СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кривоногов А. В.: Города Урала. Проблемы района

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Города Урала. Проблемы района.

Просмотр содержимого документа
«Кривоногов А. В.: Города Урала. Проблемы района»

Тема урока: Города Урала. Проблемы района

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Технология урока: Традиционная технология (классно-урочная система)

Цель урока:

1. Изучение особенностей городов Урала.

2. Формирование представлений об экологических, социальных и экономических проблемах Уральского района и возможных путях их решения.

Задачи: Образовательная: способствовать формированию представлений у учащихся о городах Урала, его острых проблемах и возможных путях их решения;
Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, развивать общеучебные навыки: работа с текстом, таблицами, картами, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание экологической (бережного отношения к природе) и экономической культуры.

Планируемые результаты:

Основные термины, понятия:

Антропогенный ландшафт, ВУРС (Восточно-Уральский Радиационный след), ЗАТО (закрытое административно-территориальное объединение), ПДК (предельно допустимая концентрация)

Оборудование:

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экономическая карта Урала;

Коллекция «сырье и топливо для металлургии»;

Атлас 9 класс;

Карта-схема экологической обстановки в Челябинской области;

Таблицы «ПДК загрязняющих веществ воздуха» и «Содержание вредных веществ в атмосфере Магнитогорска» (комплект на каждую парту).

План урока:

1. Организационный момент (2 мин).

2. Проверка домашнего задания (6 мин).

3. Изучение нового материала (30 мин).

4. Объяснение домашнего задания. (2 мин)

4. Рефлексия (5 мин.).

Ход урока:

Время

Действия учителя

Действия обучающихся

Организационный момент

2 мин.

Учитель приветствует обучающихся.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Учитель проверяет отсутствующих на занятии.

Обучающиеся информируют учителя об отсутствующих.

Проверка домашнего задания

6 мин.

Проверка домашнего задания по теме «Этапы развития и современное хозяйство Урала»

Учитель раздает обучающимся карточки с заданиями и тетради для контрольных и практических работ.

Несколько школьников помогают раздать тетради для контрольных и практических работ.

Обучающиеся отвечают на 3 вопроса без вариантов ответов письменно и после завершения работы оставляют тетради на краю парты.

Изучение нового материала

30 мин.

(Тема и план изучения нового материала написан на доске до начала урока во время перемены).

Учитель объясняет новый материал.

Особенность размещения городов Урала.

На Урале 150 городов (по этому показателю он уступает только Центральному району). Города региона расположены по двум меридиональным линиям по обе стороны Уральского хребта. Крупнейшим городам в западной части по численности и значению соответствуют города в восточном крыле, например Перми — Екатеринбург, Уфе — Челябинск. Еще одним фактором появления городов на Урале было то, что данная территория находилась на границе. И в разные исторические отрезки времени формировались новые приграничные линии с крепостями. Некоторые из этих крепостей впоследствии превратились в города.

В 18 веке начинается металлургическая история Урала. Города формировались вблизи крупных месторождений полезных ископаемых. На месте крупных разведанных месторождений строился завод. Впоследствии вокруг такого завода формировался город. Такие заводы называются градообразующие. А такой тип городов принято называть промышленными моногородами. Первым «начальником Урала» Был Василий Никитич Татищев, основавший промышленную столицу региона – город Екатеринбург. До полусотни заводов одновременно принадлежали семье Демидовых. Некоторые заводы работали ресурсы и исчезли, а к примеру Нижний Тагил существует до сих пор.

По возрасту уральские города принято делить на 2 категории: «Старые» - имеющие историю в не одно столетие, и новые – построенные при советской власти.

Старые города: Туринск, Каменск-Уральский, Невьянск.

Какие города можно отнести ко второй группе?

Свердловская область: Лесной (Свердловск-45), Новоуральск (Свердловск-44)

Челябинская область: Магнитогорск, Озерск (Челябинск-65), Снежинск (Челябинск-70, Челябинск-50), Трехгорный (Златоуст-20, Златоуст-36. Республика Башкортостан: Межгорье (Белорецк-15, Белорецк-16). Давайте найдем их на карте. В случае затруднения в поиске на карте предложенных городов обучающимися учитель показывает города на карте.

Социальные проблемы старого промышленного района.

Промышленность Урала формировалась именно как металлургическая. Как Вы помните из раздела «металлургия» данная отрасль очень тяжело перестраивается и медленно перестраивается для новых задач. Плюс к этому модернизация производства весьма затратная для данного сектора производства. Именно с такими проблемами столкнулся наш регион после распада СССР.

В 1990-е годы мы столкнулись с проблемой «капитализма». Что это за проблема? Проблема заключатся в том, что в условиях командно – плановой экономики все предприятия были обеспечены работой и выполняли госзаказ. В реалиях рыночной экономики производители должны сами решать, что, сколько и для кого производить. И при этом каждому производителю приходится испытывать конкуренцию, которой фактически не было при командно – плановой экономике. Но самая большая проблема для Уральского региона в этом вопросе оказалась в том, что большая часть производства заметно отстала от конкурентов и остро нуждалась в модернизации. И еще одним негативным фактором является то, что в 1990 – е годы прошла приватизация предприятий и главной целью новых собственников становится прибыль. И чтобы получить или компенсировать эту прибыль владельцы предприятий прибегают к таким методам как сокращение персонала и сокращение заработных плат.

Эти и другие исторические процессы привели к следующим проблемам социального характера, характерным для Уральского региона: низкая заработная плата по сравнению с другими регионами страны; отток населения, в первую очередь молодежи; ухудшение качества специалистов; безработица; снижение качества ЖКХ и так далее.

Экологические проблемы.

Высокая концентрация промышленных предприятий с крайне неэффективными технологическими процессами создают весьма напряжённую экологическую обстановку в ряде районов области. В чёрный список наиболее загрязнённых российских городов входят Челябинск, Магнитогорск и Карабаш.

Какие экологические проблемы Урала Вы знаете?

Изменение ландшафта. Неузнаваемо изменился первоначальный облик таежного Урала, предуральских и зауральских степей и лесостепей. Средний и Южный Урал — это уже в большей степени антропогенно-природный район с господством промышленных, горнодобывающих и лесохозяйственных, пастбищных и пашенных ландшафтов. На месте гор Магнитной и Высокой возникли гигантские карьеры — не зря говорят: «Не гора Высокая, а яма глубокая!»

Загрязнение воздуха. В среднем на каждого жителя страны только из атмосферы выпадает 372 кг вредных веществ в год. В нашей области этот показатель колеблется в пределах от 200 до 2000 кг, а в городе Карабаше несколько лет тому назад он достигал величины 25 кг в день. Основными загрязнителями воздушного бассейна области являются предприятия топливной энергетики, коксохимические, электродные и другие предприятия металлургического комплекса. В области насчитывается более 600 промышленных предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от 22 тысяч стационарных и 300 тысяч передвижных источников. В составе загрязняющих веществ особо опасные: бензопирен, ртуть металлическая, свинец, хром шестивалентный, марганец и целый "букет" газообразных канцерогенных веществ. Только от стационарных источников в атмосферу области выбрасывается до 3 млн. тонн пыли в год. Свою лепту в загрязнение атмосферы, прежде всего городов области, вносит автотранспорт. "Выдыхая" окислы азота, углекислый газ, сажу и другие токсичные компоненты, автомобильные двигатели поставляют до 60% вредных веществ, загрязняющих воздух Челябинска.

Перед вами две таблицы: «ПДК загрязняющих веществ воздуха» и «Содержание вредных веществ в атмосфере Магнитогорска». Сравните таблицы и найдите превышение ПДК.

Загрязнение почвы. По данным многолетних космических наблюдений и результатам анализа снежного покрова в ареалах крупных промышленных центров загрязненность территории Челябинской области тяжелыми металлами отмечается на площади 29,5 тыс. кв. км. Особенно обширны ареалы загрязнения (11-13 тыс. кв. км) вокруг Челябинска и Магнитогорска. Если к этим территориям прибавить зоны интенсивного антропогенного изменения (Сатка, Бакал, Коркино, Еманжелинск), то общая территория загрязненности достигнет около 52 тыс. кв. км, т.е. почти 56% территории области. Деятельность предприятий черной и цветной металлургии, горнодобывающей и угольной промышленности приводит к нарушению почвенного слоя - промышленной эрозии почв. На территории области действует около 90 горнорудных предприятий, 160 карьеров, 20 шахт. Изобилуют карьерами и отвалами окрестности городов Сатка, Верхний Уфалей, Копейск, Коркино, Еманжелинск, Пласт. Около города Бакал безжизненный "лунный" ландшафт создают 10 карьеров глубиной до 200 м и многочисленные отвалы высотой до 50-70 м. В области ежегодно образуется около 500 млн. тонн промышленных и 5 млн. тонн бытовых отходов. В Челябинском промышленном узле отходами 9 перерабатывающих предприятии и ТЭЦ занято 984,5 га земли. В городе ежегодно складируется более 60 млн. тонн отходов с повышенным содержанием хрома, меди, свинца, мышьяка, бария и других токсичных соединении Геохимическое воздействие подобных "хранилищ" на атмосферный воздух, гидросферу и почвы приводит к возникновению районов экологического неблагополучия.

Радиоактивное загрязнение К промышленному и сельскохозяйственному загрязнению окружающей среды в области добавилось радиоактивное - результат деятельности производственного объединения "Маяк". Наиболее крупные радиоактивные загрязнения Уральского региона и, в частности. Челябинской области произошли в период с 1949 по 1956 годы, когда была загрязнена речная система Теча-Исеть-Тобол (суммарная активность сброшенных в реку радиоактивных отходов составила 2,7 млн. кюри), и в 1957 году - в результате взрыва емкости с высокоактивными отходами. Взрыв сопровождался выбросом радиоактивных веществ (суммарная активность - 20 млн. кюри), рассеянных ветром над районами Челябинской и Свердловской областей. Загрязненная территория получила название Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). Площадь ВУРСа в Челябинской области около 23 тыс. кв. км. Эти территории Каспийского и Кунашакского районов изъяты из хозяйственного оборота на десятилетия. Интересно, что о взрыве на "Маяке" люди в то время ничего не знали - все было засекречено.

Учитель включает отрывок из документального фильма «Атомная осень 1957-го»

Загрязнение гидросферы. Интенсивное промышленное освоение области без наличия генеральной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов привело к значительному загрязнению большинства водоемов области и дефициту водных ресурсов. Сброс сточных вод в пригородные водоемы составляет до 885 млн. куб. м/год и из них до 80% - загрязненные. Основными приемниками загрязненных сточных вод являются бассейны рек Миасс, Ай, Урал, Теча. В этих реках наблюдается скопление нитратов, фосфатов, аммиака, нефтепродуктов, металлов и других загрязнителей. Проблема качества воды особенно остро ощущается в Октябрьском, Троицком, Чесменском, Варненском, Карталинском, Брединском, Агаповском районах, где подземные воды отличаются повышенной минерализацией с содержанием железа более 1 мг/л. Дополнительным источником загрязнения природных вод стало нерациональное применение в сельском хозяйстве удобрений и ядохимикатов.


Обучающиеся слушают учителя и записывают в тетрадь новый материал.















Обучающиеся находят на карте предложенные города. В случае затруднения просят помочь учителя.







Обучающиеся слушают учителя и записывают в тетрадь новый материал.


Обучающиеся пытаются дать правильный ответ.











Обучающиеся слушают учителя и записывают в тетрадь новый материал.


Обучающиеся отвечают на вопрос учителя:

1. Изменение ландшафта под влиянием человека (антропогенный ландшафт);

2. Загрязнение воздуха;

3. Загрязнение воды;

4. Радиоактивное загрязнение.








Обучающиеся сравнивают таблицы и приходят к выводу, что есть превышение формальдегида  —  4,4  ПДК,  бенз(а)пирена  —  7,2  ПДК,  диоксида  азота  —  1,7  ПДК,  взвешенных  веществ  —  2,4  ПДК.





















Обучающиеся смотрят отрывок из фильма.

Объяснение домашнего задания

2 мин.

Общее задание для всех учеников:

Открываем дневники и записываем домашнее задание: §42 читать пересказывать.

Индивидуальные задания:

Учитель предлагает нескольким ученикам сделать доклады на следующий урок по темам: Загрязнение реки Теча, Загрязнение воздуха в Магнитогорске, Деятельность ПО «Маяк» в 2019 году.

Групповое задание:

Учитель предлагает обучающимся объединиться в несколько групп (3-5 человек) и на следующий урок предложить свои варианты решения экологических проблем города.

Обучающиеся открывают дневник и записывают домашнее задание.


Обучающиеся выбирают себе тему докладов.


Обучающиеся объединяются в 2 группы и распределяют свои обязанности.

Рефлексия

5 мин.

Фронтальный опрос обучающихся:

Что такое ВУРС?(Восточно Уральский радиационный след);

Сколько городов на Урале?(150);

Какие старопромышленные города есть на Урале? (Нижний Тагил, Туринск, Каменск-Уральский, Невьянск.)

Какие реки были сильно загрязнены на Урале?( Теча, Исеть, Тобол)

Что такое ПДК? (предельно допустимая концентрация)


Обучающиеся поднимают руки и отвечают на заданные учителем вопросы.


Ссылки на материалы по теме урока:

1.Экологические проблемы Урала/ ECOPORTAL.URL: https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-urala/ 2. Города Урала. Проблемы района/ Home-Task. URL: https://home-task.com/goroda-urala-problemy-rajona/ 3. Атомная осень 1957-го/youtube.com. URL:https://www.youtube.com/watch?v=WzkBCjXE3to



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!