СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государство политическая организация общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема урока: Государство политическая организация общества.    

тип урока: урок  открытия новых знаний

Цель: формирование представлений о правовом государстве и его признаках

 Задачи:

-продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами,

-вызвать интерес к предмету,

-коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Просмотр содержимого документа
«Государство политическая организация общества.»

Кл. 9В Обществознание Ур. 2

тема урока: Государство политическая организация общества.

тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: формирование представлений о правовом государстве и его признаках

Задачи:

-продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами,

-вызвать интерес к предмету,

-коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Планируемые результаты:

Новые понятия: государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

Оборудование и материалы: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2018; карточки с заданиями

Время

Этапы урока

Содержание урока

ресурсы и сервисы (ссылки)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

5 мин.

Организа-ционный момент

Проверка готовности к уроку. (Здравствуйте ребята! Я рада всех приветствовать. Вы готовы к занятию? Отлично, начинаем.)

- учебник, тетрадь, РТ

активно работать на уроке и иметь позитивный настрой

Ребята напоминаю условие оценивания ответа: отвечать надо полным ответом, стараться ответить так, чтобы дополнить было нечего.

Сегодня на уроке вам потребуются телефоны, поэтому оставьте их у себя, но по традиции наших уроков брать их нельзя (Кого замечу – то правило знает!?)


Отмечает отсутствующих.


ПРАВИЛА РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИСТОРИИ: СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ И ПОРЯДОК, МУСОР СВОЙ УНОСИТЬ С СОБОЙ

Приветствуют учителя.



5 мин.

Этап целеполага-ния и мотивации

Ребята, послушайте стихотворение. … стихи помогут вам определить тему сегодняшнего разговора на уроке.


Подводит ребят к выводу о том, что ..

Давайте попробуем определить цель нашего сегодняшнего урока!

Что сегодня мы будем делать на уроке?

ТЕМА: Государство политическая организация общества

ПЛАН:

  1. Теории происхождения государства.

  2. Понятие «государство».

  3. Признаки государства

  4. Функции государства

  5. Формы государства.

  6. Гражданство


Прежде чем приступить к новой теме проверим Д./з.

ПРОВЕРКА Д./З.: Какие сложности у вас возникли при подготовке дз? Что осталось не понятным?

Задание 1. Определите понятие.

1) ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

2) ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.

3) ____________________ – это наказание.

4) ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.

5) Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________



Определяют тему урока.

Формулируют задачи с помощью учителя.

Записывают тему урока и план в тетрадях




4 мин.

Этап актуализа-ции знаний

- ?.

- ?

- ?.

Вывод:

Отвечают на вопросы учителя



7 мин.

Открытие новых знаний

  1. Теории происхождения государства

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. (Слайд)

Теории происхождения государства:

патриархальная

договорная

теория завоевания

классовая

теологическая

Задание 1. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5






Основная идея

Теория происхождения государства

1) государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А) патриархальная

2) государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б) теологическая

3) государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца



В) договорная

4) государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое господство одного класса над другими

Г) теория завоевания

5) любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д) классовая











Знакомятся с понятием, анализируют каждый критерий, определяют


Выполняют задание.




Отвечают на вопросы

Учебник стр.10

3 мин.

2. Понятие «государство».

Называя ту или иную страну государством, мы используем понятие «государство» в широком смысле. В современном мире существует множество государств, т. е. множество стран, каждая из которых имеет собственное правительство. Все они прошли свой путь исторического развития. Тысячелетнюю историю имеет и наше государство. Основные вехи этого пути вам известны из курса отечественной истории.

Часто понятие «государство» используется в более узком значении — как совокупность органов государственной власти и управления.

Государство – это страна.

Государство – это совокупность органов государственной власти и управления. (Запись определений в тетрадь).


Отвечают на вопросы учителя.


Приходят к выводу: широкий и узкий смысл значения слово «Государство»





Записывают определение в тетрадь.


5 мин.

3. Признаки государства

Задание. Определите признак государства. (учеб-к стр.12).

Признаки государства:

1. Единство территории

2. Публичная власть.

3. Суверенитет.

4. Законодательная деятельность.

5. Налоговые сборы. (Запись в тетрадь).

СУВЕРЕНИТЕТ – самостоятельность и независимость. (Запись определения в тетрадь).

Задание «Подумай». Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги.

Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи..



По учебнику определяют признаки и объясняют их.


Записывают в тетрадь

Учебник стр.12



4. Функции государства (в тетради 2 стрелочки от понятия)

Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции.

Задание. Работа с учебником стр. 14-15: определите, что относится к внутренним функциям, а что к внешним.

К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.



Выполняют задание

Учеб-к стр 14-15



5. Формы государства.

Работа с карточкой + учебник стр. 13.

Задание 2. Заполните схему «Формы государства»


Ф ормы государства

П о форме правления

П о форме

государственно-территориального

у стройства









-




-




Задание. Определи понятие.

  1. _____________это государство во главе которого стоит монарх и его власть, как правило, передается по наследству.

  2. _____________это государство где власть первого лица ограничена чем-либо.

  3. _____________это государство, где власть первого лица ничем не ограничена.

  4. _____________это государство, где высшие органы власти избираются на строго установленный срок.

  5. _____________это государство, где ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент.

  6. _____________государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом.

  7. _____________государство, где отдельные территории, обладают значительной самостоятельностью.

Работа по карточке.

Задание 3. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите фор­му государства в следующих примерах:

      1. Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.

      2. На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автоно­мией. _________________________

      3. Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из ко­торых обладает определенной степенью самостоятельности.______________________________________________________

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам. _________________________


Задание 4. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

________________________________________________________________


Выполняют задание

Карточка + учебник стр. 13



6. Гражданство.

Гражданство — это устойчивая полити­ко-правовая связь человека с государством.

Быть гражданином, как вы знаете, значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству.

Работа по карточке.

Задание 5. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О граж­данстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и пра­вила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

        1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

        2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав­ным независимо от оснований его приобретения.

        3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела­ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российс­кой Федерации.

        4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

        5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному госу­дарству.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.







Выполняют задания







Уч-к стр. 16 вопросы + карточка

5 мин.

Первичное закрепление

С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

Работа со словарём: государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

Фронтальный опрос:

  • Каковы различные точки зрения на причины появ­ления государства?

  • Что такое «государство»?

  • На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

  • В чём выражается суверенитет государ­ства?

  • Каковы внутренние и внешние функции государ­ства?

  • Ка­кое государство мы называем унитарным?

  • Что присуще федеративному государственному устройству?

  • Что такое «республика»?

  • Назови разновидности республиканской формы власти?

  • Что такое «монархия»?

  • Назови разновидности монархической формы власти?

  • Раскрой­те смысл понятия «гражданство».

  • Как связаны права и обязанности гражданина?

Отвечают на вопросы, используя записи в тетрадях.


2 мин.

Подведение итогов урока

Какие сложности у вас возникли на уроке, что было трудно? (разъяснить или порекомендовать еще почитать учебник)

Что было легко?

Что осталось не понятным?

Что нового вы узнали?

Что было самым интересным?


Продолжи фразу:

•Сегодня на уроке я узнал…

•Сегодня на уроке меня удивило…

•Сегодня на уроке для меня было сложно…

•Сегодня на уроке у меня получилось…


1.Предлагает оценить свою деятельность на уроке

2. Возвращает к поставленным задачам урока.


Выставление оценок, каждая оценка комментируется

1. Суммируют отметки, полученные за выполнение упражнения и теста, выводят отметку за урок.

2.Выясняют в какой степени выполнены задачи урока

Делают выводы.








1 мин.

Подача домашнего задания

Подготовить сообщение (пояснение дз)

Записи в тетради выучить, параграф 2 читать отвечать на вопросы стр. 17

Всем понятно, как выполнить Д./з.?

Записывают домашнее задание в тетрадь.




Всем спасибо за урок, спасибо за работу и внимательность!

До свидания!

На последнем уроке: Ребята, поднимите стулья на парты, а если после вас есть мусор соберите его за собой и выбросить в урну.






1. Определите понятие.

1) ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

2) ________________________________ – это влияние на людей в

рамках закона.

3) ____________________ – это наказание.

4) ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.

5) Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________





3. Определите понятие.

1) ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

2) ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.

3) ____________________ – это наказание.

4) ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.

5) Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________





2. Определите понятие.

1) ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

2) ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.

3) ____________________ – это наказание.

4) ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.

5) Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________





4. Определите понятие.

1) ________________ – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

2) ________________________________ – это влияние на людей в рамках закона.

3) ____________________ – это наказание.

4) ___________________________________ - это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.

5) Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет – это __________________________________



Задание 1. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5






Основная идея

Теория происхождения государства

1) государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А) патриархальная

2) государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б) теологическая

3) государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца



В) договорная

4) государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое господство одного класса над другими

Г) теория завоевания

5) любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д) классовая

Задание 1. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5






Основная идея

Теория происхождения государства

1) государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А) патриархальная

2) государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б) теологическая

3) государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца



В) договорная

4) государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое господство одного класса над другими

Г) теория завоевания

5) любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д) классовая







5. Формы государства.

Работа с карточкой.

Задание 2. Заполните схему «Формы государства»


Ф ормы государства

П о форме правления

П о форме

государственно-территориального

у стройства









-




-




(в тетрадь).

Задание. Определи понятие.

  1. _____________это государство во главе которого стоит монарх и его власть, как правило, передается по наследству.

  2. _____________это государство где власть первого лица ограничена чем-либо.

  3. _____________это государство, где власть первого лица ничем не ограничена.

  4. _____________это государство, где высшие органы власти избираются на строго установленный срок.

  5. _____________это государство, где ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент.

  6. _____________государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом.

  7. _____________государство, где отдельные территории, обладают значительной самостоятельностью.


Работа по карточке.

Задание 3. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите фор­му государства в следующих примерах:

      1. Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.

      2. На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автоно­мией. _________________________

      3. Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из ко­торых обладает определенной степенью самостоятельности.______________________________________________________

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам. _________________________


Задание 4. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

________________________________________________________________________________



Задание 5. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О граж­данстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и пра­вила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

        1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

        2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав­ным независимо от оснований его приобретения.

        3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела­ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российс­кой Федерации.

        4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

        5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному госу­дарству.

        6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.


Задание 5. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О граж¬данстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и пра¬вила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав¬ным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела¬ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российс¬кой Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному госу¬дарству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.


Задание 5. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О граж¬данстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и пра¬вила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав¬ным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела¬ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российс¬кой Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному госу¬дарству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.


Задание 5. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О граж¬данстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и пра¬вила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав¬ным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела¬ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российс¬кой Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному госу¬дарству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!