Шамшурина Юлия Фанисовна
Учитель 1 квалификационной категории
Тема урока: Государственные реформы Петра I
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока: Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных органов власти и управления.
Задачи урока: На основе работы со структурно – логической схемой, с текстом учебника, с историческим источником, с исторической картой узнать о реформе государственного управления; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого.
Формы, приемы, методы: Фронтальная работа; групповая работа; составление структурно - логических схем (СЛС).
Предполагаемый результат: Знать: цель и итоги реформирования государственного управления; основные понятия темы.
Уметь: определять место и роль государственной реформы Петра Первого; объяснять причины проведения реформ.
Компетенции, УУД: Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Педагогические технологии: Метод проблемного изучения, технология сотрудничества, технология использования структурно-логических схем.
Оборудование: учебник История России, 8 класс, Часть 1, Торкунов А.В., 2018 год. Иллюстрации, настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, презентация «Государственные реформы Петра I»
Технологическая карта урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра Первого. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдет разговор. | Проявляют интерес к материалу изучения. | самоопределение, коммуникативные |
2. Постановка целей | Создание проблемной ситуации. Вспомните, какая была система государственного управления до реформ Петра I ? (СЛС государственной системы с пустыми ячейками) Слайд 2. В чем неудобство этой системы? Проблема урока: Станет ли новая система управления эффективной? | Делают выводы: Петру нужен такой аппарат государственного управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны. | Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной СЛС? (император с 1721года) В результате каких событий введено это изменение? Слайд3. | Демонстрируют знания и умения по теме. | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | 1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации Итак, возвратимся к СЛС. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? Слайд 4. Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление . Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 4-5 человек Группа 1. Сенат (приложение 1) Слайд 6-7 - Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы. 1) С какой целью учреждён Сенат? 2) Как решались дела в Сенате? 3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления? Построение схемы слайд 6-7 Группа 2. Коллегии (приложение 2) Слайд 8-9 Вопросы: - Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы. Кто автор этого указа? Назовите дату учреждения коллегий в России? Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь? Кто входил в состав коллегий? Назовите созданные коллегии Построение схемы слайд 8-9 Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 3,4) Слайд 11 Прочитайте отрывок из указа о единонаследия? - Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы? -С какой целью был издан Табели о рангах? - Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами? -К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника? -Какое обеспечение получали остальные дети? - В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен? Группа 4. Церковная реформа Слайд 12 Поработайте с учебником на с. 118-119 и ответьте на вопросы: 1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами? 2) Кто входил в неё? 3) Какова роль императора в этой коллегии? 4) Кто руководил Синодом? 5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу? 6) Добавьте Святейший Синод к нашей СЛС. Построение схемы слайд 12 -13 Группа 5. Административная реформа(приложение 5) Слайд 14-15 -Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд 14-15 Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 16 | Опираясь на СЛС ученики с помощью условного знака формулируют ответ: Император с 1721г. Демонстрируют знания и умения по теме. Создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления. Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС. Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС. Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС. Работа с учебником. Демонстрируют ответы на вопрос, построение СЛС. Работа с картой-схемой. Работа с учебником.Составление СЛС. Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока | Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и СЛС |
5. Первичное закрепление | Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия. Слайд 17-18 Вставьте пропущенные термины: 1. Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления 2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний) 3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод) | Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. | Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. | Кто был недоволен реформами Петра I? Дело царевича Алексея (Слайд 19). Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей? Определите форму государственного управления? Самодержавие – учебник стр 55. | Выявляют границы применимости нового знания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. | Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. |
7. Рефлексия | Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: (Слайд 20) Сегодня на уроке я… Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось… Мне это необходимо для… Скажи комплимент данной теме… | Анализируют деятельность по достижению цели | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
| Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20 | | |
Приложение 1.
С.М. Соловьев. О Сенате.
…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.
(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)
Приложение 2
Генеральный регламент, 1720г.
Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.
И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.
(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)
Приложение 3
Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.
Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.
Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.
Приложение 4
Табель о рангах, 1722 г.
Класс | Гражданские чины | Военные чины | Морские чины | Придворные чины |
I | Канцлер | Генерал-фельдмаршал | Генерал-адмирал | – |
II | Действительный Тайный Советник | Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии; Генерал от артиллерии; (в XVIII в. – Генерал-аншеф) | Адмирал | Обер-камергер; Обер-гофмаршал; Обер-шталмейстер; Обер-егермейстер; Обер-гофмейстер; Обер-шенк; Обер-церемониймейстер; Обер-форшнейдер (1856 г.); |
III | Тайный Советник | Генерал-лейтенант | Вице-адмирал | Гофмаршал; Шталмейстер; Егермейстер; Гофмейстер; |
IV | Действительный Статский Советник | Генерал-майор | Контр-адмирал | Камергер |
V | Статский Советник | Бригадир | Капитан-командор (XVIII в.) | Церемониймейстер (с 1884 г.) |
VI | Коллежский Советник; Военный Советник | Полковник | Капитан 1-го ранга | Камер-фурьер (до 1884 г.) |
VII | Надворный Советник | Подполковник | Капитан 2-го ранга | Камер-фурьер (до 1884 г.) |
VIII | Коллежский асессор | Майор (до 1884 г.) | Капитан-лейтенант (до 1884 г.) | – |
IX | Титулярный советник | Капитан; Ротмистр (кавалерия) | Лейтенант | Камер-юнкер |
X | Коллежский секретарь | Штабс-капитан; Штабс-ротмистр | Мичман (с 1884 г.) | – |
XI | Корабельный секретарь | – | – | – |
XII | Губернский секретарь | Поручик | Мичман (до 1884 г.) | – |
XIII | Провинциальный секретарь; Сенатский регистратор; Синодский регистратор; Кабинетский регистратор | Подпоручик; Корнет (кавалерия) | Мичман (до 1884 г.) | – |
XIV | Коллежский регистратор | Прапорщик (с 1884 г. только в военное время) | – | – |
Приложение 5