СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

: познакомить с характерными чертами развития и исторической судьбой Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды; описывать и сравнивать территориальные, национальные, политические, социальные и экономические аспекты их развития в середине XVI в.

Просмотр содержимого документа
«Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

Урок 10. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Цели и задачи: познакомить с характерными чертами развития и исторической судьбой Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды; описывать и сравнивать территориальные, национальные, политические, социальные и экономические аспекты их развития в середине XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: гарнизон, гвардия; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития государств Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.; применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны; овладевать элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы познавательной деятельности; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания исторической информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, первичную социальную и культурную идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом своего Отечества; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.

Оборудование: учебник, карта «Россия в середине XVI в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы исследовали первый период правления Ивана IV. Проверить, насколько хорошо был усвоен изученный материал, я предлагаю с помощью тестовых заданий. Тестовый контроль

1. Иван IV формально оказался на престоле после смерти отца в:

1) 1530 г. 3) 1538 г.

2) 1533 г. 4) 1540 г.

2. «Ни в чем не поступали с нами так, как следует поступать с детьми», — писал о своем детстве:

1) Иван III 3) Иван IV

2) Василий Темный 4) Василий III

3. Митрополит Макарий провел обряд венчания Ивана IV на царство в:

1) 1547г. 2) 1545 г. 3) 1548 г. 4) 1550 г.

4. Избранной радой в XVI в. называли:

1) группу казаков, избранных на круге для решения военных вопросов

2) группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки и разработки реформ

3) круг близких помощников Ивана IV, разрабатывавших проект реформ

4) родственников Ивана IV, принадлежащих к роду Рюриковичей

5. Первый Земский собор был созван Иваном IV в:

1) 1547 г. 2) 1548 г. 3) 1549 г. 4) 1550 г.

6. С резким осуждением боярского самовластия Иван IV впервые выступил:

1) во время венчания на царство в 1547 г.

2) после подавления московского восстания 1547 г.

3) на первом Земском соборе

4) во время утверждения Судебника 1550 г.

7. В борьбе с боярским самовластием в 1550-е гг. Иван IV:

1) упразднил местничество

2) утвердил новый Судебник

3) ликвидировал кормления

4) увеличил размер пожилого

8. В работе первого Земского собора не участвовали:

1) бояре и князья 3) посадские люди

2) крепостные крестьяне 4) священнослужители

9. Стрелецкие полки как регулярная армия были учреждены:

1) в период борьбы с Ордой

2) во время правления Ивана III

3) в 1550-е гг. во время реформ Ивана IV

4) в период регентства Елены Глинской (Проверка выполнения заданий.)

III. Мотивационно-целевой этап

— Вспомните, какова была судьба Золотой Орды.

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Казанское ханство.

2. Крымское ханство.

3. Астраханское ханство.

4. Ногайская Орда.

5. Сибирское ханство.

Проблемный вопрос

— Какое значение для народов Поволжья, Северного Причерноморья и Сибири имело взаимное влияние их культур?

IV. Введение в новый материал

Сегодня мы продолжим работать над научно-полярной книгой «История России в XVI в.». Вы вновь выступите в роли молодых ученых-исследователей и поработаете над проектом «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.».

(Учитель напоминает алгоритм работы над проектами (см. урок 3). Выделяются этапы работы над проектом. Определяются цели и задачи проекта, его структура и форма представления. Составляется план работы.)

Этапы работы над проектом

п/п

Этап

Содержание

1

Информационный

Определение общего направления работы

2

Плановый

Определение целей и задач проекта. Составление плана работы

3

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками

4

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы (или заполнение таблицы)

5

Защита проекта

Представление проекта, ответы на вопросы

6

Аналитический

Анализ результатов работы. Рефлексия

— Используя прием «Корзина идей», определите цели нашего проекта.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя ученики формулируют цели проекта.)

Цели проекта:

1) познакомиться с историей государств — «наследников» Золотой Орды;

2) охарактеризовать их политическое и экономическое развитие;

3) определить особенности развития и государственной организации Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды;

4) выявить связи между историей отдельных регионов и историей всей страны.

— Используя прием «Мозговой штурм», определите задачи, которые необходимо решить для реализации намеченных целей.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя определяются основные задачи проекта.)

Задачи проекта:

1) составить словарь терминов;

2) исследовать и проанализировать особенности политического, экономического и культурного развития, социальный состав населения;

3) создать путеводитель по истории государств;

4) ответить на проблемный вопрос урока;

5) описать впечатление о своей работе и ее результатах.

План путеводителя по истории государства

1. Время образования государства.

2. Территория.

3. Национальный состав населения.

4. Особенности политического устройства.

5. Социально-экономическое развитие.

6. Культурное развитие. Ремесла.

7. Общий вывод.

— Разделитесь на пять групп. Изучив материал учебника и различные исторические источники, вы представите нам свои путеводители по истории государств — «наследников» Золотой Орды.

Первая группа — Казанское ханство.

Вторая группа — Крымское ханство.

Третья группа — Астраханское ханство.

Четвертая группа — Ногайская Орда.

Пятая группа — Сибирское ханство.

V. Работа по теме урока

1. Казанское ханство

— Внимательно слушайте наших молодых ученых и фиксируйте результаты их исследования в тетради.

Отчет первой группы

1. Казанское ханство выделилось из состава Золотой Орды в 1438 г.

2. Располагалось в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы — Волги и Камы (на территории бывшей Волжской Булгарин). Занимало лесостепную средневолжскую равнину в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато. На территории было много высокоурожайных полей, богатых дичью лесов. Столица — Казань.

3. Казанское ханство — многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные народы (татары, башкиры, чуваши и др.) и финно-угры (марийцы, удмурты, мордва и др.).

4. Во главе ханства стоял потомок Чингизидов (династия Улу-Мухаммеда, 1437—1518 гг.). Ему принадлежала высшая государственная власть. Законосовещательный орган — диван. Советники хана — военачальники. Представительный орган — курултай. Высшее духовное лицо — сеид (считался потомком пророка Мухаммеда).

В чувашских землях управляли «сотенные князи» — местные феодалы, в башкирских землях — наместники хана.

5. Основная масса населения состояла из свободных и зависимых крестьян, плативших ясак и другие подати: поземельный (ер-хаблясы), подымный, или подворный (тютюн-саки), сельский (сала-хараджи) налоги, таможенную пошлину (кулуш култыка, бадж), продовольствие для проезжающих чиновников (сусун) и фураж для лошадей (гулюфе).

Основным занятием населения было земледелие, а в землях башкир — скотоводство. В городах было развито ремесленничество. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока.

Ядро казанской армии составляла конница. Борьба местных феодалов за власть и частая смена ханов привела к захвату престола в 1521 г. династией крымских ханов Гиреев. Усилились набеги казанских войск на русские земли. К середине XVI в. в Казанском ханстве находилось около 100 тыс. русских пленных.

6. Развито строительное дело и ремесла (резьба по камню, ювелирное дело), литература. Регулярно проводились переписи среди населения. Среди населения было много грамотных людей.

7. К середине XVI в. Казанское ханство, одно из самых развитых государств — «наследников» Золотой Орды, становится активным противником России. Начиная с 1520-х гг. совершаются постоянные набеги казанцев на русскую границу.

Словарь терминов

Диван — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательный власти в исламских государствах.

Карачи - советники хана.

Курултай — представительный орган государственной власти, состоящий из представителей главных сословий (духовенство, военные и земледельцы).

Медресе — учебное заведение высшей ступени, готовящее мусульманское духовенство и учителей.

Мектебе — ступень начального образования (начальная школа).

Сеид — высшее духовное лицо в Казанском ханстве.

Союргаль — земельное владение, жалованное ханом за службу.

Эмиры — военачальники, ближайшие советники хана.

2. Крымское ханство

Отчет второй группы

1. Крымское ханство образовалось в 1443 г.

2. Крымский полуостров, а также земли от Дуная на западе до Дона и Кубани на востоке. Сочетание плодородных земель, степей и лесных массивов. Столица — Салачик, затем Бахчисарай.

3. Крымское ханство — многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные народы (татары, караимы, турки, ногайцы), греки, армяне, евреи.

4. Во главе ханства стояла правящая династия — Гиреи. С 1478 г. крымское ханство стало вассалом Османского государства. Законосовещательный орган — большой и малые диваны. Глава мусульманского духовенства — муфтий, который имел право смещать неверно, по его мнению, истолковавших законы судей.

5. Основным родом деятельности крымских феодалов было коневодство, скотоводство и торговля рабами. Население приморских городов занималось рыболовством. Земли обрабатывались зависимыми крестьянами, платившими десятину хану (1/10 часть доходов). Пленники продавались в Турцию, на Средний восток и в Европу. Хан получал пятую часть военной добычи. Главным невольничьим рынком был город Кафа. По оценкам историков, на крымских работорговых рынках за 200 лет было продано более 3 млн людей, преимущественно русских, украинцев и поляков.

Армия нерегулярная. В случае военной угрозы объявлялась всеобщая воинская повинность, от которой жители горных районов и городов могли откупиться, заплатив налог в казну.

6. Развиты ремесла (ювелирное дело, изготовление одежды, медной посуды, холодного оружия, ковров и войлочных изделий, резьба и инкрустация по дереву). Большое место в архитектуре занимали мечети и дюрбе — усыпальницы правителей. Зодчие сочетали архитектурные стили Востока и Византии, но использовали местные строительные материалы. Дома обычных горожан, как правило, были двухэтажными, возводились из дерева, глины и бута.

7. Захват Османской империей южного побережья Крыма создал серьезную опасность для России со стороны крымских татарских ханов, которые совершали грабительские набеги, захватывая рабов для огромного турецкого невольничьего рынка. В 1521 г. крымчаки осадили Москву, а в 1552 г. — Тулу.

Словарь терминов

Беш-баш — малые военные отряды, совершавшие набеги ради пленных и добычи.

Кадий — мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.

Муфтий — высшее духовное лицо, глава мусульманского духовенства.

Пичаки — ножи ручной работы, богато инкрустированные и гравированные.

Сауга — пятая часть военной добычи, передаваемая хану.

3. Астраханское ханство

Отчет третьей группы

1. Астраханское ханство было основано в 1459 г.

2. Располагалось в Южном Поволжье. Самое маленькое из государств — осколков Золотой Орды. На территории было много бесплодных солончаковых степей. Столица — город Хаджи-Тархан (Астрахань), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани.

3. Население — тюрские племена и народы, в основном кочевые большие ногаи и астраханские татары.

4. Во главе ханства стояли потомки Тукай-Тимура, младшего брата Бату-хана (принадлежали к роду Джучидов). Полную самостоятельность Астраханское ханство получило в начале XVI в., после окончательного разгрома крымцами Большой Орды (1502 г.). До этого правители Астрахани признавали зависимость от Большой Орды.

Ханская власть была слабее, чем в соседних государствах. Большие права были у мурз и мулл, особое положение занимал главный начальник крепости и войска. Население платило им ясак, часть которого уходила в соседние государства.

Ханство находилось в зависимом положении от своих более сильных соседей — Ногайской Орды и Крымского ханства. На престоле ханства регулярно утверждались ставленники Крыма, что противоречило политике Ногайской Орды, также стремившейся установить контроль над ханством.

5. Основное занятие жителей (около 20 тыс. человек) — кочевое скотоводство и торговля, сочетавшиеся с рыболовством, слаборазвитым земледелием и добычей соли. Население ханства в основном было сосредоточено в дельте Волги. Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовало восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы из Крыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды. Труд рабов (как правило, пленников, в том числе русских) использовался и в домашнем хозяйстве. Астраханские татары во главе с ханом, по свидетельству Афанасия Никитина, проплывавшего мимо Астрахани в 1469 г., грабили проходившие мимо города суда.

Максимальная численность вооруженных сил ханства составляла 3000 человек.

6. Строительное дело и ремесла были мало развиты.

7. Астраханское ханство старалось демонстрировать свое миролюбие, избегало участия в войнах и оказывалось всегда зависимым от более сильных соседей — Ногайской Орды и Крыма, к которым астраханским ханам приходилось обращаться за помощью.

Словарь терминов

Калга — начальник крепости и войска.

Мурза - мелкий татарский дворянин.

Мулла — мусульманское духовное лицо, иногда учитель медресе и просто грамотный человек.

4. Ногайская Орда

Отчет четвертой группы

1. Ногайская Орда как государство сформировалось к 1440-м гг.

2. Располагалась на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана. Государство занимало степную и лесостепную равнины в чередовании с плоскогорьем. Ногаи кочевали от левого берега Яика до Западно-Сибирской низменности, от Казанского ханства до северного Прикаспия и Приаралья. Столица — Сарайчик.

3. Ногайскую Орду населяли тюркоязычные племена мангытов, а также уйгуры, кенегесы, найманы, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи и другие.

4. Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едигей. Руководство над народами, образовавшими Ногайскую Орду, взяли мангытские племена. Главой Орды признавался бей (хан). Ему принадлежала высшая государственная власть.

Государство делилось на улусы, управляемые наместниками хана — мурзами. Младшим соправителем бея был нурадин, в обязанности которого входила охрана улусов от нападений. В военные времена назначались батыры — руководители отрядов. Ими становились признанные храбрецы, умельцы и смельчаки. Имелись в Ногайской Орде и министры — Карачи, ответственные за свои области.

5. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Занимались также транзитной торговлей.

Армия профессиональная, состояла из 30 тыс. человек. Основа армии — конница, готовая к дальним походам. Ногайская Орда выступала единым фронтом с Москвой и Крымом против Большой Орды. В 1502 г. в низовьях Волги Большая Орда была разгромлена совместными силами Москвы, Казани и Крыма. В результате этого Астраханское ханство попало в полную зависимость от Ногайской Орды.

6. Ремесло и строительное дело не развиты, так как ногайцы вели кочевой образ жизни. Амуниция и утварь приобреталась в соседних государствах. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги. Говорили в Ногайской Орде на татарском языке, при переписке использовали арабскую графику.

7. К середине XVI в. Ногайская Орда оставалось последним из «наследников» Золотой Орды государством, население которого вело кочевой образ жизни. Близкое соседство позволяло ногаям влиять на внутреннее положение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, сажать на троны своих ставленников. По некоторым источникам, эти государства были обязаны отчислять определенные платежи правителям Ногайской Орды. В 1556 г. Ногайскую Орду настиг голод, что сильно подорвало ее силы. По мере того, как Ногайская Орда слабела, Москва осваивала ее земли, занимаясь строительством крепостей.

Словарь терминов

Нурадин — начальник войска, младший соправитель хана.

Улус — административная единица, форма родового союза кочевников.

Мурза — наместник хана в Ногайской Орде.

5. Сибирское ханство

Отчет пятой группы

1. Сибирское ханство было основано в 1420 г.

2. Граничило с Пермской землей, Ногайской Ордой, Казанским ханством, на севере территория достигала низовьев Оби. В состав Сибирского ханства в XV—XVI вв. входили земли башкир, живущих на восточных склонах Урала, по рекам Исеть, Миасс, Уй. На территории было много богатых дичью лесов. Столица — Сибирь (Кашлык).

3. Сибирское ханство — многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные племена: аргыны, башкиры, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы и другие.

4. Основатель Сибирского ханства Хаджа-Мухаммед из рода Тайбугидов. Хану принадлежала высшая государственная власть. Власть в Кашлыке постоянно оспаривали представители рода Тайбугидов и потомки Чингисхана. Хан избирался представителями знатных родов — беками, мурзами, тарханами. Главный советник хана — визирь.

Государство состояло из улусов, имевших большую независимость. Хану они выплачивали подать пушниной — жасак и в случае войны поставляли вооруженные отряды. Административными центрами ханства являлись небольшие укрепленные населенные пункты.

В середине XVI в. к власти пришел хан Кучум. Он провел ряд реформ, усиливавших роль центральных органов власти, построенных по образцу некоторых стран Востока. Во главе дивана стоял главный советник хана — карача.

5. Основным занятием населения было скотоводство, охота и рыбная ловля. В долинах рек существовало и земледелие. Не

смотря на огромные размеры, ханство было мало заселено. В середине XVI в. в нем проживало около 30,5 тыс. человек.

«Черные» люди — зависимое от знати население улусов — платили дань владельцам улусов. На знатных людей работали рабы, захваченные во время военных походов и набегов на соседние страны.

Армия профессиональная. Воины были вооружены луками со стрелами, копьями, дротиками, саблями, палашами, кинжалами, боевыми топорами. От оружия противника их защищали кольчуги, шлемы и панцири. Артиллерия в ханском войске имелась, но использовалась редко.

6. Сведений о развитии строительного дела и ремесла крайне мало. Известно, что в Сибирском ханстве строились небольшие деревянные крепости.

7. К середине XVI в. Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией. Несметные пушные богатства Сибири могли компенсировать молодому Российскому государству отсутствие морских портов и разведанных запасов драгоценных металлов.

Словарь терминов

Визирь — титул министра или высшего сановника во многих странах Востока.

Жасак — подать пушниной.

Тархан — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Друзья, мы составили интересные путеводители по странам Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Подведем итоги нашей работы.

— Что вы получили от этого урока?

— Как вы оцениваете свою работу в группе?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы рубрики «Изучаем документы» на с. 57, 58 учебника.

2. Заполнить сравнительную таблицу «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.».

Государство

Дата образования

Форма правления

Экономика

Культура









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!