Концепция создания школы олимпиадного программирования.
1 Актуальность (существующие проблемы).
Последние пятнадцать лет стали временем бурного развития компьютерной техники и компьютерных технологий. В области высоких технологий, связанной с разработкой компьютерных технологий, «человеческий фактор» является не просто решающим, а имеет доминирующее значение. Доля стоимости зданий, техники и т.д. в общей стоимости крупнейших компьютерных корпораций является ничтожно малой по сравнению со стоимостью работающих в них высококвалифицированных специалистов. Особую ценность представляют наиболее талантливые сотрудники, способные стать лидерами научно-технических работ. Например, успех корпорации Microsoft объясняется не только правильной экономической стратегией ее руководства, но и тем фактом, что благодаря целенаправленной политике корпорации по подбору кадров ей удалось привлечь к своим разработкам выдающихся специалистов со всего мира.
Ситуация в области компьютерных технологий является одним из проявлений общей тенденции, имеющей место в индустрии высоких технологий. В последние полтора десятка лет в ведущих развитых странах большое внимание стало уделяться обеспечению процесса технологического переноса научных достижений высокого уровня в конкретную продукцию, в полной мере отвечающую складывающейся рыночной ситуации. Ведущие фирмы ведут поиск и подготовку нового поколения исследователей-разработчиков, которые могли бы работать как ученые высшей квалификации и вместе с тем обладали бы желанием видеть результаты практических приложений своих исследований, а также профессиональными навыками, позволяющими добиться этих результатов. Специалисты подобного профиля относятся к научно-технической элите государства и представители кадровых служб крупнейших фирм и корпораций ведут их поиск среди студентов вузов за два-три года до выпуска методами, образно сравниваемыми в публикациях авторитетных изданий с приемами, используемыми селекционерами футбольных клубов. В связи с этим в настоящее время во всех развитых странах огромное внимание стало уделяться построению целенаправленного процесса формирования научно-технической элиты в области высоких технологий, и все большее распространение стали получать имеющие мощную государственную и корпоративную поддержку многоуровневые системы подготовки. Соответственно потребовались модернизация старых и создание новых организационно-методических подходов и организационных структур для реализации систем подобного вида, нацеленных на поиск и подготовку талантливой молодежи.
В последнее десятилетие формирование такой элиты в области компьютерных технологий стало сталкиваться с трудностями. Они обусловлены, в частности, общим падением интереса молодежи к занятиям точными науками, сильным оттоком в промышленность наиболее активных и способных университетских преподавателей, негативным воздействием на молодежь клиповой и интернет-культур, компьютерных игр, телевидения и т.д., приводящих к сдвигам в психике молодых людей, препятствующим их долговременной сосредоточенной умственной деятельности, общим уменьшением настроя молодежи на напряженную трудовую деятельность.
В этой ситуации одним из наиболее эффективных инструментов решения задач поиска, подготовки и трудоустройства талантливых молодых людей в области информационных технологий показала себя инновационная система, опирающаяся на организационную структуру олимпиад. Олимпиады по информатике и программированию отлично зарекомендовали себя в поиске и подготовке наиболее квалифицированных специалистов и ученых в области компьютерных технологий. Это обусловило интенсивное развитие и огромную популярность, а также широкое распространение по всему миру олимпиад по информатике и программированию. Неслучайно генеральный спонсор студенческого чемпионата мира по программированию ─ корпорация Microsoft, вложила за четыре сезона в организацию студенческих чемпионатов мира по программированию около 27 миллионов долларов.
Получившая всемирную известность российская система образования в области точных наук в значительной степени базировалась на уникальной системе олимпиад и творческих конкурсов по математике, физике, информатике и программированию. Эта многоступенчатая система имела в своей основе олимпиады и конференции, проводимые в отдельных учебных заведениях, и заканчивалась Всероссийскими (Всесоюзными) и Международными олимпиадами. Однако в последние полтора десятка лет именно олимпиады по информатике и программированию оказались наиболее востребованными для подготовки высококвалифицированных кадров в области информационных технологий. Неслучайно, что эти олимпиады являются единственными предметными олимпиадами, у которых сформировалась мощная международная структура как на студенческом, так и на школьном уровнях. Благодаря широкому использованию сетевых компьютерных технологий, на основе которых были разработаны новые оригинальные технологические, программные и учебно-методические решения, удалось существенно изменить порядок проведения традиционных олимпиад, расширить их масштаб, изменить организационную структуру и в итоге получить качественно новый результат в решении задач подготовки разработчиков компьютерных технологий высшей квалификации.
Одной из основных причин успешного использования олимпиад по информатике и программированию для формирования контингента наиболее талантливых разработчиков является отличительная особенность условий, в которых осуществляется формирование кадрового потенциала в области компьютерных технологий, связанная с весьма ранней профессиональной подготовкой и ранним началом профессиональной трудовой деятельности исследователей и разработчиков. Поэтому при выборе специальных способов интенсификации учебного процесса необходимо учитывать возрастной фактор. И в этом случае использование творческих конкурсов позволяет решить ряд важных задач.
Практика показывает, что весьма эффективным при интенсификации учебного процесса для молодых людей является использование в нем элементов коллективных игр и соревнований. Вторым важным способом интенсификации учебного процесса является также организация в школах коллективов из наиболее способных, увлеченных и трудолюбивых учеников, ориентированных на выстраивание серьезной профессиональной карьеры в области информационных технологий. В рамках этих коллективов наблюдается возникновение дополнительных положительных воспитательного и учебного эффектов, вызванных взаимным влиянием их членов друг на друга. Указанные два пути хорошо реализуются при использовании олимпиад по информатике и программированию в учебном процессе. При этом разработанные в процессе проведения олимпиад учебно-методические технологии дают заметный положительный эффект при внедрении в организацию обычного текущего учебного процесса. Таким образом, во многом благодаря объединяющей и организующей роли олимпиад, в школах возникают неформальные сообщества преподавателей и учеников, интересующихся фундаментальными и прикладными вопросами из области компьютерных технологий, регулярно проводятся семинары и тренировочные занятия, ведется селекционная работа среди школьников. То есть олимпиады по информатике и программированию, имеющие в своей структуре широкую сеть отборочных творческих соревнований, позволяют по существу организовать на указанных принципах специальные учебный и селекционный процессы в масштабе всей страны.
Весьма значительным оказалось влияние олимпиад по информатике и программированию и на использование сетевых компьютерных технологий в преподавании фундаментальных курсов в области информационных и коммуникационных технологий. Отметим, что существующий в настоящее время дефицит квалифицированных преподавателей в области компьютерных технологий впервые и задолго до того, как он стал заметен в широких масштабах, остро проявился именно при подготовке участников и проведении олимпиад по информатике и программированию. Это обстоятельство объясняется тем, что проведение олимпиад требует участия самых высококвалифицированных специалистов, которые оказались наиболее востребованными и высокооплачиваемыми в индустрии разработки компьютерных технологий и которые первыми покинули образовательные учреждения. Это привело к необходимости широкого использования в олимпиадах компьютерных информационных и сетевых технологий. Разработанные при этом учебно-методическое и программное обеспечение и технологии, в основе которых лежат системы автоматического тестирования программных решений и автоматические системы проведения олимпиад и творческих конкурсов, реализованные в сетевом варианте, в настоящее время начинают широко использоваться и в обычном учебном процессе.
Прорабатываются и возможности переноса созданных технологий на другие учебные дисциплины. Таким образом профессиональное образование в области информационно-коммуникационных технологий оказалось на лидирующих позициях в направлении использования этих технологий в учебном процессе.
В нашем городе, как и в других городах области последние годы возникли определенные трудности при проведении олимпиад по программированию в связи с отсутствием необходимого уровня знаний у учащихся в этой области.
Олимпиада по информатике – олимпиада по программированию, которая требует от учащихся знаний математических основ информатики.
«Научить» программированию в рамках школьного курса (мало часов) практически невозможно, кроме того нужно мыслить совсем по-другому, требуется хорошая математическая подготовка. Всегда победителями и призерами становятся ребята, у которых с математикой «все в порядке» и которые самостоятельно интересуются программированием.
Одним из ключевых противоречий между готовностью учащихся к освоению дополнительных знаний по программированию и получению таких знаний является отсутствие высококвалифицированных специалистов в области программирования, задействованных в образовательном процессе
2. Концепция –ведущие идеи, цели, задачи
Выходом из создавшейся ситуации может служить создание городской школы олимпиадного программирования.
Основная задача «Школы программирования»: ранняя профориентация школьников на наукоемкие профессии, что должно способствовать становлению в дальнейшем российских специалистов в области информатики, вычислительной техники и программирования.
Цели и задачи школы: Выявление и объединение наиболее одаренных в области информатики и программирования школьников, развитие их способностей
Получение знаний в области информационных технологий и вычислительной техники
Формирование у ребят умений анализировать информацию, составлять программы на языках высокого уровня, развитие алгоритмического и структурного мышления
Создание возможности общения ребят и обмена опытом программирования
Предоставление учащимся времени для самостоятельной работы на компьютерах с целью подготовки к олимпиадам и разработки рефератов и проектов для защиты на научно-практических конференциях
Создание, разработка и внедрение прогрессивных форм обучения
Предоставление преподавателям консультаций по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс.
Оказание преподавателям методической помощи по реализации образовательного процесса в условиях НИТ.
Проведение специальных курсов для преподавателей школы по информационным технологиям в образовательном процессе.
Предоставление преподавателям компьютерного времени для разработки своего методического, дидактического и другого материала для повышения качества образовательного процесса.
3. Организация работы школы.
3.1. Место расположения.
г. Первоуральск
3.2. Техническое оснащение.
Учебный кабинет для групповых практических занятий.
№ | Наименование оборудования | Кол-во | Примечание |
1. | Персональный компьютер | 15-20 | |
2. | Ноутбук | 1 | |
3. | проектор | 1 | |
4. | Принтер. | 2 | |
5. | Сканер. | 1 | |
6. | Ксерокс. | 1 | |
7. | Локальная сеть. | 1 | на 15-20 компьютеров |
8. | Пластиковая доска. | 3м2 | |
9. | Компьютерный стол | 15-20 шт. | |
10. | Стол преподавателя | 1 | |
11. | Кондиционер | 1 | |
3.3. Кадровый состав
№ | Должность |
1 2 3 | Руководитель центра. Лаборант. Педагог |
3.4. Организация образовательной деятельности.
Руководитель центра является организатором образовательного процесса. Он разрабатывает план работы на год и отчитывается по результатам деятельности за прошедший год перед управлением образования. Руководитель центра осуществляет и поддерживает связи с ОУ города. При этом может иметь и учебную нагрузку.
Лаборант осуществляет текущее обслуживание вычислительной техники и установку программного обеспечения на компьютеры. В его обязанности входит и распечатка текущей учебной и административной документации.
Педагог осуществляет образовательную деятельность с учащимися ОУ города.