СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Город, смотрящий в будущее

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Город, смотрящий в будущее»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С. Сергеева»

г. Курска




«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

естественнонаучного цикла


Протокол №______

от «_____»________2021 г.


Руководитель МО:

__________Паюдис Т.П.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР:



_______Капленкова Н.П.




«_____»________2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор:


Приказ от «___» ______2021 г._№_____



_____________ Медвецкая С.Г.







Программа курса внеурочной деятельности

«Город, смотрящий в будущее»

11 класс

Срок реализации: 33 часа (за курс)

Направленность: социальная







Программу составила Кондакова Л.И.,

учитель биологии.







Курск-2021





Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг в свободное время. Данный курс направлен на то, чтобы каждый учащийся задумался о важности и необходимости сохранения и поддержания порядка в своем городе, на своей улице, чтобы горожане стремились возродить то лучшее, что было утеряно временем, сохранить то, что создано его предками, развивать и совершенствовать то, что достанется его потомкам.

Современный Курск – это город с доступной и удобной инфраструктурой, которая развивается и совершенствуется, однако научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, одна из которых ухудшение экологической ситуации, что, в свою очередь, указывает на необходимость поиска оптимальных вариантов решения данной проблемы.

Программа «Город, смотрящий в будущее» составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

  • Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25  Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

  • Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г № 1726-р утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (в соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»).

  • Учебный план школы.

Социальная направленность программы ориентирована: на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.

Вид программы:

  • модифицированная

  • по уровню освоения – общеразвивающая;

  • по цели обучения – познавательная - творческая;

  • по форме организации образовательного процесса – практико-ориентированная.

Новизна. В основе реализации программы заложена проектная деятельность, которая включает в себя разработку и создание прообраза предполагаемого объекта, организацию процесса выработки новых знаний через творческое познание. Развитие логического мышления, самостоятельности, воображения, целостного восприятия окружающей действительности в ходе выполнения практической работы.

Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные учителем и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.

Практическая значимость. Занятия по предложенной программе позволяют создать условия для интеллектуального развития личности ребёнка, его эстетического вкуса, а также применение полученных знаний и умений в практической повседневной жизни.

Отличительной особенностью содержания программы является оптимальный и сбалансированный отбор тем в соответствии с возрастом обучающихся и их творческими возможностями, применение эффективных форм и методов обучения, воспитания, направленных на развитие ребенка с опорой на практическую деятельность.

Цель программы: формирование ответственного отношения к окружающей среде и понимание ведущей роли человека в регулировании взаимодействий всех компонентов городской системы.

Задачи:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека;

  • формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

  • формирование экологически  ценностных   ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  • развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Характеристика программы:

Принципы:

  • Принцип гуманности – осознанно-бережное отношение к окружающей среде.

  • Принцип прогнозируемости – предвидение результатов деятельности.

  • Принцип интеграции – взаимодействие теоретических и практических навыков.

  • Принцип непрерывности – поэтапное обучение, воспитание и развитие личности по вопросам окружающей среды.

  • Принцип системности – совокупность целей, содержания, методов, средств и форм воспитания и образования.

При реализации программы используются как традиционные, так и инновационные технологии:

  • проектные (занятия проводятся в форме метода проектов);

  • игровые (занятия проводится в форме сюжетно-ролевой, дидактической, деловой игры);

  • информационные (на занятиях используются мультимедийные и цифровые средства).

Формы организации деятельности детей:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая.

Формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия, моделирование и конструирование, трудовые десанты (зеленый патруль).

Срок реализации программы: программа рассчитана на 33 ч.

Возраст детей: 16-17 лет.

Режим организации занятий: по 1 занятию в неделю продолжительностью 1 час. Группы формируются на добровольной основе, с учетом пожеланий детей. Специальной подготовки или знаний для зачисления не требуется.

Механизм оценки полученных результатов и формы проведения контрольных мероприятий:

Организация и осуществление контроля знаний, умений и навыков обучающихся включает в себя 3 этапа:

1.Вводный, проходит в форме беседы, цель которой заключается в выявлении уровня сформированности компетенций обучающихся на начальном этапе реализации программы.

2.Текущий, осуществляется в форме творческой выставки обучающихся, результаты и достижения их работы, проекты.

3.Промежуточный, проходит в форме тестирования, задания в тестовой форме составляются с учетом изученного в соответствии с учебно-тематическим планом учебного материала.

Условия реализации программы:

Материально-технические:

  • учебная аудитория с 30 рабочими местами;

  • технические средства (компьютер, проектор, цифровая лаборатория)

Методическое обеспечение программы:

  • Теоретические сведения обучающимся сообщаются в порядке рассказа, беседы. Так же используются зарисовки, игры, экскурсии, наглядный материал и проектная работа, индивидуальные опережающие задания.

  • Большое внимание уделяется практическим занятиям. Темы и перечень практических работ составлены с учетом сезонности года.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные:

  • самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля;

  • уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • положительное отношение к родному городу;

  • навыки  взаимодействия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

получат возможность:

  • овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;

  • сформировать эстетические ценности и чувства;

  • развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми;

  • сформировать элементарные основы культуры труда.

Метапредметные:

  • в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале;

  • переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

 получат возможность научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

  • первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности;

  • учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения;

  • развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные:

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать;

  • устанавливать аналогии;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Содержание программы

Раздел 1. «Курская земля» (2ч). Виртуальная экскурсия по улицам города Курска.

Раздел 2. «История Курской земли» (4ч). Проекты: «Неизвестные факты из истории региона». «Храмы Курской области».

Раздел 3. «Боевые страницы истории города» (5ч). Проекты: «Мы будем помнить эти имена». «Памятники ВОВ».

Интервью с известным человеком.

Раздел 4. «Комфортный город». Основные аспекты проблем повышения качества жизни в городской среде (сохранность скамеек, транспортных остановок, урн, клумб, зон отдыха и тд.) (1 час)

Раздел 5. «Экологичный город». Правила экологического образа жизни в городе (раздельный сбор отходов, отказ от одноразовых вещей, бережное отношение к ресурсам (вода, электричество), субботник, домашние животные и улица. (4 часа)

Раздел 6. «Здоровый город». Здоровьесберегающее поведение городского населения (профилактика наркомании, курения, алкоголя, пропаганда ЗОЖ). (4 часа)

Раздел 7 «Безопасный город». Свод правил безопасного поведения на улицах города (ПДД, подземный переход, остановки, подъезды). (4 часа)

Раздел 8. «Красивый горд». Ответственность за граффити и незаконное нанесение надписей на стенах зданий, ограждений, трудовой десант. (4 часа)

Раздел 9. «Культурный город». Правила этикета настоящего курянина (нормы и правила поведения человека в обществе: общественном транспорте, торговых центрах, домах культуры, а также в социальных сетях). (4 часа)

Раздел 10. « Родной город». Итоговое занятие (2 час)





























































Календарно-тематический план











№п/п

Тема/модуль

Результат

Количество часов

Теоретическое

Практическое

1

Курская земля

Виртуальная экскурсия по улицам города Курска.

1

1

2

История Курской земли.

Проекты: «Неизвестные факты из истории региона». «Храмы Курской области».

2

2

3

Боевые страницы истории города

Проекты: «Мы будем помнить эти имена». «Памятники ВОВ».

Интервью с известным человеком.

2

3

4

Комфортный город

Курский район, изменения города Курска в ходе истории, создание электронной книги.

1


5

Экологичный город

Волонтерское движение «Зеленый патруль Сергеевского микрорайона»


Проект «Экомаршрут по городу Курску»

2

2

6

Здоровый город

Социальный ролик «Мы выбираем жизнь»


2

2

7

Безопасный город

Фотоколлаж «Безопасность превыше всего»

2

2

8

Красивый город

Презентация «Граффити в моём городе»


Буклет «Как справиться с вандалами»


2

2

9

Культурный город

Онлайн - акция «Культура поведения» (социальная сеть ВКонтакте)


2

2

10

Родной город

Стендовый проект «Современный город глазами детей»


2

Итого: 33 часа


16

17






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!