СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственный бюджет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Государственный бюджет»

Го­сударс­тво иг­ра­ет большую роль в ре­гули­рова­нии об­ще­ствен­ной жиз­ни. Не ис­клю­чение и эко­номи­че­ская сфе­ра об­ще­ства. При раз­ных ти­пах эко­номи­че­ских сис­тем вли­яние го­сударс­тва на эко­номи­ку раз­лично. В ус­ло­ви­ях тра­дици­он­ной эко­номи­че­ской сис­те­мы оно нез­на­чительно, а в ус­ло­ви­ях ад­ми­нис­тра­тив­но-ко­ман­дной — все­объем­лю­ще.

Го­сударст­вен­ное ре­гули­рова­ние эко­номи­ки — воз­действие го­сударс­тва на хо­зяйствен­ную жизнь об­ще­ства и свя­зан­ные с ней со­ци­альные про­цес­сы, в хо­де ко­торо­го ре­али­зу­ет­ся эко­номи­че­ская и со­ци­альная по­лити­ка го­сударс­тва.

В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­номи­ки про­из­во­дитель и пот­ре­битель выс­ту­па­ют са­мо­сто­ятельны­ми субъек­та­ми эко­номи­че­ской жиз­ни. Тем не ме­нее го­сударс­тво вы­нуж­де­но ока­зывать вли­яние на эко­номи­ку.

В ус­ло­ви­ях рын­ка мо­гут воз­ни­кать мо­нопо­лии, ко­торые в сво­ей де­ятельно­сти по про­из­вод­ству то­варов и це­но­об­ра­зова­нию на­носят ущерб бла­госо­сто­янию об­ще­ства. Час­тных пред­при­нима­телей ма­ло за­ботят та­кие не­об­хо­димые для об­ще­ства, но неп­ри­быльные от­расли, как обо­рона, культу­ра, на­ука, об­ра­зова­ние, здра­во­ох­ра­нение. На­целен­ность на по­луче­ние при­были ос­тавля­ет за кру­гом ин­те­ресов пред­при­нима­телей воп­ро­сы эко­логии, без­ра­боти­цы, ин­фля­ции и др. По­это­му го­сударст­вен­ное вме­ша­тельство в ры­ноч­ную эко­номи­ку не только це­лесо­об­разно, но и не­об­хо­димо.

Го­сударст­вен­ное воз­действие на эко­номи­ку вы­пол­ня­ет не­сколько фун­кций:

  • фор­ми­рова­ние пра­вовой ба­зы ре­гули­рова­ния эко­номи­че­ских от­но­шений;

  • ста­били­зация эко­номи­ки, под­держа­ние кон­ку­рен­ции, пре­одо­ление спа­да про­из­вод­ства, сни­жение ин­фля­ции, борьба с без­ра­боти­цей, под­держа­ние ста­бильно­го уров­ня цен и на­цио­нальной ва­люты;

  • рас­пре­деле­ние ре­сур­сов, про­из­вод­ство то­варов и ус­луг, ко­торым не за­нима­ет­ся час­тный сек­тор эко­номи­ки (под­дер­жка сельско­го хо­зяйства, свя­зи, тран­спор­та, обо­роны, на­уки, об­ра­зова­ния, здра­во­ох­ра­нения и др.);

  • пе­рерас­пре­деле­ние до­ходов (сбор на­логов и на­прав­ле­ние этих средств на со­ци­альные и го­сударст­вен­ные нуж­ды);

  • обес­пе­чение со­ци­альной за­щиты на­селе­ния, га­ран­тии ми­ниму­ма за­работ­ной пла­ты, пен­сий, по­собий.

Цель го­сударст­вен­но­го ре­гули­рова­ния эко­номи­ки — фор­ми­рова­ние на­ибо­лее бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий для под­держа­ния эко­номи­че­ско­го раз­ви­тия и сох­ра­нения ста­бильнос­ти об­ще­ства.

Здание Центрального банка России

Не­кото­рые уче­ные до­пол­ня­ют эту цель та­кими за­дача­ми, как не­об­хо­димое обес­пе­чение тем­пов рос­та ва­лово­го на­цио­нально­го про­дук­та, сок­ра­щение без­ра­боти­цы, ста­били­зация цен и под­держа­ние вы­год­ной внеш­не­эко­номи­че­ской по­лити­ки. Пос­ледние за­дачи ма­лосов­мести­мы. Нап­ри­мер, фик­си­рован­ные твер­дые це­ны сни­жа­ют за­ин­те­ресо­ван­ность пред­при­нима­телей в про­из­вод­стве про­дук­ции, а борьба с без­ра­боти­цей при­водит к до­пол­ни­тельным рас­хо­дам. Тем не ме­нее го­сударс­тво стре­мит­ся к то­му, что­бы эти за­дачи мак­си­мально вы­пол­ня­лись.

Средства государственного регулирования экономики

Го­сударс­тво рас­по­лага­ет ши­роким на­бором средств ре­гули­рова­ния эко­номи­ки. В пер­вую оче­редь — это пра­вовые средс­тва. Пра­вила по­веде­ния в эко­номи­че­ской сфе­ре за­креп­ля­ют­ся в раз­но­об­разных го­сударст­вен­ных до­кумен­тах (нор­ма­тив­ных пра­вовых ак­тах): за­конах, ука­зах, пос­та­нов­ле­ни­ях, при­казах, по­ложе­ни­ях и т.д. Эти пра­вовые ак­ты об­ще­обя­зательны и дол­жны вы­пол­няться все­ми субъек­та­ми эко­номи­че­ской де­ятельно­сти. Не­выпол­не­ние пра­вовых норм вы­нуж­да­ет го­сударс­тво при­менять ме­ры от­ветс­твен­ности к их на­руши­телю.

Дру­гим спо­собом го­сударст­вен­но­го ре­гули­рова­ния эко­номи­ки слу­жат ад­ми­нис­тра­тив­ные сред­ства. Они ре­али­зу­ют­ся че­рез де­ятельность в эко­номи­че­ской сфе­ре ком­пе­тен­тных го­сударст­вен­ных ор­га­нов — ми­нис­терств, пра­во­ох­ра­нительных ор­га­нов, мес­тных ор­га­нов са­мо­уп­равле­ния и т.д., — ко­торые мо­гут при­менять ме­ры воз­действия к субъек­там эко­номи­че­ских от­но­шений.

На­конец, са­мый мощ­ный спо­соб воз­действия го­сударс­тва на эко­номи­ку пред­став­ля­ют фи­нан­со­вые средс­тва.

Го­сударст­вен­ные фи­нан­сы — средс­тва, свя­зан­ные с фор­ми­рова­ни­ем и ис­пользо­вани­ем го­сударст­вен­но­го бюд­же­та.

Бюд­жет — еже­год­ный фи­нан­со­вый план до­ходов и рас­хо­дов го­сударс­тва.

Го­сударст­вен­ный бюд­жет име­ет си­лу за­кона и при­нима­ет­ся пар­ла­мен­том, ко­торый осу­щест­вля­ет кон­троль над его рас­хо­дова­ни­ем. Ис­полне­ние бюд­же­та (рас­хо­дова­ние бюд­жетных средств) осу­щест­вля­ет­ся пра­ви­тельством.

По струк­ту­ре бюд­жет со­сто­ит из до­ходов и рас­хо­дов (схе­ма 12).

Схема 12.Структура бюджета

Ис­точни­ками фор­ми­рова­ния до­ход­ной час­ти бюд­же­та выс­ту­па­ют на­логи, до­ходы от де­ятельно­сти го­сударст­вен­но­го сек­то­ра эко­номи­ки и про­дажи ре­сур­сов, про­цен­ты от го­сударст­вен­ных ссуд­ных опе­раций и др. Ос­новные статьи рас­хо­дова­ния бюд­жетных средств — это со­дер­жа­ние го­сударст­вен­но­го ап­па­рата уп­равле­ния и во­ору­жен­ных сил, фи­нан­си­рова­ние со­ци­альных прог­рамм (в об­ласти об­ра­зова­ния, здра­во­ох­ра­нения, на­уки, культу­ры, пен­си­он­но­го обес­пе­чения и др.), под­дер­жка оте­че­ствен­ной эко­номи­ки (кре­диты, до­тации) и т.д.

Со­от­но­шение до­ходов и рас­хо­дов в струк­ту­ре го­сударст­вен­но­го бюд­же­та име­ет ог­ромное зна­чение не только для раз­ви­тия эко­номи­че­ской и со­ци­альной сфер, но и для по­лити­че­ской са­мо­сто­ятельнос­ти го­сударс­тва.

Сба­лан­си­рован­ный бюд­жет — бюд­жет, в ко­тором рас­хо­ды рав­ны до­ходам.

Все рас­ходные статьи обес­пе­чива­ют­ся пос­тупле­ни­ями де­нег в бюд­жет, по­это­му у го­сударс­тва есть дос­та­точ­но средств, что­бы фи­нан­си­ровать раз­ви­тие всех сфер об­ще­ствен­ной и го­сударст­вен­ной жиз­ни.

По­ложи­тельное сальдо (про­фицит бюд­же­та) — пре­выше­ние до­ход­ной час­ти бюд­же­та над рас­ходной.

Ос­та­ющи­еся у го­сударс­тва средс­тва мо­гут быть на­прав­ле­ны на до­пол­ни­тельное фи­нан­си­рова­ние ка­кой-ли­бо об­ласти ре­гули­рова­ния — со­ци­альной, эко­номи­че­ской, во­ен­ной. Го­сударс­тво мо­жет по­высить за­работ­ную пла­ту учи­телям, вра­чам, ин­же­нерам, во­ен­ным, т.е. ра­бот­ни­кам так на­зыва­емой бюд­жетной сфе­ры, а мо­жет уве­личить ма­тери­альное обес­пе­чение чи­нов­ни­ков. Кро­ме то­го, из сумм, ос­тавших­ся пос­ле ис­полне­ния бюд­же­та, мо­жет быть соз­дан де­неж­ный фонд, средс­тва ко­торо­го бу­дут нап­равляться на обес­пе­чение рас­ходной час­ти бюд­же­та, в слу­чае ес­ли пос­тупле­ние до­ходов ока­жет­ся меньше зап­ла­ниро­ван­но­го.

От­ри­цательное сальдо (де­фицит бюд­же­та) — пре­выше­ние рас­ходной час­ти бюд­же­та над до­ход­ной.

Сба­лан­си­рован­ный бюд­жет — до­вольно ред­кое яв­ле­ние. Ча­ще все­го в бюд­жет за­ранее зак­ла­дыва­ет­ся сум­ма де­фици­та. Это оз­на­ча­ет, что не­кото­рые рас­ходные статьи не бу­дут обес­пе­чены средс­тва­ми. Го­сударс­тво рас­по­лага­ет не­скольки­ми спо­соба­ми пок­рыть де­фицит бюд­же­та. Преж­де все­го оно мо­жет сок­ра­тить фи­нан­си­рова­ние рас­ходных ста­тей.

Сек­вестр — сок­ра­щение рас­хо­дов в про­цес­се ис­полне­ния бюд­же­та.

Сек­вес­три­ру­ют­ся в ос­новном со­ци­альные рас­хо­ды. Сок­ра­щать рас­хо­ды на обо­рону и бе­зопас­ность не­целе­со­об­разно, а на сок­ра­щение рас­хо­дов по со­дер­жа­нию го­сап­па­рата чи­нов­ни­ки не пойдут. Сок­ра­щение рас­хо­дов, осо­бен­но на со­ци­альные ме­роп­ри­ятия, при­водит к сни­жению уров­ня жиз­ни на­селе­ния, не­довольству и па­дению по­пуляр­ности пра­ви­тельства.

Дру­гой спо­соб пре­одо­ления де­фици­та бюд­же­та — это вы­пуск не­обес­пе­чен­ных зо­лотым за­пасом де­нег (эмис­сия).

На пер­вое вре­мя та­кая ме­ра мо­жет ре­шить проб­ле­му, но за­тем не­из­бежно пос­ле­ду­ют рост цен и ин­фля­ция.

Проб­ле­му не­дос­татка средств го­сударс­тво мо­жет ре­шить че­рез до­пол­ни­тельные ис­точни­ки до­ходов. Оно мо­жет по­высить на­логи, ввес­ти но­вые. Но ис­то­рия зна­ет мно­го слу­ча­ев, ког­да уси­ление на­лого­вого бре­мени при­води­ло к вос­ста­ни­ям. Уве­личить до­ходы мож­но пу­тем по­выше­ния та­можен­ных пош­лин, но это мо­жет при­вес­ти к сни­жению объема внеш­ней тор­говли, а зна­чит, и к не­пос­тупле­нию средств в каз­ну. На­конец, по­высить до­ходы мож­но за счет уве­личе­ния объемов про­дажи при­род­ных ре­сур­сов — неф­ти, га­за, ле­са и др. Но и в этом слу­чае, «под­сев на сырьевую иг­лу», го­сударс­тво мо­жет по­лучить но­вую проб­ле­му, став сырьевым при­дат­ком дру­гих, ин­дус­три­ально бо­лее раз­ви­тых стран.

Спо­собом пок­ры­тия де­фици­та бюд­же­та яв­ля­ет­ся го­сударст­вен­ный долг. По ис­точни­кам он де­лит­ся на внут­ренний и внеш­ний. Внут­ренний долг воз­ни­ка­ет, ес­ли го­сударс­тво про­да­ет цен­ные бу­маги на­селе­нию стра­ны. По ис­те­чении оп­ре­делен­но­го вре­мени эти бу­маги дол­жны по­гашаться с на­чис­ле­ни­ем про­цен­тов. На прак­ти­ке та­кое бы­ва­ет не всег­да.

В со­вет­ское вре­мя в на­шей стра­не вы­пус­ка­лись об­ли­гации обя­зательно­го го­сударст­вен­но­го займа, ко­торые рас­простра­нялись сре­ди ра­бочих и слу­жащих. Но к мо­мен­ту их по­гаше­ния на сум­му, ука­зан­ную в об­ли­гации, уже нельзя бы­ло ку­пить столько то­варов, сколько в мо­мент ее по­куп­ки. В 1997—1998 гг. рос­сийское пра­ви­тельство вы­пус­ти­ло го­сударст­вен­ные каз­на­чейские об­ли­гации (ГКО), ко­торые ока­зались не обес­пе­чены ре­альны­ми ма­тери­альны­ми средс­тва­ми. Та­кая фи­нан­со­вая пи­рами­да не мог­ла дол­го су­щес­тво­вать, и в ав­густе 1998 г. пос­ле­довал кри­зис, про­явив­шийся в рез­ком па­дении кур­са руб­ля, по­выше­нии цен, ра­зоре­нии пред­при­ятий.

Внеш­ний долг воз­ни­ка­ет, ес­ли го­сударс­тво одал­жи­ва­ет деньги у дру­гих го­сударств или меж­ду­народ­ных фи­нан­со­вых ор­га­низа­ций. В этом слу­чае го­сударс­тво вы­нуж­де­но еже­год­но зак­ла­дывать в бюд­жет рас­хо­ды на по­гаше­ние внеш­не­го дол­га и про­цен­тов по не­му, вмес­то то­го что­бы нап­равлять эти деньги на удов­летво­рение внут­ренних нужд. Нес­по­соб­ность го­сударс­тва осу­щест­влять пла­тежи по внеш­не­му дол­гу мо­жет при­вес­ти к го­сударст­вен­но­му бан­кротс­тву, ус­та­нов­ле­нию не только эко­номи­че­ской, но и по­лити­че­ской за­виси­мос­ти от кре­дито­ров. Вып­ла­та про­цен­тов по го­сударст­вен­но­му дол­гу и пос­те­пен­ное по­гаше­ние ос­новной его сум­мы на­зыва­ют­ся об­слу­жива­ни­ем дол­га. В слу­чае не­воз­можнос­ти по­гаше­ния внеш­не­го дол­га го­сударс­тву ста­новит­ся слож­но прив­ле­кать но­вые займы. Ес­ли их и пре­дос­тавля­ют, то не­охот­но и под бо­лее вы­сокие про­цен­ты, тре­буя за­логов или осо­бых по­ручи­тельств. От­сутс­твие средств еще бо­лее усу­губ­ля­ет эко­номи­че­ское по­ложе­ние стра­ны.

Из­вес­тны раз­ные спо­собы по­гаше­ния го­сударст­вен­но­го дол­га. Го­сударс­тво мо­жет ис­пользо­вать зо­лото­валют­ные ре­зер­вы, но этот ис­точник не без­гра­ничен. Сле­ду­ющий путь — рес­трук­ту­риза­ция внеш­не­го дол­га, ко­торая воз­можна только с сог­ла­сия кре­дито­ров. Кре­дито­ры соз­да­ют спе­ци­альные ор­га­низа­ции — клу­бы, где вы­раба­тыва­ют об­щую по­лити­ку по от­но­шению к стра­нам, ко­торые не в со­сто­янии вы­пол­нять свои меж­ду­народ­ные фи­нан­со­вые обя­за­тельства. На­ибо­лее из­вес­тны Лон­дон­ский клуб, в ко­торый вхо­дят бан­ки-кре­дито­ры, и Па­риж­ский клуб, объеди­ня­ющий стра­ны-кре­дито­ры. Оба эти клу­ба не­од­нократ­но шли навс­тре­чу просьбам стран-дол­жни­ков, в том чис­ле и Рос­сии, об от­сроч­ке вып­лат, а в ря­де слу­ча­ев час­тично спи­сыва­ли дол­ги.

Золотовалютные резервы

Еще один спо­соб по­гаше­ния го­сударст­вен­но­го дол­га — сок­ра­щение раз­ме­ров внеш­не­го дол­га пу­тем кон­версии, т.е. прев­ра­щения его в дол­госроч­ные инос­тран­ные ин­вести­ции. В счет дол­га инос­тран­ным кре­дито­рам пред­ла­га­ет­ся при­об­рести у стра­ны-дол­жни­ка нед­ви­жимость, цен­ные бу­маги, учас­тво­вать в ка­пита­ле. Это ве­дет к уве­личе­нию до­ли инос­тран­но­го ка­пита­ла в на­цио­нальной эко­номи­ке без пос­тупле­ния в стра­ну фи­нан­со­вых ре­сур­сов, но об­легча­ет бре­мя внеш­не­го дол­га, де­ла­ет воз­можным по­луче­ние но­вых кре­дитов из-за ру­бежа и сти­мули­ру­ет пос­ле­ду­ющий при­ток час­тных инос­тран­ных ин­вести­ций в при­об­ре­тен­ные та­ким пу­тем хо­зяйствен­ные объек­ты.

Стра­на-дол­жник так­же мо­жет об­ра­титься к меж­ду­народ­ным бан­кам — ре­ги­ональным, Все­мир­но­му бан­ку. Та­кие бан­ки пре­дос­тавля­ют льгот­ные кре­диты для пре­одо­ления кри­зис­ной си­ту­ации, но обус­ловли­ва­ют свою по­мощь жес­тки­ми тре­бова­ни­ями к на­цио­нальной эко­номи­че­ской по­лити­ке, свя­зан­ны­ми с по­ощ­ре­ни­ем кон­ку­рен­ции, при­вати­заци­ей и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!