СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гости из прошлого.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Каждый город и село по праву гордятся своими знаменитыми земляками. Человек, любящий свою малую родину, знает ее историю и культуру, желает ей процветания и благополучия. Жизнь каждого гражданина вплетается в судьбу нашего края, нашей республики- Республики Коми

          Целью моей исследовательской работы стало желание узнать о мировых знаменитостях, которые связаны с нашим краем.

Просмотр содержимого документа
«Гости из прошлого.»

МУ «Отдел образования муниципального района «Печора».

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа

п. Каджером».













ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО.


ДОКЛАД

Коваль Анастасии,

ученицы 10 класса.

Рук. Лалаева Л.А,

преп. МХК.





















п. Каджером, Республика Коми.

2009

ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО.




Каждый город и село по праву гордятся своими знаменитыми земляками. Человек, любящий свою малую родину, знает ее историю и культуру, желает ей процветания и благополучия. Жизнь каждого гражданина вплетается в судьбу нашего края, нашей республики.

Целью моей исследовательской работы стало желание узнать о мировых знаменитостях, которые связаны с нашим краем.

Вашему вниманию представляется доклад о знаменитых гостях нашего края, которых знает весь просвещенный мир. Это писатель Сергей Довлатов, художник Василий Кандинский и ученый Питирим Сорокин. В жизни и творчестве этих людей коми край оставил заметный след. Если первые два были гостями нашей земли в самом прямом смысле этого слова, то Питирим Сорокин более значительное время провел здесь и считал Коми край своей родиной.










ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН

1889-1968


ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ.







Василий Кандинский.

Картина с белой каймой.


"Жёлтое-красное-синее" (1925 год)

"Стрела к кругу" (1930)


"Доминирующая кривая" (1936 год)

"Различные происшествия" (1941)




Сергей Довлатов.

21 января исполнилось 120 лет со дня рождения самого известного в мире выходца из РК, одного из «отцов» социологии Питирима Сорокина.

Мальчик появился на свет в семье кочующего от храма к храму мастера церковно-реставрационных работ. Имя свое получил в честь местного святого, праздник которого приходился на январь. Мать его, зырянка крестьянского рода, умерла, когда сыну было 5 лет. Вместе с братьями Питирим занимался отцовским промыслом, ведя бродячий образ жизни. «Азы грамотности» он получил в «зырянском детстве», когда вместе с крестьянской детворой обучался письму и счету. Свое первое двухлетнее образование в церковно-учительской школе заканчивает с отличием и делает окончательный жизненный выбор в пользу учения, попутно увлекаясь политикой. К 30 годам он не раз побывал за решеткой за свои убеждения, был замечен и оценен новыми российскими властями, но в 1922 году молодому ученому все же пришлось эмигрировать. Довольно скоро он оказался в США, в Гарвардском университете, факультет социологии которого впоследствии возглавлял много лет. Его научные труды стали известны по всему миру. В 1960 году «коми гарвардца» избрали президентом ассоциации социологов.

Свое научное творчество Сорокин начал со скрупулезного исследования социологических концептов прогресса и эволюции. Еще будучи студентом Санкт-Петербургского психоневрологического института, Сорокин публикует свой труд «К вопросу об эволюции и прогрессе», где намечает основные подходы к проблеме. Рукопись «Социологический прогресс и принцип счастья» относится к самым ранним работам ученого. Сорокин успешно сотрудничает с прогрессивными для своего времени журналами и публикует монографическую работу « Преступление и кара, подвиг и награда». Революция помешала защите магистерской диссертации. В 1918-20 годы Сорокин сосредотачивает свое внимание на преподавательской и научной деятельности, читает лекции на всевозможных ликбезах, всеобучах, во многих институтах. Страстные дискуссии разгорелись вокруг его книги «Система социологии».

Мечте вернуться назад не суждено было сбыться: Сорокин умер в возрасте 79 лет вдали от родины. Наследие Питирима Сорокина колоссально. Его книги переведены на все языки мира.

«Что бы ни приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока…Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, - вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и даже ни материального царствования на земле». Вот таким было его кредо.


Имя Василия Кандинского, русского художника рубежа 19-20 веков известно не только любителям живописи. Мировая слава этого художника, зачинателя абстракционизма, не утихает уже более ста лет. Его картины и сегодня вызывают ажиотаж на мировых аукционах.

Еще в студенческие годы Кандинский увлекся языческими верованиями, в частности, шаманизмом у народов Русского севера и Сибири. Это произошло под влиянием его близкого друга, впоследствии известного этнографа Н.Н. Харузина. В мае 1889 года Кандинский отправляется всвою первую научную экспедицию на север России в Вологодскую губернию, в состав которой тогда входила земля коми-зырян. Его цель - ближе познакомиться с культурой загадочного народа. Когда он впервые попал в северную избу, впечатление от красочности домотканых половиков и занавесок настолько сильно повлияло на Кандинского, что это событие стало отправной точкой создания нового живописного стиля - цветового абстракционизма. Кандинский называет это чудом, впервые приключившимся с ним и которое впоследствии станет одним из элементов его работ. «Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить…»,- говорит художник. Но не только живописность необыкновенных изб влекла художника. Кандинского интересовали верования сысольских и вычегодских крестьян. К приезду Кандинского шаманизм уже исчез из быта, но многие языческие верования сохранились. Например, вера в орта. Художник посещал торжественные языческие праздники коми-зырян и, по мнению исследователей, даже участвовал в тайных языческих обрядах. Свои впечатления он записал и зарисовал в дневнике, который хранится в архиве художника в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Существующее в нашем краю двоеверие Кандинский запечатлел в картине «Пестрая жизнь», которую написал уже в Германии. Зырянский край, считают исследователи, многое определил в творчестве художника. Сам Кандинский, увлеченный шаманизмом, сравнивал натянутый на раму холст с шаманским бубном, удары кисти- с ударами колотушки в бубен. Многочисленные овалы в картинах, часто разделенные на части - это шаманские бубны с изображенными символами верхнего и нижнего миров. Образы часто повторяющихся кочек и грибов связаны с тайнами шаманского камлания. Это очень краткое сообщение о роли нашего края в творчестве художника, тему можно развивать в отдельном исследовании.

Сергей Довлатов широкому читателю в России стал известен уже после того, как о нем узнал весь мир. Сейчас среди читающей публики вряд ли найдется кто-то, кому не знакомо это имя. Творчество Сергея Донатовича Довлатова долгое время не получало признания на родине, из-за чего он был вынужден в 1978 году уехать в США. В СССР осмелились опубликовать его произведения лишь спустя десять лет. Заслуженная слава пришла к Довлатову уже после смерти.

С нашей республикой писателя связала служба в армии. Он служил в конвойных войсках в Ухтинском районе, где почерпнул множество сюжетов для своей прозы, где философские размышления о смысле человеческой жизни сделали молодого человека зрелым автором. Его рассказы проникнуты добротой, горечью, чеховской иронией. В Америке Довлатов стал главным редактором эмигрантской газеты «Новый американец». Одна за другой выходят его книги. За 12 лет издано 12 книг в США и Европе.

В Америке проза Довлатова получила широкое признание, публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Он стал вторым после В.Набокова русским писателем, печатавшимся в журнале «Нью-Йоркер».

В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода». Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник, ставшая первым значительным произведения писателя, изданным на родине.

Основные произведения Довлатова: Зона (1964–1982), Невидимая книга (1978), Соло на ундервуде: Записные книжки (1980), Компромисс (1981), Заповедник (1983), Наши (1983), Марш одиноких (1985), Ремесло (1985), Чемодан (1986), Иностранка (1986), Не только Бродский (1988).


Сегодня проза Довлатова переведена на основные европейские и японский языки.







Литература.


Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992.

Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман.- Сыктывкар, 1991.

Довлатов С. Собрание сочинений в 3 томах. - М.: Лимбус-Пресс, 1995.

Керимова М. «Номадийская наследственность» Василия Кандинского.(Электронный ресурс):

Сорокин П. «Грезы Севера».//Арт, 2001.-№3, с.102-106.

Сальников С. К истории одного путешествия.// Арт, 2000.-№ 1,с.100-107.

Табаленкова И.И. Библиографический обзор источников о П. Сорокине, изданных в Республике Коми.// Родное слово, 2001-№7, с.43-48.

Зона.Записки влюбленного надзирателя. Армейские письма Сергея Довлатова.// Арт, 1999.-№ 5,с.142-166.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!