СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готическая храмовая архитектура

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений.

Просмотр содержимого документа
«Готическая храмовая архитектура»

Презентация к уроку МХК в 10 классе: Готическая храмовая  архитектура Подготовила: Прилуцкая Елена Жалельевна Королевская СОШ

Презентация к уроку МХК в 10 классе: Готическая храмовая архитектура

Подготовила:

Прилуцкая Елена Жалельевна

Королевская СОШ

Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество. В 1137г. Сугерий, настоятель монастыря Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства, служившего со времён Меровингов усыпальницей королей, в связи с необходимостью увеличения её внутреннего пространства. Для облегчения сводов и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возводили каркасные арки –  нервюры  (от фр. nervur – ребро). Эта конструкция представляет собой две выступающие, диагонально пересекающиеся арки и четыре боковые.

Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество. В 1137г. Сугерий, настоятель монастыря Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства, служившего со времён Меровингов усыпальницей королей, в связи с необходимостью увеличения её внутреннего пространства. Для облегчения сводов и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возводили каркасные арки –  нервюры  (от фр. nervur – ребро). Эта конструкция представляет собой две выступающие, диагонально пересекающиеся арки и четыре боковые.

Базилика Сен-Дени

Базилика Сен-Дени

Вместо доминирующей раньше полуциркульной стали применять стрельчатую арку, которая позволяла перекрывать любой в плане пролёт. Применение нервюрного стрельчатого свода позволило предельно облегчить стены и почти вытеснить их, заменив высокими окнами, отделёнными одно от другого лишь узким перемычками опор. По замыслу Сугерия, яркий свет в алтарной части должен был символизировать «священный свет религии». Окна капелл украсили цветными витражами, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцанием.

Вместо доминирующей раньше полуциркульной стали применять стрельчатую арку, которая позволяла перекрывать любой в плане пролёт. Применение нервюрного стрельчатого свода позволило предельно облегчить стены и почти вытеснить их, заменив высокими окнами, отделёнными одно от другого лишь узким перемычками опор. По замыслу Сугерия, яркий свет в алтарной части должен был символизировать «священный свет религии». Окна капелл украсили цветными витражами, через которые солнечные лучи наполняли хор радужным мерцанием.

Интерьер раннего готического храма

Интерьер раннего готического храма

Витражи готического храма готическая роза

Витражи готического храма готическая роза

Чтобы снять нагрузки со стены, боковой распор сводов «гасили» за счёт выступающих из стен «лопаток», либо вынесенного за пределы стен подпорного уступчатого столба – контрфорса .  Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась базиликальная форма здания , где средний неф возвышался над боковыми, использовали специальную соединительную арку –  аркбутан , которую перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Таким образом, фасад расчленялся по вертикали на три части посредством контрфорсов или выступающих «лопаток», что символически соотносилось с идеей Троицы.

Чтобы снять нагрузки со стены, боковой распор сводов «гасили» за счёт выступающих из стен «лопаток», либо вынесенного за пределы стен подпорного уступчатого столба – контрфорса .  Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась базиликальная форма здания , где средний неф возвышался над боковыми, использовали специальную соединительную арку –  аркбутан , которую перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Таким образом, фасад расчленялся по вертикали на три части посредством контрфорсов или выступающих «лопаток», что символически соотносилось с идеей Троицы.

5 контрфорсов с  аркбутанами , слева виден угловой контрфорс.   Батское аббатство

5 контрфорсов с  аркбутанами , слева виден угловой контрфорс.

  Батское аббатство

аркбутаны

аркбутаны

Западный фасад также членился на три части, но уже по горизонтали. Нижнюю часть составляли входные двери – порталы . Они оформлялись либо в виде крылец (Реймсский собор), либо как уходящая внутрь паперть (площадка перед входом в храм) –  «перспективный портал»  (Нотр-Дам в Париже). Над порталами во втором ярусе располагалась аркадная галерея либо три окна. Выше опять галерея, и фасад завершался либо  щипцом (фронтоном, который не отделён от стены карнизом, а является как бы её продолжением), либо  пинаклем  (декоративной башенкой). Пинаклями украшались также контрфорсы. По обеим сторонам из общей массы  нартекса  вырастали две башенки. На шпиле башни, расположенной над  средокрестием , помещали петуха – символ христианского бодрствования либо  фиал  (декоративное завершение в виде распустившегося крестоцвета, фигурной пирамидки).

Западный фасад также членился на три части, но уже по горизонтали. Нижнюю часть составляли входные двери – порталы . Они оформлялись либо в виде крылец (Реймсский собор), либо как уходящая внутрь паперть (площадка перед входом в храм) –  «перспективный портал»  (Нотр-Дам в Париже). Над порталами во втором ярусе располагалась аркадная галерея либо три окна. Выше опять галерея, и фасад завершался либо  щипцом (фронтоном, который не отделён от стены карнизом, а является как бы её продолжением), либо  пинаклем  (декоративной башенкой). Пинаклями украшались также контрфорсы. По обеим сторонам из общей массы  нартекса  вырастали две башенки. На шпиле башни, расположенной над  средокрестием , помещали петуха – символ христианского бодрствования либо  фиал  (декоративное завершение в виде распустившегося крестоцвета, фигурной пирамидки).

Рёбра пирамидальной крыши и рёбра пинаклей украшали фигурными крючками –  краббами , или  кроссами . Порталы и окна имели высокие остроконечные щипцы –  вимперги . Для оконных проёмов использовали стрельчатую форму дуги, но чтобы сделать окно более красивым, применяли  горбыли  – каменные вертикальные перегородки, в верхней части переходящие в причудливый каменный узор, главным мотивом которого служили трилистник, роза, качающееся пламя.

Рёбра пирамидальной крыши и рёбра пинаклей украшали фигурными крючками –  краббами , или  кроссами . Порталы и окна имели высокие остроконечные щипцы –  вимперги . Для оконных проёмов использовали стрельчатую форму дуги, но чтобы сделать окно более красивым, применяли  горбыли  – каменные вертикальные перегородки, в верхней части переходящие в причудливый каменный узор, главным мотивом которого служили трилистник, роза, качающееся пламя.

Концы  трансепта  обыгрывались как самостоятельные фасады с великолепными порталами и окнами-розами.

Концы  трансепта  обыгрывались как самостоятельные фасады с великолепными порталами и окнами-розами.

Внутреннее пространство готического храма также членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю –  трифорий  (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

Внутреннее пространство готического храма также членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю –  трифорий  (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

Трифорий

Трифорий

Реймсский собор , Франция

Реймсский собор , Франция

Кентерберийский собор,  Великобритания

Кентерберийский собор, Великобритания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!