План урока
- Государство – основной институт политической системы
- Внутренняя и внешняя политика
- Бюрократия
- Современная государственная служба и ее задачи
1. Государство – основной институт политической системы
Государство является стержневым элементом и главным управляющим центром политической системы. Вокруг государства объединяются другие политические институты, политические силы, что обусловлено его отличительными признаками:
- государство выступает в качестве официального
представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.
- государство является особой организацией
публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные) наделены властными полномочиями, т.е. правом принимать решения от имени государства.
1. Государство – основной институт политической системы
- Государственная власть обладает монопольными правами: на издание законов и других нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер; на применение в необходимых случаях принуждения, вплоть до силы; на взимание налогов с населения.
- государство обладает суверенитетом, т.е.
верховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и независимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет).
- государство выполняет интегрирующую
роль в обществе, является главным управляющим центром политической системы.
1. Государство – основной институт политической системы
ЦЕНТРАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО
ГОСУДАРСТВО отличается от других политических институтов :
- Наивысшей концентрацией власти
- Суверенитетом в определенных границах
- Возможностью осуществлять принуждение
- Рядом исключительных прав
(использование силы, принятие общеобязательных законов, взимание налогов)
2. Внутренняя и внешняя политика
Политика - целенаправленная деятельность
государства по решению общественных проблем,
постановки и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Политика - средство, позволяющее государству
достичь определенных целей в конкретной области.
2. Внутренняя и внешняя политика
В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выделяются следующие направления внутренней политики : экономическая, социальная, государственно-правовая, культурная .
2. Внутренняя и внешняя политика
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Направлена на разрешение внутригосударственных задач (поддержание порядка, обеспечение развития страны, вопросам культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.)
Заседание кабинета министров РФ
2. Внутренняя и внешняя политика
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Экономическая политика структурно включает денежно-кредитную политику, инвестиционную, научно-техническую (инновационную), внешней торговли, таможенную.
Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, социальной защиты населения, демографической, национальной, молодежной и пр.
Составляющие государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика.
Культурная политика - это политика в области образования, кино, театра, музейного дела, библиотек и др.
2. Внутренняя и внешняя политика
Встреча президента РФ Путина В.В. с президентом США Д.Трампом
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Разрешение межгосударственных противоречий, отстаивание государственных интересов на международной арене.
2. Внутренняя и внешняя политика
Встреча лидеров стран ШОС
Направления внешней политики:
оборонная
иностранная (между физическими и юридическими
лицами различных государств)
международная торговля
2. Внутренняя и внешняя политика
Выделяют стратегическую и тактическую (текущую) политику.
Долгосрочная стратегическая политика – 10-15 лет (и более)
Среднесрочная стратегическая политика – 3-5 лет
Краткосрочная стратегическая политика – 1,5-2 года
Тактическая политика - это деятельность,
направленная на реализацию намеченных стратегических целей.
2. Внутренняя и внешняя политика
Этапы развития государственной политики:
1. выявляются общественно значимые проблемы и их причины;
4. анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная
оценка данной политике (программе), работе государственных органов.
2. на основе проведенного анализа определяются
цели (задачи) (общую стратегию внешней и внутренней
политики определяет президент РФ. Он же ставит общие
цели перед федеральными органами исполнительной власти, что находит отражение в его ежегодном Послании к Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики
Государства);
3. С принятием правительственных программ
завершается этап разработки политики и начинается
этап ее реализации (Здесь на первый план выступают исполнительные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства);
3. Бюрократия
Бюрократия – чиновники (дословно «власть стола»)
Коррупция - это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях
личного обогащения.
3. Бюрократия
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) разработал классическую теорию (модель) бюрократии,
суть которой в том, что политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые – исполняют их.
Характерные признаки бюрократии (по М.Веберу): - наличие законодательно установленных
правил управленческой деятельности; - устойчивой иерархической структуры с жесткой
дисциплиной и контролем вышестоящими инстанциями нижестоящих;
- использование специалистов-профессионалов.
Чиновники не избираются, а назначаются
на ту или иную должность с учетом их квалификации.
3. Бюрократия
Бюрократия - это организация профессиональных
государственных чиновников, предназначенная
для квалифицированного исполнения общественной
политики.
Бюрократизм - отрыв чиновничества от народа и превращение его в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство.
3. Бюрократия
Причины возникновения и усиления бюрократизма
- чиновники работают на постоянной, профессиональной основе. Они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата;
- чиновник, занимающий тот или иной пост
в государственном аппарате, является экспертом определенного профиля. Он накапливает большой объем информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным образом то, что им сообщают чиновники;
- бюрократия в поисках управленческих
решений вступает в тесный контакт с различными
социальными группами (предпринимателей, финансистов и пр.), приобретая тем самым клиентов, попадает под влияние отдельных групп (например, финансовых), срастается с ними или контролируется ими.
4. Современная государственная служба
В законе «0 государственной гражданской службе» созданы правовые основы госслужбы (государственная служба - это профессиональная
деятельность граждан РФ по обеспечению
полномочий Российской Федерации и органов государственной власти).
4. Современная государственная служба
Госслужба включает гражданскую, военную и правоохранительную виды службы. Государственные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность на определенных должностях, включенных в соответствующие реестры - списки, содержащие перечень должностей госслужбы.
4. Современная государственная служба
Высшим классным чином в России является действительный государственный советник 1-го класса. Самый низший чин - секретарь гражданской службы 3 - го класса. Человек переходящий с военной государственной службы на гражданскую не теряет своего положения и привилегий, будет иметь тот же ранг (категорию) и соответствующий оклад, пенсию.
Полные блоки презентаций по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
Домашнее задание
- Изучить параграф 17
- Вопросы «Проверьте себя» (устно)
- Задания «Подумайте. Обсудите» №1 и №2 (продумать для работы на уроке)