СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гончаренко И.Э. Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова. - "Литература в школе", 2016-10.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия — показать общественное, политическое и литературное значение комедии «Горе от ума», усилить мотивацию углублённого изучения этого произведения и познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова.  

Просмотр содержимого документа
«Гончаренко И.Э. Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова. - "Литература в школе", 2016-10.»

ГОНЧАРЕНКО Ильсия Эседулловна — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ школа № 38, г. Казань [email protected]

«ГРИБОЕДОВ СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО — ОН УЖЕ НАПИСАЛ “ГОРЕ ОТ УМА”» (А.С.ПУШКИН) ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА, ПОСВЯЩЁННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА

Аннотация. Цель данного мероприятия — показать общественное, политическое и литературное значение комедии «Горе от ума», усилить мотивацию углублённого изучения этого произведения и познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова.


Александр Сергеевич Грибоедов, талантливый поэт, композитор, дипломат, вошёл в историю русской литературы как автор знаменитой комедии «Горе от ума». Создав её, Грибоедов стал не только художником-реалистом, но и новатором в области литературного языка. Умелое, бережное использование реального живого русского языка в стихотворной форме под силу только человеку талантливому, искренне любящему своё Отечество. Можно с уверенностью сказать, что наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов стал подлинным создателем русского литературного языка. Один из образованнейших людей своего времени, Грибоедов сделал целью своей жизни служение Родине, полагая: «Чем человек просвещённее, тем полезнее он своему Отечеству».
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди всё те же, и проблемы, поставленные драматургом, современны и сейчас. В наше время нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит злободневно в то нестабильное время, в котором мы живём. Сейчас всё более усиливается непонимание между поколениями, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах.
Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остаётся ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается.
«Горе от ума» — самобытное, выдающееся произведение русской литературы с выразительными характерами, яркой речью персонажей и острыми проблемами, актуальными и в наше время.
Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова, закрепляет знания обучающихся о незаурядном человеке, талантливом писателе и выдающемся дипломате.

Оборудование: мультипроектор, портреты А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, С.Н.Бегичева, иллюстрации к комедии, различные издания книг А.С.Грибоедова и книг о нём, белый передник, большие часы с музыкой, стул, адрес-календарь, перо, чернила, опахало (большой веер), уксус, стакан с водой, цветная бумага, выставка книг, чёрный ящик.

Предварительная подготовка:
— чтение комедии А.С.Грибоедова, критических статей Гончарова, Герцена, Белинского, воспоминаний Бегичева, Булгарина, Пушкина и др.;
— презентация команд (название команды и девиз, в качестве которого можно выбрать афоризм из пьесы);
— инсценирование отрывков комедии;
— подготовка вопросов к команде соперника.

Певец, тебе даны рукой судьбы душа живая, пламень
чувства, веселье тихое и светлая любовь, святые
таинства высокого искусства и резво скачущая кровь!
В.К.Кюхельбекер

Слово учителя.
«Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». Так писал о Грибоедове Пушкин. Он не зря назвал Грибоедова человеком «необыкновенным», «замечательным». Но след о себе Грибоедов ставил — это комедия «Горе от ума», которая вот уже вторую сотню лет тревожит воображение читателей и ставится на сцене. Итак, сегодня у нас пройдёт литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Александра Сергеевича Грибоедова. Дорогие друзья! Вы прочитали комедию. Знаю, что она не оставила вас равнодушными, вы испытали приятные часы, общаясь с прекрасным мастером слова, которого высоко оценил великий поэт А.А.Блок, сказав, что, «не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных».

Представление жюри, помощников.

Первый конкурс. Презентация команд.
Второй конкурс. Что бы это значило?

— Предлагаем проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения «Горя от ума».
Каждой команде будут представлены по 2—3 предмета. Необходимо рассказать о ситуации, связанной с этими предметами.

1. Белый передник, большие часы с музыкой, стул. (В 1-м явлении Лиза лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют. Тем самым она предупреждает Софью.)
2. Адрес-календарь (ежегодно издаваемый справочник чинов, чиновников, чистые листы для пометок), перо, чернила. (Во 2-м действии Фамусов разговаривает с Петрушей и велит читать календарь, а затем записать, куда ему идти в гости, какие посетить приёмы.)
3. Опахало (большой веер), уксус, стакан с водой. (Все эти предметы должны привести в чувство Софью. Она упала в обморок, увидев, как Молчалин падает с лошади.)

Третий конкурс. Чёрный ящик.

В чёрном ящике лежит предмет, в какой-то мере характеризующий героя.
По «подсказке» команда должна определить, о каком предмете идёт речь, кто произносит эти слова: Есть у меня вещицы три: есть туалет, прехитрая работа — снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри, кругом всё прорезь, позолота; подушечка, из бисера узор; и перламутровый прибор — игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растёртые в белилы!
— Какая 3-я вещица? (В чёрном ящике — помада: «помада есть для губ, и для других причин, с духами стекляночка: резеда и жасмин». Молчалин.)

Нет, есть-таки занятья: На… я твержу дуэт А-мольный.(Флейта. Платон Михайлыч Горич.)

Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; там будет лишь учить по-нашему: раз, два; а… сохраняет так: для больших оказаний. (Книги, Скалозуб.)


Четвёртый конкурс.
Узнайте героев по данной им оценке.

Это могут быть оценочные высказывания героев комедии и о второстепенных персонажах. Они приводятся из текста комедии и критических статей. Принимаются письменные ответы команд.

1-я карточка
1. «Он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».(Чацкий о Скалозубе.)
2. «Созвездие маневров и мазурки».(Чацкий о Скалозубе.)
3. «Пустейший человек, из самых бестолковых». (Чацкий о Фоме Фомиче.)
4. «…день целый Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый. По должности, по службе хлопотня, Тот пристаёт, другой, всем дело до меня». (Фамусов о себе.)
5. «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота». (Гончаров о Софье.)

2-я карточка
1. «Остёр, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив». (Софья о Чацком.)
2 «При нём остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст». (Платон Михайлович о Зарецком.)
3. «О Бейроне, ну о матерьях важных, Частенько слушая, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп». (Репетилов о себе.)
4. «Ну жалкий же ездок». (Скалозуб о Молчалине.)
5. «Он полнейший выразитель современной им действительности. Он деятельнейший, хотя, быть может, и не вполне сознательный созидатель тех сумерек, благодаря которым настоящий, заправский человек не может сделать шага, чтоб не раскрывать себе лба». (Салтыков-Щедрин о Молчалине.)

3-я карточка
1. «Известный человек, солидный, И знаков тьму отличья нахватал, Не по летам и чин завидный, Не нынче-завтра генерал». (Фамусов о Скалозубе.) 2. «От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». (Князь Фёдор, племянник княгини Тугоуховской.)
3. «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». (Двоюродный брат Скалозуба.)
4. «Теперь в отставке, был военный; И утверждают все, кто только прежде знал, Что с храбростью его, с талантом, Когда бы службу продолжал, Конечно, был бы он московским комендантом». (Платон Михайлович.)
5. «Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уж начатым веком. Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство…» (Гончаров о Чацком.)

Пятый конкурс. «Умники и умницы» (для капитанов команд — на знание биографии писателя).
Выбор дорожки определяется результатами предыдущих конкурсов.
На зелёной дорожке 4 вопроса и 2 возможности дать неправильный ответ, не выбывая из игры.
На жёлтой дорожке 3 вопроса и возможность 1 раз ошибиться.
На красной дорожке 2 вопроса, но ошибаться нельзя.

Зелёная дорожка. Александр Сергеевич Грибоедов.
1. Судьба вас обрекла на постоянные скитания. Но как только удавалось хоть ненадолго осесть на одном месте, вы заботились о нём. «О любезном моём… где оно, я совершенно неизвестен», — жаловались вы из Тавриза в феврале 1820 года. О чём речь?
(О фортепьяно: «Весёлость утрачена, не пишу стихов, может, и творились бы, да читать некому, сотруженики не русские. О любезном моём фортепиано, где оно, я совершенно неизвестен. Книги, посланные мной из Петербурга тем же путём, теряются».)
2. Неизвестно, как сложилась бы ваша судьба, если бы вы не встретили друга, нравственное влияние которого ощущали потом всю жизнь. «Ты, мой друг, поселил в меня… любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души… С тобой я становлюсь нравственно чище и добрее», — писал он. О каком друге идёт речь?
(О Степане Никитиче Бегичеве (1785—1859). В 1820-е годы дом Бегичева был одним из центров культурной жизни Москвы. Здесь бывали А.С.Грибоедов, В.Ф.Одоевский, В.К.Кюхельбекер, Д.В.Давыдов, А.Н.Верстовский. Автор одной из первых статей о комедии «Горе от ума», по настоянию Грибоедова, впрочем, не напечатанной. Был связан с Грибоедовым узами тесной дружбы. По личным воспоминаниям написал «Записку об А.С.Грибоедове (1892).
3. Осенью 1817 года в Петербурге ваше имя оказалось замешанным в громкой и скандальной истории «дуэли четверых». Что это за дуэль? Как она повлияла на вас?
(На этой дуэли Грибоедов был секундантом своего приятеля графа Завадовского, которого вызвал поручик В.В.Шереметьев. Дрались из-за балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой. Секундантом Шереметьева был известный дуэлянт, будущий декабрист А.И.Якубович. При обсуждении условий вспыхнула ссора между секундантами, и после дуэли положено было им стреляться. Шереметьев выстрелил почти сразу, на ходу пуля оторвала воротник. Пистолет Завадовского дал осечку. Затем он стал медленно, насмешливо целиться. Шереметьев не выдержал и крикнул, что если будет промах, то он его пристрелит как собаку. Грянул выстрел. Пуля попала в живот. Шереметьев умер через 26 часов в страшных мучениях. Через год на Кавказе состоялась дуэль секундантов. Якубович прострелил Грибоедову руку. Испытавший сильное потрясение после смерти Шереметьева, Грибоедов решил отрешиться от праздно-рассеянной светской жизни, начать всё сызнова и в качестве первого шага указал подлинный год своего рождения (тем самым не отрицал своё «незаконное» рождение).
4. 10 февраля 1828 года между Россией и Персией был заключён Туркманчайский мирный договор. В подготовке этого договора большую роль играли вы, ведя дипломатические переговоры. Ваша миссия удалась блестяще. Какую награду пожаловал вам царь?
(Был пожалован чин статского советника, орден Св. Анны 2-й степени с алмазами, медаль за Персидскую войну и 4000 червонных. Затем царь назначил Грибоедова полномочным министром при персидском дворе.)

Жёлтая дорожка. Алексей Петрович Ермолов (1777— 1861) — генерал, главнокомандующий в Грузии, в вашем подчинении находился А.С.Грибоедов.
1. Неизвестно, существовало ли тайное общество в Грузии. Но царь Николай вас боялся. Почему?
(Этого генерала, человека государственного, обладавшего железной волей, в случае победы декабристы предполагали ввести в правительство.)
2. Вы ценили и уважали А.С.Грибоедова за живость ума. Но после восстания декабристов под арест брали всех, «оказавшихся по показаниям соучастниками в обществе мятежников». Так, 22 января 1826 года посланный за Грибоедовым на Кавказ фельдъегерь Уклонский прибыл в крепость Грозную с пакетом. Что было в этом пакете, ясно: приказ об аресте. Чем вы помогли Грибоедову?
(Когда Ермолов вскрыл пакет, он дал возможность стоявшему за его спиной адъютанту прочитать послание военного министра. Затем стал расспрашивать о столичных новостях, велев подать ужин. В это время адъютант вывел Грибоедова. И тот сумел уничтожить все записи и письма, компрометирующие его и других. Доказать причастность писателя к тайному обществу не удалось, его освободили).
3. События на Кавказе развивались бурно, Грибоедов оказался в центре их. 28 марта 1827 года Паскевич был назначен главнокомандующим Грузией, сменив вас. Борьба старших генералов окончилась вашим поражением. Известный писатель в своём романе писал так: «На очень холодной площади в декабре 1825 года перестали существовать люди 1820-х годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось». Кто автор этого романа? Каково его название?
(Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара».)

Красная дорожка. Александр Сергеевич Пушкин.
1. В письме к А.А.Бестужеву вы задаётесь вопросом: «В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо?» И тут же отвечаете… Что же вы ответили?
(Грибоедов.)
2. Вы расстались с Грибоедовым в 1828 году, в Петербурге, пред его отъездом в Персию. О чём вы с ним разговаривали? Что он вам говорил? (Грибоедов прощался, предчувствуя свою гибель. Он говорил: «Вы ещё не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдёт до ножей». Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобицы его 70 сыновей. Но престарелый шах остался жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись.)

Шестой конкурс. «Маска, я тебя знаю!»
Командам предлагается узнать героя комедии по одной-двум репликам о нём. Если команда не отгадывает, то очко может заработать другая, участник которой быстрее поднимет руку.

1) «Он слова умного не выговорил сроду».
(Софья о Скалозубе.)
2) «И золотой мешок, и метит в генералы».
(Фамусов о Скалозубе.)
3) «Не человек, змея!»
(Софья о Чацком.)
4) «Кто так чувствителен, и весел, и остёр?»
(Лиза о Чацком.)
5) «Ах! Боже мой! Он карбонари!»
(Фамусов о Чацком.)
6) «Жалчайшее создание! Уж разве поумнел»
(Чацкий о Молчалине.)
7) «Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умён, Но робок…»
(Софья о Молчалине.)
8) «Вы страстные к чинам».
(Чацкий о Фамусове.)
9) «А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой»
(Фамусов о себе.)
10) «Позвольте вам услужить, зато Куда я ни кидался В контору — всё взято, К директору, — он мне приятель, — С зарёй в шестом часу, и кстати ль! Уж с вечера никто достать не мог…»
(Загорецкий.)
11) «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».
(Репетилов о себе.)
12) «Такой же я, как вы, ужасный генерал»
(Загорецкий о Репетилове.)
13) «Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить».
(Хлёстова о Загорецком.)
14) «Чтоб взашеи прогнать и вас и ваши тайны».
(Чацкий о Репетилове.)

Седьмой конкурс. Инсценирование.
Подводятся итоги 6-го конкурса и общие итоги.

Восьмой конкурс. Вопрос — ответ.
Команды предлагают друг другу вопросы о жизни и творчестве Грибоедова, подготовленные самостоятельно и заранее.

Девятый конкурс. Крылатые выражения из «Горя от ума»
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» около семидесяти крылатых выражений. Вот почему А.С.Пушкин в 1825 году писал своему другу А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу». В течение трёх минут вы должны вспомнить и записать как можно больше таких крылатых выражений.

Счастливые часов не наблюдают.
Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
Подписано, так с плеч долой.
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Грех не беда, молва нехороша.
Свежо предание, а верится с трудом.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Служит делу, а не лицам.
Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Дома новы, а предрассудки стары.
В мои лета не должно сметь своё суждение иметь.
Уж коли горе пить, так лучше сразу.
Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
Ум с сердцем не в ладу.
Он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом.
Всё врут календари.
Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.
А судьи кто?
К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки.
Шёл в комнату, попал в другую.
Ученье — вот чума, учёность — вот причина.
Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.

Подведение итогов. Награждение. (книги, билеты в театр, памятные дипломы «Исключительный (выдающийся) читатель», «Замечательный читатель», «Внимательный читатель»).

ЛИТЕРАТУРА
1. ГРИБОЕДОВ А.С. Горе от ума. Комедия. — М., 2005. — С. 56.
2. АЙЗЕРМАН Л.С. Горе уму и горе от ума: «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Литература. — Первое сентября. — 1995. — № 1. — С. 4.
3. АРХАНГЕЛЬСКИЙ А. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума»: анализ текста // Литература. — Первое сентября. — 1998. — № 46. — С. 7.
4. НЕЧКИНА М.В. Грибоедов и декабристы. — М., 1977. — С. 10.
5. МЯСОЕДОВА Н.Е. О Грибоедове и Пушкине (статьи и заметки). — СПб, 1998. — С. 24.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!