СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Голубоглазое диво земли Смоленской:экологический аспект

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы об использовании льна на Руси и на Смоленщине в частности. Ученица раскрывает экологические свойства льняной продукции, пользу использования льняных тканей и льняного семени. Дает рекомендации по сохранению здоровья с помощью льнопродукции.

Просмотр содержимого документа
«Голубоглазое диво земли Смоленской:экологический аспект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя школа

Вяземского района, Смоленской области.








ГОЛУБОГЛАЗОЕ ДИВО ЗЕМЛИ СМОЛЕНСКОЙ :
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.




СЕКЦИЯ:

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

НОМИНАЦИЯ

«МАТЕРИАЛЬНАЯ

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА».






ВЫПОЛНИЛА:

КАСЫМОВА ОЛЬГА,

9 КЛАСС.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

СЮРИНА Г. А.,

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ.







СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение: Я живу в этом крае России, где синь-лен на полях,

как ковер------------------------------------------------------------------ 2-3


  1. Основная часть: Цветет в моем крае чудесном богатство

Смоленщины – лен.-----------------------------------------------------4 -5


II. 1. Исторические сведения о льне -------------------------------------- 4 –5


II. 2. Ботанические сведения --------------------------------------------- 6


II. 3. Первичная обработка льна ---------------------------------------- 7


II. 4. Вторичная обработка льна ---------------------------------------- 8 -9


II. 5. Лен на Смоленщине ------------------------------------------------ 10 - 13


III .1. История льняной одежды на Смоленщине ------------------ 14 – 17


Ш.2. История вышивки льняного костюма ------------------------ 18 - 21


Ш.3 Современный льняной костюм --------------------------------- 22 - 24


IY. Еще о пользе льна ------------------------------------------------ 25 - 26


Y. Заключение: Думы о былом и настоящем ------------------ 27 - 28


YI. Использованная литература -------------------------------------- 29


YII. Приложения ---------------------------------------------------------- 30 - 93
















  1. Введение: Я живу в этом крае России, где синь-лен на полях, как ковер…


Лето. Волшебный день. Солнце не жжет, но ласкающее-нежно глядит сквозь легкую дымку, которой подернуто небо.

Я стою на окраине моего села. Направо и налево раздвигается широкая долина Вязьмы-реки. Местность неброская, но на редкость красива природными ландшафтами: волнистый рельеф, холмы и овраги, перелески, речки и речушки. Смешанный лес богат всякой живностью, что украшает мир: птицы, бабочки, стрекозы. Не случайно, что в прошлом Смоленскую губернию называли «садом России». В одном из уголков такого «сада» и располагается Относово.

Живут в нем замечательные люди, которые своим самоотверженным трудом украшают родную землю, родное село. Они всю свою жизнь трудятся на земле, выращивая различные культуры: зерновые – рожь, пшеницу, овес, ячмень; кормовые – кукурузу, рапс, корнеплоды; технические – картофель, лен.

Правда, сейчас для крестьян сложились плохие времена. Перестал существовать совхоз «Вяземский», центром которого и являлось Относово. Мои односельчане приспособились жить без совхоза, но грусть о прошлом не покидает их. Их рассказы, их рассуждения и навеяли мне тему для исследовательской работы.

Есть такая культура, которую очень любили на Смоленщине. О ней многие поэты слагали целые поэмы. Я предлагаю отрывок из стихотворения Михаила Дудина:

… И звонкой радостью колышет

Над полем полог навесной.

А в поле лен цветет… И дышит

Весь мир его голубизной!

Эта культура – лен. Любили ее смоляне какой-то особой невыразимой любовью и за красоту, и за практичность, и за экономическую выгоду.

«Наверное, он заслуживает такую любовь» - подумала я и решила узнать об этой культуре как можно больше. Тем более, что еще в начальной школе меня заворожил рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». А благословенный дар великого сказочника Ганса Христиана Андерсена «привел» меня на льняное поле, посоветовал наклониться и прислушаться, о чем шепчутся и что хотят сказать людям зеленые стебельки. Помните? …«Лен цвел чудесными нежными голубенькими цветочками, мягкими и завораживающими, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошеет и лен…».

В своей работе я попыталась раскрыть тайны этого удивительного растения, изучить роль этой культуры в создании традиционной материальной культуры Смоленщины, в частности национального льняного костюма; попыталась доказать, что традиционное занятие населения этой культурой не случайно, а восходит к глубокой истории природопользования и связано с религией и культурой этноса. На доходчивых примерах и сравнениях хочу убедить всех, кто будет читать мою работу, что лен остается очень нужной культурой для современного человека: помогает ему излечиваться от многих заболеваний, одевает его, обувает, укладывает спать, радует душу и делает много других полезных вещей, сохраняя при этом экологию жилища и тела.

Лен – культура, которую нужно пропагандировать, изучать, вводить в севооборот, использовать в каждой семье, и ни в коем случае не отказываться от ее продукции.
































  1. Основная часть: Цветет в моем крае чудесном

богатство Смоленщины – лен…


II. 1. Исторические сведения о льне.


С незапамятных времен человек был неразрывно связан с миром растений. Вначале первобытные люди употребляли растения в пищу, а впоследствии научились использовать их для постройки жилища, изготовления одежды, красителей, лекарственных средств.

Известно, что уже в каменном веке люди занимались разведением ячменя и пшеницы, Началом же примитивного земледелия считают бронзовый век

( IYв. до н.э.). Именно это время – IYв. до н.э. считается временем первого, самого древнего упоминания о льне.

Лен – самый древний волокнистый материал растительного мира, употреблявшийся человеком для изготовления одежды. Остатки льняных тканей были найдены еще в свайских постройках Швейцарии.

Этой культуре более 9000 лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3000 лет до нашей эры. Льняные ткани, обнаруженные на египетских мумиях, отличаются тонкой выработкой и легкостью, которые свидетельствуют о том, что египтяне обладали в совершенстве искусством выработки тонкой льняной пряжи. Об этом же свидетельствует и тот факт, что одежду для фараонов и высших жрецов шили тоже из тончайших, «как дыхание ребенка», льняных тканей, сквозь пять слоев которой просвечивало тело.

6 – 7 тысяч лет назад лен из Древнего Египта попал в Месопотамию, Колхиду.

Лен перерабатывался греками и римлянами, при этом следует отметить, что, кроме чисто льняных тканей, возделывали и смесовые, в которых основа (продольные нити) была льняная, а уток (поперечные нити) – шерстяной.

У культурных народов Европы древнейшим волокном также было льняное волокно.

«Предки» культурного льна в диком виде не найдены. Семейство льняных разбросано по всему миру и насчитывает 330 видов трав, кустарников и даже деревьев. Но, скорее всего, самое начало льна как культуры началось в горных областях Индии и там же впервые научились изготавливать из него ткани.

К славянам лен пришел от скифов, живших на юге Русской равнины. Славяне очень полюбили белоснежные ткани изо льна и уже в дальнейшем никогда с ними не расставались.

Примечательно, что если льняные ткани в Египте были предметом роскоши, то у славян еще докиевской Руси они служили одеждой для народа.


Итак, лен на Руси появляется в IX – X веках, хотя раскопки на юге современной России указывают на то, что лен мог появиться и намного раньше, может быть и в бронзовом веке. Но доподлинно известно, что в древней Киевской Руси обработка льна составляла постоянное занятие женщин.

А в XII – XIYв.в. новгородцы и псковичи уже вывозили льняные волокна на запад, более всего в Голландию. А в более позднее время, в XYI – XYII в.в. русские льняные ткани становятся известны и на востоке – в Индии, Пакистане, Непале.

Ко времени Петра Первого в России возникают первые льняные мануфактуры.

На Смоленщине лен появился в IX – X в.в. Сохранилась легенда, рассказывающая о том, что во времена Древней Руси появились в верховьях Днепра лодки князя Олега. Они увезли отсюда тюки добротного полотна, и когда отправились в поход на Царьград его 2000 кораблей, то трепетало в их парусах льняное полотно из верховья днепровского.

Легенда подтверждается весомыми материальными свидетельствами: при раскопках часто находят семена льна и остатки льняных тканей, относящихся к IX – X в.в.

Позднее смоляне торговали ленком, меняя его на фландрские сукна, на фряжские вина, на пергамент для рукописей и разные другие заморские товары, привозимые на Смоленщину и с запада, и с востока.

























II. 2. Ботанические сведения.


Лен представляет собой однолетнее травянистое растение семейства льновых, рода лен, вида лен обыкновенный. Стебель льна высокий – в среднем от 30 до 110 см длины. При цветении лен дает несколько в большинстве случаев голубых цветков. К слову, вполне вероятно, что люди впервые обратили внимание на лен из-за его красоты и уже позже оценили другие его достоинства.

Восхищает своей красотой лен в любую пору. Вряд ли оставляла равнодушным древнего человека неповторимая изумрудная зелень льняных всходов. Редкая красота цветущего льна, когда удивительно нежные, небесно-голубые его цветочки раскачиваются навстречу солнцу, приурочена к началу лета и видна только в ясное погожее утро. Понежившись всего лишь до полудня, цветы торопливо спешат свернуть лепестки в тугие бутончики, при этом пыльники и рыльца их соприкасаются, обеспечивая самоопыление. Образующаяся завязь разрастается в небольшую коробочку бурого цвета, имеющую пять створок. И в это время лен тоже по-своему хорош, когда широкое, спокойное его поле щедро отливает червонным золотом. Коробочка содержит в себе семена светло-коричневого цвета, блестящие и очень гладкие.

Волокна льна получаются из лубяного слоя стебля растений. В свежем стебле лубяные волокна составляют примерно 3%, в сухом стебле от 15 до 20%. Волокно, получаемое из лубяного слоя льна, состоит из отдельных волокон, склеенных пектиновыми веществами в пучки. При определенных условиях эти пучки разделяются на нити. В одном пучке может быть более 200 нитей. Склеенное в пучки волокно, в отличие от элементарного волокна, называется «техническим». Основная масса льна, перерабатываемая промышленностью, состоит из технических волокон.

При рассмотрении элементарных волокон под микроскопом обнаруживается, что отдельное волокно – это клетка, вытянутая веретенообразно, не имеет извитости, как у хлопкового волокна, концы у нее заострены, канал внутри узкий и закрытый с обеих сторон, кончики у волокна заостренные.

Лен-долгунец разводят для получения волокна. Это волокнистая культура, дает лучшее по качеству волокно. Семян же с него получают мало и, кроме того, они содержат меньше жира, чем семена льна-кудряша.

Лен-кудряш (рогач) является масличной культурой и разводится главным образом для получения семян. Он имеет кудрявый стебель с большим количеством коробочек, заполненных семенами. В них много жира.

Лен-межеумок – промежуточный вид между льном-долгунцом и льном-кудряшом. Он дает хороший урожай семян с большим содержанием жира и хорошее по качеству волокно.




II.3. Первичная обработка льна.


Цель первичной обработки льна – выделить волокно из стебля и очистить его от древесины. Процесс этой обработки распадается на следующие операции:

а/.мочка стеблей льносоломки; б/. мытье тресты; в/. трепание

тресты.

Пословица «Лен рождается дважды: один раз в поле, второй – разостланным на стлище» не устарела и в наши дни.

Растения, вырванные с корнем, расстилают на земле и оставляют на месяц – полтора. Лен остается во власти туманов, ветров, дождей, а еще – особенных бактерий, набрасывающихся на льняную соломку и поедающих все, кроме лубяных волокон, которые им не «по зубам». Эти чрезвычайно крепкие, стойкие и относительно длинные пучки волокон размещены между оболочкой и сердцевиной стебля. И именно в них сосредоточены сила и красота льна – долгунца.

В результате мочки получается треста, т.е. волокно с неотделенной еще от него древесиной. Следующая операция должна освободить волокно от древесины стебля, от костры и других хрупких частей. Это достигается мятьем и трепанием высушенной тресты. Мятье тресты проводится на вальцовых или щелевых мялках. В процессе мятья древесина изламывается на кусочки и превращается в костру. А из тресты получается мятый лен. Затем мятый лен надо трепать. Трепание производится трепалами и трепальными машинами. Получается лен трепаный и то, что отошло – пакля. Пакля идет на выработку грубой пряжи, из которой сделают упаковочную ткань и сошьют мешки, а трепаный лен направляется на прядильные фабрики для производства пряжи и ниток.



















II.4. Вторичная обработка льна – переработка первичных продуктов.

Собственное имя лен позаимствовал от латинского «линум» - линия, черта, «льняная нитка» (черта, проведенная ниткой) с преобразованием в древнерусское «лен» - полотно холст, «льняное полотно».

А может быть, это истинно русское имя, рожденное ощущением? Может быть после грубых шкур, надетых на голое тело, даже мешковина из растительных волокон показалась древним охотникам и пахарям удивительно нежной вещью, обволакивающей фигуру, льнущей к телу? А как можно было еще назвать длинное и тонкостебельное растение, из которого получается столько нити, пряжи, тканей?

Лен чесаный очень красив. Чем дольше его чешут, тем ярче его шелковистый блеск. Недаром лен издавна называют северным шелком. Из такого шелка получают ровницу, которая передается в прядильный цех для выработки пряжи. Из пряжи получаются льняные ткани.

Ткани вырабатываются различными способами переплетения основы нитями утка. Видов переплетений много, но основными из них следует считать три вида: а/. полотняное или миткалевое; б/. саржевое или киперное; в/. сатиновое или атласное.

Ткань, полученная прямо со станка, называется суровьем. Суровье стрижется с одной или с обеих сторон для удаления пушка и кончиков волокон и получения гладкой ткани. Затем ткань подвергают варке для удаления примесей и загрязнений, а потом отбеливают. Чтобы хорошо и окончательно отбелить льняную ткань, ее после варки подвергают воздействию отбеливающих растворов четыре раза подряд, тогда как хлопчатобумажная ткань отбеливается с первого раза.

Ну а потом – красят. Чаще всего всем полотном, пропуская ткань через красильный раствор и получая гладкоокрашенный кусок. А еще можно ткань ткать из окрашенных нитей и получать пестротканый лен.

Рисунки на льне ярче получаются способом печатания печатными машинами. Узор рисунка выгравировывается углубленными точками и линиями на медном валу печатной машины. Около вала находится ящик с красителем, из него в углубленные места вала особыми щетками подается краска. Печатный вал, вращаясь, прижимается к ткани и на ней отпечатывается рисунок. Окрашенные печатной машиной ткани называются печатными.

Народная пословица «Каково волокно, таково и полотно» кратко резюмирует многообразие требований, предъявляемых к рабочим при выращивании и обработке льна.

Качество волокна принято обозначать номером, выражающим соотношение его длины к весу. Так, килограмм льняного волокна, из которого можно изготовить десятикилометровую нить, обозначается номером 10. Лучшие волокна носят номера 20, 24, 26. Иногда волокна имеют номер 40 и даже 44.

А теперь внимание! Льняные волокна, которые получали древние египтяне, имели номер 300! Это значит, из одного килограмма льна они получали 300 километров нитей, что в 7 раз больше, чем получают сейчас от самых лучших северных льнов!

Из волокон 40-х номеров русские мастерицы в специальных сырых помещениях (чтобы от сухости не ломались и не рвались тончайшие нити) создавали почти невесомые кружева. И сейчас вологодские кружевницы плетут сказочные узоры из льняной нити: жилетки, кофточки, шарфы, салфетки, воротнички, накидушки. Чего только не делали кружевницы на коклюшках. Из толстой нити (билль) плели саки – широкие длинные пальто, а из тончайшей – квадратики, уголочки с узорами: птичками, петушками, карманчиками.
Судьба у искусства плетения кружев счастливая: не сгинуло оно, выстояло перед натиском хитрых машин и доказало, что мудрым и талантливым рукам никакой механизм не конкурент. Опыт и мастерство старших в Вологде передается молодому поколению в профессионально-техническом училище, ежегодно проводятся конкурсы новых рисунков, появляются новые творческие группы, изображающие на кружевах и птиц-небылиц, и космические мотивы.
Не зря, видно, русское льняное волокно в старину называли в Европе «северным (русским) шелком». Лен не теряет и вряд ли потеряет в будущем свое значение, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны хлопка и синтетики.
Лен – это мешковина, веревки, брезент, парусина, приводные ремни, обтирочный и упаковочный материалы, практичная мужская сорочка, красивое женское платье, джинсы, портьеры, скатерти, постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки и прочие красивые и незаменимые спутники быта человека.


















II.5. Лен на Смоленщине.

Давным – давно на Смоленщине сложилась пословица: «Если рожь – матушка, то лен – батюшка». И, действительно, лен, как любимый батюшка, и научит, и подскажет, и накормит, и обогреет, и оденет, и обует.

Смоляне всегда любили эту культуру, да она и заслуживает эту любовь. Веками лен был в высокой цене. Гектар льна даже при средней урожайности дает 1200 метров ткани, 9кг тончайшей бумаги; из отходов (кострянки) – 2 кубометра костроплиты, 2кг сигаретной бумаги. А из семян – 180 кг масла, 220 кг различных веществ для химической, пищевой, парфюмерной и медицинской промышленности, а также высококалорийный корм для скота – жмых.

Лен помог нашей области, селу возродиться после Отечественной войны 1812 года, после Великой Отечественной войны 1941 -1945 года. На «льняные деньги» были построены почти все жилые дома, восстановлены клубы, детские сады, сооружены животноводческие помещения.

Хозяйственный календарь В.С.Храповицкого, обобщивший народный опыт, позволяет нам заглянуть в историю обработки почвы и сроки посевов наиболее распространенных культур на Смоленщине, где лен был практически наравне с хлебными культурами.

Поэтому первая весенняя вспашка в первую очередь предназначалась трем самым важным культурам: ячменю, гречихе, льну. Лучшим временем сева льна в области считалась середина и вторая половина мая, когда земля достаточно прогревалась. Если погода оказывалась засушливой и земля теряла много влаги, то высеянные семена оставляли на одни сутки на незаделанной земле, чтобы их смочила роса.

Город Вязьма с 1825 года становится крупным центром торговли льняным волокном. Поэтому все поля окрест засевались льном. Засевались поля и вокруг Относова. Почти в каждом селении было распространено домашнее производство льняных тканей. Часть их предназначалась себе, часть для рынка. На рынке г. Вязьмы продавали в основном льняные рогожи.

Все окрестные имения помещиков и дворян специализировались на выращивании льна. Об этом свидетельствуют исторические данные книг Е.Н.Клетновой и документов Государственного архива Смоленской области. Так Николай Степанович Клетнов, отец Екатерины Николаевны, в 1839 году был экспонентом русского отдела сельскохозяйственной выставки в Чикаго с образцами пеньки, льна, льносемян. В самом имении Кочетово производили льносемя, льноволокно, а из пеньки изготавливали веревки.

Строительство железной дороги на Смоленщине резко изменило ее облик и направления в экономике. Губерния начинает приобретать явно технический уклон и льнопродукция стала более востребованным товаром – его легко стало сбывать. А на полях появились орудия, помогающие обрабатывать лен: молотилки с конным приводом, веялки, конные грабли.

В 1858 году в Смоленске было создано Общество сельскохозяйственников, которое приглашало и заслушивало на своих заседаниях доклады агрономов, семеноводов, сельхозпроизводителей. Начался обмен опытом по выращиванию льна.

Какие бы трудности не переживала Смоленщина, со льном она никогда не расставалась. Но особого подъема эта культура достигла в 80-х годах двадцатого века, когда льноводство стали переводить на промышленную основу. В 1981 году был разработан план по внедрению индустриальной технологии производства льна-долгунца. В восьми районных центрах, в том числе и в г. Вязьма, в дополнение к существующим льнозаводам, добавились льнокомбинаты. ( С 2005г. Вяземский льнокомбинат переименован в ООО Вяземский выставочный комплекс, который производит ткань упаковочную (мешковину), шпагат, полотно нетканое иглопробивное (ватин), вытряску, ленту строительную, пряжу льноджутовую).

Денежный доход ото льна увеличивался с каждым годом и превышал сначала десятки миллионов рублей, а потом прибыль возросла до 150 миллионов рублей.

Школьники области не оставались в стороне. Каждый год осенью проводилась операция «Лен» в которой участвовало 35 – 40 тысяч школьников.

В 1980 году, 25 декабря, в Смоленске открывается замечательный музей льна, единственный в мире музей – заповедник «Смоленский лен». Расположен музей в здании XVIII в. – бывшей церкви Зачатия Анны Троицкого монастыря. Богато и ярко представлена здесь история развития льноводства на Смоленщине. Уникальную экспозицию единственного в России музея льна называют гимном “северному шелку”. В нее вошли подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция льняных изделий, раскрывающих красочный мир народного искусства. Посетители музея имеют возможность приобрести навыки ткацкого ремесла на старинном станке, своими руками изготовить куклу в национальном костюме, принять участие в обрядах, связанных с историей льноводства и перешедших к нам от наших предков. Музей – своеобразный памятник льну и людям труда, чьими руками создавалось богатство и слава родной земли.

О смоленском льне снимаются кинофильмы, пишутся песни, сочиняются стихи. Вот одно из них, написанное смоленским поэтом В.Простаковым:


Баллада о смоленском льне.

Зимней ноченькой поздней,

Забывая в хатах сны,

Ткали женщины на кроснах

Не шелка – простые льны.

Ткали так, что руки млели,

Тяжелела голова.

Ткали женщины и пели

Стародавние слова:

«Ой, лучина ты лучина,

Ой, лучинушка, свети!..

Пусть уйдет печаль-кручина,

Из моей уйдет груди…»

Эту первую запевку

Из какого-то угла

Вдруг подхватят бабы, девки-

И запевка поплыла…

И снега неторопливо

Песню слушают в ночи,

Луч луны горит тоскливо,

Как огарочек свечи.

Тихий скрип коростелиный

Раздается по углам:

Это бабы ткут холстины –

Русский наш мадаполам!

А потом у рек весенних

Молча сушат на лугах

И тихонько вносят в сени,

Как младенца, на руках.

На икону, по старинке,

Женщины кладут цветы,

Чтобы ткались и холстинки,

И российские холсты.

Унеслось то время в лету,

И, покинув плен межи,

Нынче всю мою планету

Лен сумел заворожить.

И в цехах больших, просторных

На Смоленщине моей

Ткани мчатся, словно волны

Белопенных синь-морей.


Летом 1984 года в музее льна побывал М.С.Горбачев и в книге отзывов оставил запись: «Очень хорошо, что теперь наши музеи пополнились еще одним, первым музеем льна. Древняя культура и теперь хорошо служит народу. Желаю льноводам Смоленщины новых больших успехов».

И льноводы с еще большим энтузиазмом принялись заниматься льном.

В области начинают улучшать сорта льна и выводить новые. 226 семеноводческих хозяйств выращивают семена высоких репродукций и обеспечивают ими практически все льноводческие хозяйства. Работают 15 льносемстанций, которые снабжают колхозы и совхозы качественными семенами. На областной опытной станции выведено три новых сорта льна: «Л-1120», «Смоленский», «Союз». На всю страну становится знаменитой селекционер областной семстанции Бородич Зинаида Никаноровна, которая вывела эти сорта и в дальнейшем продолжила работу с ними на полях Починковского района. Страна оценила ее трудовой подвиг и представила к награде «Герой социалистического труда».

Не стоит в стороне и совхоз «Вяземский». 460 гектаров – 7% от общей посевной площади, засевается льном. На протяжении многих лет он значительно перевыполнял государственные планы по продаже льнопродукции. Звеньевые Андреева Ефросинья Александровна и Павлюченкова Александра Федоровна награждаются медалями «За трудовую доблесть», а весь коллектив совхоза – Дипломом Смоленского обкома КПСС и памятным Красным Знаменем за высокие показатели по льноводству.





































III.1.История льняной одежды на Смоленщине.


Вся жизнь смолян издревле была связана с землей и с теми культурами, которые они на ней выращивали. Каждая культура служила человеку: кормила, обувала, одевала. Лен же был един в трех лицах – он и кормил, и одевал, и обувал.

Роль одежды, как спутника людей на всех этапах их жизни и деятельности, неоценима. Одежда спасала от холода, болезней. Но, кроме этого, она еще и украшала его внешний облик, оберегала от неприятностей и, наряду с другими видами искусства, стала доставлять ему эстетическое наслаждение.

Для смолян характерен был всегда костюм изо льна. Его носили и дети, и молодые люди, и старики.

История смоленского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Смоленские крестьяне в конце XYIII – начале XIX века носили примерно то же, что во времена Древней Руси: мужики - шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух полотен льна со вставками; женщины – нижнюю рубашку, юбку- поневу, сарафан. Из верхней одежды в ходу были накидки, армяки, зипуны. А обувью, если она была, служили лапти или подошвы, сшитые из льняных веревок и державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучами). Очень на Смоленщине любили душегрейки, которые дошли и до наших дней, а сейчас, кажется, возрождаются вновь. Душегрейка – это подобие маленького короткого жакета свободной формы, богато украшенного узорами, тесьмой, а впоследствии шитого из дорогих тканей. Конечно, это была уже праздничная одежда.

Смоленский народ – очень трудолюбивый народ. Трудиться его заставляли относительно суровые условия быта и климата. Смоленская земля скудна на урожаи, в ней мало гумуса, поэтому просто так ничего не дается. Вот и приходилось ему с раннего утра и до позднего вечера трудиться не разгибая спины. Отсюда, наверное, и прижились в нашем крае одежды свободные, легкие, не мешающие трудиться. А что может быть свободнее просторной рубахи, которая позволяет легко сгибаться и разгибаться, широко расставлять ноги при косьбе и посеве, в которой легко дышится и мало потеет тело.

Так в основу мужского и женского костюма легла льняная рубаха, отвечающая всем требованиям работающего человека.

Рубаху можно носить одну, что и делали юноши и девушки до замужества, да подростки с малышней; рубаху можно одевать под сарафан или поверх штанов – так ходили взрослые.

Шилась рубаха из белого льняного полотна. Отбеливали несколько раз, с первого – второго раза не получалось хорошо отбелить. Чтобы уберечь себя «от сглаза», старались украсить вышивкой. Особенно украшали те места, через которые злая нечисть может войти в тело – это ворот, низ рукавов, подол.

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – сенокосицы. Их даже взрослые и пожилые женщины носили без сарафана. Но и на них все равно были украсы в виде вышивок. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. А касаясь земли подолом, женщина получает жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

В Смоленском музее – заповеднике находится коллекция предметов крестьянского костюма, которая собиралась Екатериной Николаевной Клетновой, этнографом и археологом нашего края. Собирала она ее в Вяземском и Духовщинском уездах на рубеже XIX –XX веков. Сами же предметы одежды по времени бытования относятся к первой и второй половине XIX века.

В этой коллекции пять женских рубах из Вяземского уезда. Все они имеют основные принципы кроя – основа рубах («стан»), как цельных, так и составных (с подставой) обычно шилась из трех полотнищ льняного холста. Горловина сильно сосборена под обшивку и плотно облегает шею. Плечевые вставки (полики) – прямые, широкие, пришиты к стану по утку. Рукава или заужены книзу, или прямые, сосборенные внизу.

Такие рубахи сохранились и в нашем школьном музее, которые были собраны в семидесятых годах прошлого века по деревням ранее существовавшего совхоза «Вяземский».

В коллекции Екатерины Николаевны есть и рано вышедшие из употребления насовки – легкие сарафаны, одеваемые поверх рубашек. Их всего четыре и все они собраны в Вяземском уезде. Эти насовки специального назначения – для летних, «праздничных» работ – для сенокоса, жатвы. Они в работе были очень удобны - легкие, свободные, защищали рубахи от грязи. Шились они из отбеленного льняного холста, были туникообразного покроя, т.е. из одного полотнища, перегнутого на плечах. Горловина была круглая, проймы для рук широкие. По бокам, ниже пройм, вшиты по два клина, расширяющие насовку книзу. Горловина и подол украшены вышивкой, ткачеством, полосками цветной ткани.

В нашем регионе бытовал и более тяжелый сарафан – косоклинный, темный по цвету, длинный. Для работы он был неудобен и на поле снимался. Пришел он на Смоленщину по всей видимости с севера России. В некоторых деревнях областей, лежащих севернее Смоленской, и сегодня на дне сундуков хранятся сарафаны бабушек и прабабушек наших современниц.

Сарафаны известны на Руси с XIY века. Они были длинными, разного покроя, и шились из разных материалов, а не только из грубого окрашенного льна. Всегда богато украшались лентами, вышивкой, пуговицами, а позднее их стали расшивать позолотой, тесьмой.

В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева – юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани – отбеленного льна и завязанная поясом. Пояс часто на конце имел головку ящерицы, символизирующий нижний – подземно-подводный мир.

Почему все вещи женского костюма старались сшить из хорошо отбеленного льняного полотна?

В поэтическом представлении народа рубаха не только образ женщины, но и земли. В народной поэзии льняная холстина связывалась с нетронутой землей и порой девичества. Сшитая из холстины рубашка, равно как и вспаханное поле, была лирическим образом женщины.

Символическим была каждая деталь, символическую нагрузку нес и цвет. Белый цвет в народном искусстве был связан с женским началом и одновременно с образом земли.

А вот понева замужней женщины была уже не белого цвета, и не из льняного полотна, а шерстяная и клетчатая. Выйти замуж и надеть клетчатую поневу – значило обречь себя на тяжелую работу в семье.

Надевание поневы сопровождалось обрядами. При первом надевании поневы присутствовали ближайшие родственники, подруги.

А что же с головным убором?

Раньше ни девушки, ни женщины не носили коротких стрижек. Мода на них пришла вместе с революцией. На Руси всегда славилась коса – девичья краса.

На работе длинные волосы мешали, поэтому были придуманы головные уборы. И здесь безо льна не обошлось. Почти повсеместно по Смоленской губернии была распространена косыня. Это похожий на полотенце головной убор, превращенный в платок. Два полотнища белого льняного холста, соединенных между собой декоративным швом, украшенные по концам яркими полосками с кистями из цветной шерсти (или вышивкой) складываются по диагонали и образуют косынку («косыню»).

Ближе к Белоруссии бытовали подобные полотенчатые головные уборы – наметки.

В Смоленском музее-заповеднике в коллекции Екатерины Николаевны представлены несколько головных уборов из Вяземского уезда. Красивый, из «золотой» парчи – повойник, с дорогим «серебряного шитья» очельем (налобником) – сорока.

В старорусском костюме верхняя его часть всегда была связана с образом неба. Поэтому многие наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц – существ, как бы связывающих землю и небо: кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» - курица). На передней части уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира.

Сорока Вяземского уезда – это часть общего женского головного убора, под названием «роги». «Роги» - составной головной убор, состоящий из трех частей: волосника, собственно рог и сороки.

На традиционно причесанные волосы надевался «волосник» («наволосник»), держащий прическу. Он был сшит из легкой льняной ткани. На «волосник» одевались «роги» - холщовая шапочка с жесткой высокой передней частью (из льняного сурового волокна), обтянутой более легким льняным холстом прямоугольной формы. Сверху, на «роги», одевался основной, красивый головной убор – кика, сорока, повойник, (в зависимости от моды в конкретной местности). Голова при таком уборе не перегревалась и не получала ни теплового, ни солнечного удара. А причина этого благоприятного исхода – лен, который высоко гигроскопичен и хорошо вентилируем.

Мужской костюм был намного проще, но имел свои особенности.

Главной частью мужского костюма была рубаха – косоворотка с воротником-стойкой или без него. Шилась она также из льняной ткани, которую или отбеливали, или красили в синий или красный цвет. Красный цвет олицетворял мужское начало, огонь. Белую рубаху украшали красивой вышивкой – по низу рубахи, рукавов, по вороту, т.е. по тем частям рубахи, которые имеют «отверстия» для захода в тело человека злых духов.

Вышивка часто сочеталась со вставками на груди из ткани другого цвета. Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

Мужская рубаха кроилась почти так, как женская, но имела вставки по бокам, по низу рукавов и на спине. Так как мужчины выполняли трудную физическую работу, быстрее всего изнашивалась спинка рубахи. Чтобы увеличить срок годности, спинку выкраивали с подкладкой – вторым куском льняной ткани.

Прошло 200 лет, а такой подход к шитью рубашки остался и у современных модельеров – все плотные рубашки шьются с двойной вставкой на лопатках.

Штаны (порты) были неширокими, из крашеного в синий или черный цвет льняного холста. Праздничные штаны бывали в полоску. Сшивались порты из двух половинок ткани. Штаны заправляли в онучи, позднее в сапоги. Ни карманов, ни ширинки в портах не было.






















III. 2. История вышивки льняного костюма.

Одежда была повседневной и праздничной. В одной ходили на работу, в другой – на праздники. Но и праздничная, и будничная с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка. Вот почему на Смоленщине, как, впрочем и на всей Руси, по устоявшемуся издавна обычаю, девочек с малых лет начинали обучать этому непростому, но увлекательному виду творчества – вышивке. Уже с 5-6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей и бабушек, и готовили себе приданое к свадьбе. Каждая старалась перенять все тонкости в хитросплетениях нитей, чтобы затем сделать такие узоры, за которые ее будут хвалить и восхищаться ее творчеством.

Жены и дочери обеспечивали семью одеждой и всеми необходимыми изделиями из льняной ткани: полотенцами, скатертями, наволочками, простынями. А в приданом у девушки должно было одних полотенец находиться не менее 40, а лучше 100. Самое лучшее достанется жениху, потом надо будет одарить всю его родню, почтенных гостей. Ну а что останется – пойдет в семью.

Полотенца дарили и в церковь, и украшали ими праздничные березки, их вешали на «божницу», ими встречали дорогих гостей, ими провожали покойников.

Вышивка считалась недорогим украшением. Ведь для ее выполнения требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье, а красители получали из растений, которые собирали на полях, в лесу. Небольшие траты были только на приобретение игл.

Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса. А само узорочье было очень разнообразным по замыслу, искусным по исполнению.

«Между смоленскими бабами есть большие искусницы вышивания. Их узоры на редкость художественны и разнообразны. Они выполняют заказы с трогательным старанием и любовью»,— писал в 1905 году известный художественный критик С. Маковский, знакомясь с Талашкинскими художественными мастерскими.

Эти слова вспоминаешь каждый раз, изучая образцы вышивки в собрании Смоленского областного музея-заповедника. Своими корнями смоленские узоры уходят в глубокую старину. Об этом говорит уже то, что основу здешней вышивки и ткачества составляет геометрический орнамент, который, как известно, отражает раннеземледельческие представления об устройстве мира. Почти всегда ведущая его фигура — ромб. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим центром происходит из длинного кривичского кургана VI—VII веков из Ярцева Смоленской области. Самая ранняя! А ведь ромб как символ солнца был известен повсеместно.
К седой старине восходят и другие узоры, вышитые на тканях, найденных археологами в Рославльском, Духовщинском, Дорогобужском районах: крест, квадрат, треугольник, круг. Ныне эти ценнейшие находки тоже хранятся в Смоленском музее и в Государственном Историческом музее в Москве.
Все мотивы археологических вещей встречаются и в более позднее время. Известно, что обстановка жизни Смоленска уже на рубеже XII —XIII веков обусловливала отражение в живописи народных вкусов. В росписях этого времени использованы мажорные цвета — красный, голубой, желтый, позже столь любимые крестьянскими вышивальщицами. И опять ромб. Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки — древний символ засеянного поля. Ученые считают, что такой ромбо-точечный узор имеет самое прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а все в целом связано с магией плодородия.
Так было в древности. А ныне... Приезжают наши экспедиции в глухие смоленские места и просят женщин показать старину. Достают старушки из сундуков и шкафов поневы, сарафаны, рубашки, фартуки — венчальный наряд их бабушек и мам. И живо можно представить поэтический свадебный обряд русской деревни, который обычно игрался осенью, когда убраны поля, то- есть собраны те точки-семена с поля-ромба.
Удивительно: перед нами изделия XIX столетия, а все орнаменты связаны с древними культами земледелия. Вертикальные косые линии в древности символизировали дождь. Вдруг в узоре рубах из Демидовского района встретится миниатюрная фигурка человека, вытканная столь же условно, как рисовались подобные фигурки на вазах трипольской культуры. Конечно, крестьянка, исполнившая этот орнамент, не ведала об этой культуре, но для нее были столь же желанны и струи дождя, и хлебные зерна. Или еще совпадение. В древности четыре линии означали, что из тучи льются на землю четыре потока — по числу сосцов у вымени небесной оленихи – рожаницы богов. И смоленская мастерица из четырех узких полосок соткет единый узор, а по сторонам от него расположит мелкие точки — капли дождя.
Орнаменты браного ткачества из Демидовского района — черные на белом поле — особенно красивы. Это так называемые крюковые узоры. На Смоленщине они часто имеют местные, своеобразные названия. Так, в Духовщинском районе их называют «козюльками». Рисунок здесь составлен из ряда ломаных линий, входящих одна в другую. Иногда эти козюли получают отметы - это уже гребенка. Такой узор особенно сложен, так как отметы встречаются и крюковые - свастика. Знак этот, опороченный фашистами, имеет очень древнее происхождение и относится к солярной — солнечной символике. В смоленских украсах он встречается в разнообразных и сложных очертаниях, с двумя, тремя загибами, крюковыми отметами и получил название «завивастый хрест».
Между прочим, сам крестообразный мотив, как и четырехкратное повторение узора в раппорте, выражали представления древнего человека о пространстве, которое его окружало. Недаром говорят: «Солнце светит всем» — на все четыре стороны света.
Но самый распространенный мотив смоленской вышивки и ткачества, конечно, ромб — во всевозможных комбинациях он составляет основу орнамента. Казалось бы, такой простой и не слишком выразительный. Но в том-то и секрет народного искусства, что, применяя разнообразные членения внутреннего узора, мастерицы добивались необыкновенной выразительности, настоящего совершенства!
В работе Е.Н.Клетновой «Символика народных украс Смоленского края» очень хорошо объясняется язык Смоленской вышивки. Этот язык – письмо, только вместо бумаги применялся льняной холст, а чернила заменялись красной, оранжевой, иногда синей нитью. В древности «писать» значило «изображать», «украшать».

Орнамент, воспроизводимый в вышивках на рубахах, насовках, платках, накидках, поясах, полотенцах носил местное название – «украсы». Эти «украсы» и изучала Е.Н.Клетнова и в первую очередь на одежде из Вяземского уезда, поскольку здесь находилось ее имение.

Она выделила характерные особенности «украс» и доказала, что все их типы – круговые, крюковые, пальчатые, крестовые, а так же их элементы являются символами чисто религиозного значения.

Основой «украс» является круг, который у смолян представлен ромбом. Такая трансформация круга-диска в круг-ромб по мнению Екатерины Николаевны – следствие работы со льном, т.е. с льняным холстом, состоящим, как известно, из пересекающихся под прямым углом нитей, которые дают возможность воспроизводить лишь геометрические узоры. Поэтому круг на льняном холсте воспроизводился ромбом или квадратом. Но по исследованиям Екатерины Николаевны квадрат на Смоленщине чрезвычайно редок, а когда встречается, носит название «окошка».

Е.Н.Клетнова обратила внимание на то, что на Смоленщине закрепился древнейший способ шитья – продержка, т.е. удаление некоторых нитей и обивка оставленных другими какими-либо, преимущественно красными нитями, что и носит название «поводка»- «строки повожены красным».

Этот способ рукоделия сохранился до сих пор, но сейчас он называется не «продежка», а мережка.

Исходя из аналогий с изображениями бога Солнца у других народов, соседствующих со славянами, Клетнова предполагает, что ромб является символом и, скорее всего, солнца. И отсюда вытекает ее заключение, что «круг» наших украс, изображаемый в силу технических условий в виде ромба, есть ничто иное, как символ бога Солнца.

Если внимательно рассмотреть смоленскую вышивку, то особые знаки-символы следуют друг за другом. Стежки в изображаемых знаках подчиняются законам симметрии, математически точны, хотя и исполнены иглой без предварительного нанесения рисунка на ткань.

Содержание народного узорочья заключает в себе силу добра, мира, любви, жизни, счастья. Вышивка – оберег, заклинание, поклонение земле, воде, солнцу, богам. Земля в вышивке обозначена прямой линией, вода – волнистой, ромб – солнце. Вышивка – представление о мире.

Смоляне свой костюм представляли трехъярусным: верхний ярус – головной убор- небо; средний ярус – рубаха, сарафан – земля; нижний ярус – пояс – подземный мир.

Узоры в каждом ярусе одежды – поклонение небу, земле, умершим.

В костюмах из Вяземского уезда прослеживается та же символика: вышитый растительный, линейный или геометрический орнамент олицетворяет силы природы, изображает сцены поклонения тому или иному божеству.

Названия самих узоров Вяземского уезда утрачены. Е.Н.Клетнова с трудом установила некоторые из них. Так она установила «узор Городищенский», «узор Жуковщины» и несколько других по названию деревень. Лучшие и характерные названия сохранились в Духовщинском уезде, где от деревни к деревне наблюдался тождественный узор, чаще всего «малый круг», называемый в народе «курчавый».

Древние славяне справедливо считали, что жизнь человека имеет начало и конец. В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребенок, которому ничего не нужно, кроме вкуса теплого материнского молока на губах. Детей первого месяца жизни называли «вода», их жизнь так хрупка и нежна, что, как вода, может утечь через пальцы, не удержишь. Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и вьюниха, рожалая баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха, покойник…

Каждый момент жизни, сколько бы он не длился, день ли, месяц или годы, оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой. Ромбы, квадраты, треугольники, кресты, круги так полны таинственного смысла! Попробуй, отгадай, что хотела сказать та или иная рукодельница своим узором. Покрывая ими чистое льняное полотно, мои далекие землячки – мастерицы как бы переписывали созданные предками своеобразные письмена. Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Если внимательно рассмотреть всю крестьянскую утварь, связанную с изготовлением льняной одежды, то увидим изобилие орнаментики и на прялке, и на гребне, и даже на вальке и трепале.

В конечном итоге, по словам Е.Н.Клетновой, «…они, эти символы, в своих образах, повторяемых сотнями поколений, говорят нам, что русский народ, смоленский народ, неизменно носили на себе во все времена символ пресветлого лучезарного солнца».

Солнце для смолян было в вечном поклонении, таким и остается.





III. 3. Современный льняной костюм.

Прошли столетия. По Смоленщине прокатились войны, революция, реформы, перестройка. Изменилась наша родина – Россия, она поменяла государственные границы, строй, экономическую политику.

А как же Смоленщина? Лен? Льняной костюм?

Ведь не надо лишний раз доказывать, что льняные ткани не только красивы, но они мало загрязняются, легко стираются, хорошо пропускают воздух, хорошо впитывают влагу, а затем быстро ее испаряют. Измерения, проведенные специалистами, показали, что летом, в жару, температура на поверхности льняного костюма на 5ºС, а внутри – на 10ºС ниже, чем у изделий из других тканей. Одно из чудесных свойств льняного волокна в том, что с повышением влажности (до известных пределов, разумеется) прочность его увеличивается. Крепость шерсти, натурального шелка и искусственного волокна при таких же условиях снижается.

Ведь даже само название культуры «лен» когда – то имело название «льнун» от того, что льняное полотно льнет к телу. В костюме из этой ткани комфортно. Льняной костюм важен и нужен для сохранения здоровья.

Слава русского льна не померкла. Об этом свидетельствует то, что в стране сохранилось достаточно много льнозаводов, где осуществляется первичная переработка льна.

На Смоленщине тоже сохранились льнозаводы и льнокомбинаты, но их стало значительно меньше, да и работают они не на местном сырье. Смоленский льнокомбинат, единственный, работающий на местном сырье, выпускает постельное белье, гардинное полотно, скатерти, полотенца, льняные ткани. Вяземский льнокомбинат работает на привозном сырье и выпускает в основном грубые упаковочные льняные ткани.

Льноводство на Смоленщине переживает глубокий кризис. Более чем трехкратное сокращение посевных площадей привело к резкому падению производства льна и льнопродукции (до 4тысяч тонн).

В 2003 году льном в Смоленской области собирались засеять 15 тысяч га. Это предусматривала программа "Лен -2003", постановление о принятии которой подписал работающий тогда губернатор Смоленской области Виктор Николаевич Маслов.

Программа предусматривала обеспечение льноперерабатывающей промышленности области собственным сырьем, укрепление материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, организацию новых рабочих мест. Программа реализовывалась за счет средств федерального и областного бюджета, а также собственных средств предприятий. В бюджете области было предусмотрено на эти цели 20 млн рублей. Предполагалось обеспечить урожайность семян 2,5 центнера с га, а льноволокна - 4,5 центнера с га. Но программа не была реализована из-за смены губернатора.

А костюм? Да, льняной костюм на Смоленщине не исчез, но только благодаря энтузиастам и тем, кто понимает толк в этих изделиях. Это они, частные предприниматели, в своих маленьких пошивочных мастерских шьют удивительные костюмы изо льна, а затем выставляют на продажу. Встретиться с изделиями изо льна и приобрести их можно в специализированных магазинах под общим названием «Русский лен», расположенных в г. Смоленске, г.Ярцево, г.Сафоново. Промышленное производство выпуском льняных изделий не занимается.

Сырье на Смоленщину поступает из Белоруссии, где прекрасно растет. Растет лен и в Прибалтике, и в Украине. Соседи с удовольствием помогают смолянам сырьем, тканями, готовыми изделиями.

В последние два десятилетия, в связи с новым подъемом национального самосознания и стремлением узнать свое историческое прошлое, наметился поворот в отношении культурной общественности России к национальному костюму. Неуклонно растет число исполнителей фольклора, которые стремятся бережно воссоздать в своих сценических костюмах традиции народной одежды. Русский народный костюм стал постепенно возвращаться и в быт людей. Так, в деревнях Смоленской области, он используется в качестве празднично-ритуальной одежды.

Уже 12 лет происходит выставка – ярмарка «Русский лен» в г.Вологде. Смоляне каждый год в ней участвуют.

С 2009 года она приобрела статус международной. На ней побывали представители из США, Норвегии, Франции, Латвии, Польши, Белоруссии. В экспозиции выставки-ярмарки Смоленск в этом году представляли преданные льняному делу немногочисленные индивидуальные предприниматели. Дизайнерские модели одежды и сувенирную продукцию изо льна смолян специально приходят посмотреть и купить истинные любители изысканного.
Смоляне ежегодно принимают участие в конкурсе коллекций одежды, аксессуаров и обуви «Лён - в товары России», который проводится в рамках выставки-ярмарки.
В этом году первое место в номинации «Авторская коллекция» завоевала коллекция «Небо, самолет, девушка, или «Еще одна история о любви» смолянки Нелли Чебаровой. В ней автор показала, что изо льна можно шить удобные и практичные куртки и комбинезоны в стиле «ПИЛОТ», посвятив свою работу 77-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина.
Коллекция «Нить Ариадны» Марины Романовской в номинации «Промышленная коллекция моделей женской одежды» заняла 3-е место. Борьба за призовые места была нелегкой, так как модельеры фабрик г. Вологды составляют серьезную конкуренцию.
Совсем непросто было соревноваться с промышленными предприятиями, специализирующимися на художественной вышивке, дизайнерам из СмолГУ Татьяне Селяковой и Ольге Кузьминой. Их коллекция «Ласточкины вечерины» в номинации «Национальный костюм: традиции и современность» завоевала 3-е место и была приглашена к участию в финале VIII Международного конкурса «Русский Силуэт» г. Москва.
Поэтому вывеска «Смоленский лён в моде», под которой представлялась малочисленная экспозиция наших земляков, вполне оправдана, так как все перечисленные победители получили заслуженные дипломы за подписью мэтра российской моды - Валентина Юдашкина.

Успехи сегодняшнего дня закладывались в течение 11-летней централизованной программы, явившейся стимулом к производству продукции изо льна. Вместе с тем, смоляне - участники выставки-ярмарки «Российский лён 2011» огорчены тем, что в 2010 году областная администрация не оказала организаторскую и финансовую поддержку предпринимателей, модельеров, студентов по поездке и формированию областной экспозиции в столице русского льна. Марина Романовская, член Союза дизайнеров России, постоянный член жюри конкурса коллекций одежды, обуви и аксессуаров «Лён - в товары России – 2011» поделилась своими впечатлениями об организации выставки:
«Участие в Международном конкурсе модельеров в г. Вологда - это проверка наших дизайнерских идей, которые связаны с инновационными технологиями по созданию новых форм из льняных материалов, это причастность к программе оздоровления нации, так как мы проектируем одежду из экологически чистых тканей, причем в русском стиле».

И очень хочется надеяться на то, что лен на Смоленщине возродится и опять раскинется на наших полях лазурь неба, разольются голубые реки льняных посевов, а льняной костюм, украшенный вышивкой «под старину» сможет купить и притязательная модница, и любой, кто хочет сохранить свое здоровье.






















IY. Еще о пользе льна.



Давным - давно заприметил человек лен. Вначале за его красоту, а затем за его свойства и качества. И очень быстро понял, что можно использовать с пользой для себя все растение. Семена в том числе. Эти, в общем – то, невзрачные, мелкие, плоские, блестящие, яйцевидной формы, коричневые семена содержат от 40% (у льна – долгунца) до 52% ( у льна- кудряша) масла!

Льняное масло – исключительно ценный пищевой продукт и лекарственное средство, эффективность которого доказана многовековым опытом применения в народной медицине и подтверждена новейшими научными исследованиями.

Не случайно оно было популярно в средней полосе России, где посевы льна занимали значительные площади вплоть до середины XX века. До тех пор, пока его повсеместно применяли, редки были такие заболевания как сахарный диабет, инфаркт, инсульт, ожирение, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ.

Сейчас этого масла в продаже в магазинах нет, а в аптеках бывает очень редко. А жаль!

Ведь в его состав входят линоленовая ( омега-3) и линолевая ( омега -6) ненасыщенные жирные кислоты, витамины А, В, Е, F, минералы, натуральные антиоксиданты.

Еще в древности льняное масло применяли для исцеления ран, язв, снятия боли, устранения изжоги, против гельминтов.

В настоящее время доказано, что оно является эффективным средством профилактики и комплексного лечения сахарного диабета, ожирения и других заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, болезней сердечно-сосудистой системы – атеросклероза, а так же опухолей.

А может быть современный человек приобрел эти заболевания потому, что перестал употреблять в пищу льняное масло? Может быть в наших генах заложена потребность в нем? Многие врачи склоняются к этому выводу.

Льняное масло рекомендуют применять при запорах, наружно при ранах, ожогах, обморожениях, лучевых и других поражениях кожи. Содержащиеся в нем вещества способны замедлить старение организма и регуляции восстановительных процессов, благотворно влияют на деятельность желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы.

Согласно исследованиям, при регулярном его применении нормализуется обмен веществ, снижается уровень холестерина в крови, а риск возникновения инсульта уменьшается на 37%.

Льняное масло обязательно должно присутствовать в рационе вегетарианцев и людей, не употребляющих рыбу – ведь в нем ненасыщенных жирных кислот в 2 раза больше, чем в рыбьем жире. А так рекламируемое оливковое масло уступает льняному и по омеге -3 и по омеге -6.


Содержание жирных кислот в некоторых видах растительных масел

(%).


Масло

Олеиновая кислота

( омега – 9)

Линолевая кислота

( омега – 6)

Линоленовая кислота

( омега – 3)

льняное

13 - 29

15 - 30

44 - 61

хлопковое

23 - 35

34 - 57

-

конопляное

6 - 16

35 - 50

15 - 28

подсолнечное

24 - 40

46 - 62

до 1

оливковое

54 - 81

15

-

рапсовое

5 - 44

11 - 42

1 - 12

соевое

20 - 30

44 - 60

5 - 14

Льняное масло – незаменимый продукт для беременных, т.к. омега -3 и омега -6 способствуют нормальному формированию головного мозга плода. Тем, кто склонен к раку молочной железы необходима в рационе суточная норма – 1-2 столовые ложки. Его можно включать в состав соусов, добавлять в овощные салаты, каши, отварной картофель, супы.

Оздоровительными свойствами обладают и проростки льносемян. В них содержится фосфора 700 мг, магния 380мг, железа 7,7мг, цинка 5,7мг, кальция 1400мг. Из-за высокого содержания кальция проростки необходимы женщинам во время беременности и кормления ребенка, детям – в период интенсивного роста и смены зубов. Показаны они также при остеохондрозе позвоночника и остеопорозе, при лечении переломов и других травм костно-мышечной системы.

Витамин F укрепляет иммунитет, помогает человеку при самых различных патологиях. В льняном масле витамина F намного больше (70%), чем в оливковом (2,5 – 8%). А ведь употреблением именно оливкового масла объясняют медики тот факт, что жители Средиземноморья страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы гораздо меньше, чем люди, живущие в других регионах.

Употреблять проростки льна лучше перед едой, утром или днем, по 15-20 гр. Надо тщательно пережевывать – ведь самое полезное – внутри семян. При желании проростки можно смешивать с холодными блюдами – салатом, винегретом, йогуртом, творогом. Купить семена льна можно в аптеке. Проращивать в домашних условиях лучше всего на плоской тарелке между двумя слоями влажной ткани.







Y. Заключение: Думы о былом и настоящем.


Течет и течет река Вязьма. Много воды прошло по ее руслу за столетия, много событий промелькнуло мимо ее берегов. Все уходит и не возвращается…

Новый век принес новые испытания. Одним из испытаний является утрата связей человека с землей. Человек все дальше и дальше отдаляется от нее. Исчезают с полей культуры, которые веками кормили, одевали, обували, лечили человека. Исчезает и лен…

Я попыталась собрать воедино материал об этой удивительной культуре, в котором хотела воспроизвести былое и настоящее значение ее для человека.

Занимаясь изучением истории льна, я приблизилась к материальной культуре своего края, пополнила знания о смоленском костюме, о вышивках, украсах повседневной и праздничной одежды, ознакомилась с литературным и исследовательском наследии Е.Н.Клетновой, моей землячки, уроженки Вяземской земли, которая страстно любила свой край и призывала всех изучать его, любить и сохранять его народное искусство.


Я от красоты земной добрею. С трепетом в историю смотрю,

Наслаждаюсь Родиной своею – искренне об этом говорю.

Сразу же захватывает царство давней и недавней старины…

Милые хранители богатства Вяземской страдалицы-земли!

Я прошу, чтоб Вы не охладели! И не опускали рук и плеч!

Вам «Спасибо!» скажут, что сумели

Для потомков прошлое сберечь.


Это стихотворение я посвящаю всем, кто помог мне познакомиться с удивительным по своей красоте наследием моей малой родины, Смоленщины - смоленским костюмом, его украсами, его практичностью, его востребованностью в любые исторические времена и эпохи. Спасибо всем, кто изучал и сохранил для будущих поколений удивительный мир материальной культуры смоленского края.


Да, на Смоленщине льна сеют мало. Но по России культура еще не утрачена. Сеют лен в Тверской, Костромской, Вологодской, Ярославской областях, в Западной Сибири.

С 2003 года делаются попытки увеличить объемы посевов льна и на Смоленщине. Но пока это только малые крохи того, что было. Вот и новый губернатор области, С.В.Антуфьев, ежегодно заостряет внимание на посевах льна. Но не все так просто и одним распоряжением ничего не добиться. Деревня разорена, поля запущены, льносемстанции закрыты.

Но нельзя сказать, что совсем ничего не делается по возрождению этой культуры. В Починковском и Рославльском районах незначительное увеличение посевов льна наблюдается.

В Вязьму совсем недавно приезжал губернатор Смоленской области С.В.Антуфьев и посещал ООО Вяземский выставочный центр (льнокомбинат). Цель посещения – расширение предприятия и увеличение выпуска льняной продукции. Как это будет ? Ведь сейчас продукции, которая является привозной, из Беларуссии, не хватает и часто смены сокращают свой рабочий день, потому что нечего перерабатывать. Генеральный директор ООО Вяземского выставочного центра В.Н.Куприянов предлагает расширить посевы льна в Вяземском районе, а именно на землях Каснянской сельской администрации, чтобы не зависеть от привозного сырья. И на эту программу государство могло бы дать довольно хорошие деньги. Можно было бы закупить оборудование для полной первичной переработки льна, т.е. открыть своего рода льнозавод, который сейчас в Вязьме не работает. Но почему-то депутаты отдают предпочтение москвичам, которые также претендуют на каснянские государственные земли. Как дальше будут развиваться события, зависит в первую очередь от вяземских депутатов и от Вяземской администрации.

Но все-таки программа по увеличению посевов льна на Смоленщине с повестки дня не снимается.

Хочется верить, что лен – батюшка еще послужит человечеству долгие – долгие годы.

Будет человек как прежде здоровым и сильным от употребления льняного масла, перестанут его одолевать инсульты и инфаркты, сахарный диабет и аллергия. Будет он ходить в экологически чистом льняном костюме, в легкой льняной обуви, спать на нежных льняных простынях.

Не померкнет слава русского льна! Слишком многое он взял от Земли, от матери Природы! Слишком нужен он человеку!


Просторы вяземских полей еще увидят синь морей

Где лен цветет, там воздух мглист, и человек душою чист!















ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Альманах исторических сенсаций. Составители: В.Гаркин и Д.Осипов

при участии Ю. Дубченкова. М., Раритет, 1993г.

2. А.П.Глазков. Венерины ресницы. Смоленск, «Смядынь»,1994г.

3. А.С.Кайсаров, Г.А.Глинка, Б.А.Рыбаков Мифы древних славян.

Велесова книга. Саратов, «Надежда», 1993г.

4. Вязьма. Страницы истории. Смоленск, 2005г.

5. Вязьма с древних времен до наших дней. Материалы краеведческой

конференции. 9 июня 2006г. Вязьма,2006г.

6. Е.Н.Клетнова – археолог, историк, этнограф. Вязьма, 2008г.

7. Е.Н.Клетнова Избранные труды. Вязьма, 2007г.

8. Е.Н.Клетнова: Неизвестные страницы жизни и деятельности.

Вязьма, 2008г. (материалы международной научно-

практической конференции)

9. Е.В.доброва. Лечение маслом в домашних условиях.

М., Изд-во «Мир книги», 2007г.

10. И.Е.Клименко. На земле Смоленской. М., Изд-во политической

литературы, 1985г.

11. И.Е.Клименко. Думы о былом. Смоленск, 1996г.

12. С.В.Агапов. Лен и продукты его переработки.

М., Просвещение, 1969г.

13. Журнал «Биология в школе» №1 – 1997г. ст. Вознесенные на

пьедестал автор А.П.Тимошенко стр. 90 – 92

14. Журнал «Будь здоров!» № 12 – 2003г. ст. Чудо прорастания

автор Н.П.Шаскольская стр. 36 – 39

15. Журнал «Начальная школа» № 12 – 2000г. ст. Культ Земли.

автор И.М.Линькова стр. 109 – 112

16. Журнал «Начальная школа» №2 – 2001г. ст. Русская вышивка.

автор Г.В.Русина стр. 39 – 46










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!