СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственные реформы Петра I. Конспект открытого урока с применением технологии сотрудничества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе с использованием метода проблемного изучения, технологии сотрудничества, технологии использования структурно-логических схем.

Просмотр содержимого документа
«Государственные реформы Петра I. Конспект открытого урока с применением технологии сотрудничества»

Шамшурина Юлия Фанисовна

Учитель 1 квалификационной категории

Тема урока: Государственные реформы Петра I

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока: Показать, что оформление абсолютизма в России происходило путем укрепления центральных органов власти и управления.


Задачи урока: На основе работы со структурно – логической схемой, с текстом учебника, с историческим источником, с исторической картой узнать о реформе государственного управления; в ходе коллективного обсуждения осознать роль и значение преобразовательной деятельности Петра Первого.

Формы, приемы, методы: Фронтальная работа; групповая работа; составление структурно - логических схем (СЛС).



Предполагаемый результат: Знать: цель и итоги реформирования государственного управления; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль государственной реформы Петра Первого; объяснять причины проведения реформ.

Компетенции, УУД: Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии: Метод проблемного изучения, технология сотрудничества, технология использования структурно-логических схем.

Оборудование: учебник История России, 8 класс, Часть 1, Торкунов А.В., 2018 год. Иллюстрации, настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, презентация «Государственные реформы Петра I»













Технологическая карта урока.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпохи Петра Первого. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдет разговор.

Проявляют интерес к материалу изучения.

самоопределение, коммуникативные

2. Постановка целей

Создание проблемной ситуации.

Вспомните, какая была система государственного управления до реформ Петра I ? (СЛС государственной системы с пустыми ячейками) Слайд 2.

В чем неудобство этой системы?

Проблема урока:

Станет ли новая система управления эффективной?







Делают выводы:

Петру нужен такой аппарат государственного управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной СЛС? (император с 1721года)

В результате каких событий введено это изменение? Слайд3.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Итак, возвратимся к СЛС. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? Слайд 4.


Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление .






Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 4-5 человек


Группа 1. Сенат (приложение 1) Слайд 6-7

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат?

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Построение схемы слайд 6-7

Группа 2. Коллегии (приложение 2) Слайд 8-9

Вопросы:

- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

  1. Кто автор этого указа?

  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?

  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

  4. Кто входил в состав коллегий?

  5. Назовите созданные коллегии

Построение схемы слайд 8-9

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 3,4) Слайд 11

Прочитайте отрывок из указа о единонаследия?

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табели о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?



Группа 4. Церковная реформа Слайд 12

Поработайте с учебником на с. 118-119 и ответьте на вопросы:

1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

6) Добавьте Святейший Синод к нашей СЛС.

Построение схемы слайд 12 -13



Группа 5.

Административная реформа(приложение 5) Слайд 14-15

-Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления


Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд 14-15



Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 16





Опираясь на СЛС ученики с помощью условного знака формулируют ответ:

Император с 1721г.


Демонстрируют знания и умения по теме.

Создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления.



Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС.












Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС.













Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение СЛС.





















Работа с учебником. Демонстрируют ответы на вопрос, построение СЛС.










Работа с картой-схемой. Работа с учебником.Составление СЛС.












Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока

Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и СЛС

5. Первичное закрепление

Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия. Слайд 17-18

Вставьте пропущенные термины:


1. Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления

2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний)

3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод)







Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Ориентируются в информации.

Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Кто был недоволен реформами Петра I? Дело царевича Алексея (Слайд 19).

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей?

Определите форму государственного управления?

Самодержавие – учебник стр 55.

Выявляют границы применимости нового знания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант.

Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения.

7. Рефлексия

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: (Слайд 20)

  • Сегодня на уроке я…

  • Самым полезным и интересным для меня было…

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось…

  • Мне это необходимо для…

  • Скажи комплимент данной теме…


Анализируют деятельность по достижению цели

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Прогнозирование.


Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20

















Приложение 1.

С.М. Соловьев. О Сенате.

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)

Приложение 2

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.

И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)

Приложение 3

Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.

  1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

  2. Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.





























Приложение 4

Табель о рангах, 1722 г.

Класс

Гражданские чины

Военные чины

Морские чины

Придворные чины

I


Канцлер  

Генерал-фельдмаршал
 

Генерал-адмирал
 

II

Действительный Тайный Советник

Генерал от кавалерии;
Генерал от инфантерии;
Генерал от артиллерии;
(в XVIII в. – Генерал-аншеф)

Адмирал

Обер-камергер;
Обер-гофмаршал;
Обер-шталмейстер;
Обер-егермейстер;
Обер-гофмейстер;
Обер-шенк;
Обер-церемониймейстер;
Обер-форшнейдер (1856 г.);

III

Тайный Советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Гофмаршал;
Шталмейстер;
Егермейстер;
Гофмейстер;

IV

Действительный Статский Советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

Камергер

V

Статский Советник

Бригадир

Капитан-командор
(XVIII в.)

Церемониймейстер
(с 1884 г.)

VI

Коллежский Советник;
Военный Советник

Полковник

Капитан 1-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VII

Надворный Советник

Подполковник

Капитан 2-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VIII

Коллежский асессор

Майор
(до 1884 г.)

Капитан-лейтенант
(до 1884 г.)

IX

Титулярный советник

Капитан;
Ротмистр (кавалерия)

Лейтенант

Камер-юнкер

X

Коллежский секретарь

Штабс-капитан;
Штабс-ротмистр

Мичман
(с 1884 г.)

XI

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Поручик

Мичман
(до 1884 г.)

XIII

Провинциальный секретарь;
Сенатский регистратор;
Синодский регистратор;
Кабинетский регистратор

Подпоручик;
Корнет (кавалерия)

Мичман
(до 1884 г.)

XIV

Коллежский регистратор

Прапорщик
(с 1884 г. только в военное время)



























Приложение 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!