как же он может? – подумал я. – (55) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56) Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58) Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».

(По Л. Пантелееву*)

*Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист.


Задание 6. Анализ содержания текста.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.

2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.

3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.

4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.

5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

Ответ: _____124_____.


Теоретический минимум


Что следует знать и уметь для правильного выполнения задания?

  • Адекватно понимать содержание текста.

  • Проводить логико-смысловой анализ текста,

  • Уметь воспринимать текст в его смысловой и композиционной целостности.

  • Помнить о том, что может быть несколько вариантов ответа (2-3)


Где найти материал для повторения?

В пособии Драбкиной С.В. «Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации»:

  • смысловой анализ текста – стр.92-93.


Алгоритм действий при выполнении задания

1. Внимательно прочитайте текст, используя изучающее чтение (это важно, т.к. по этому же тексту надо будет писать сочинение, выполняя задание 9).

2. Найдите ответы на вопросы:

  • Какова позиция автора (основная мысль текста), что автор хотел выразить, сказать своим произведением?

  • Какие герои представлены в тексте, как автор их изображает и как к ним относится?

3. Определите не только поверхностную информацию, но и глубинную, которая часто в тексте прямо не выражена.

4. См. алгоритм действий в пособии Драбкиной С.В., стр.92.


Как научиться выполнять задания?

Выполните тренировочные задания, сверьте с ответами, выявите причины ошибок.

1. Пособие Драбкиной С.В.:

  • стр.92-93;

  • стр.130, часть 2, задание 6 примерных вариантов ОГЭ-2021; ответы на стр.196.

2. Пособие Цыбулько И.П., которое вы приобрели: часть 2, задание 6 во всех вариантах.

3. Часть 2, задание 6 демонстрационного варианта и открытого банка заданий (2022), размещенных на сайте https://gia.resobrnadzor.ru

4. Открытый банк заданий ОГЭ на сайте https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge


Литература

  1. Драбкина С.В. Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2021. – 200 с.

  2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.

  3. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.

  4. Сенина Н.А. русский язык. ОГЭ-2021. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, С.В.Гармаш; под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2020. – 496 с. – (ОГЭ).

  5. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2022. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).


Электронные ресурсы

https://gia.resobrnadzor.ru

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!