СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гоголь-сюита из музыки к спектаклю "Ревизская сказка" А Шнитке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гоголь-сюита из музыки к спектаклю "Ревизская сказка" А Шнитке»

Тема урока: «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Альфред Шнитке Презентацию подготовила учитель музыки МБОУ «СОШ №1» г. Белева Тульской области Шеламова Л. В

Тема урока:

«ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Альфред Шнитке

Презентацию подготовила

учитель музыки

МБОУ «СОШ №1» г. Белева Тульской области

Шеламова Л. В

Цель: углубление знаний музыки Альфреда Шнитке на примере «Гоголь-сюиты».  Задачи: познакомится о создании «Гоголь-сюиты» послушать несколько номеров из «Гоголь-сюиты» сделать вывод о музыке «Гоголь-сюиты» А.Шнитке

Цель:

  • углубление знаний музыки Альфреда Шнитке на примере «Гоголь-сюиты».

Задачи:

  • познакомится о создании «Гоголь-сюиты»
  • послушать несколько номеров из «Гоголь-сюиты»
  • сделать вывод о музыке «Гоголь-сюиты» А.Шнитке
Альфре́д Га́рриевич Шни́тке   (1934 —  1998) — советский и немецкий композитор, педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии Российской Федерации (1995). Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке  

(1934 —  1998) — советский и немецкий композитор, педагог и музыковед.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии Российской Федерации (1995).

Автор

4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

«Ревизская сказка» Спектакль поставлен в театре на Таганке. Режиссер –Юрий Петрович Любимов - актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка».

«Ревизская сказка»

  • Спектакль поставлен в театре на Таганке.
  • Режиссер –Юрий Петрович Любимов - актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка».
Главный герой – Николай Васильевич Гоголь (в окружении персонажей своих произведений). Остальные герои – это : Павел Иванович Чичиков. Аксентий Иванович Поприщин.  Андрей Петрович Чертков. Акакий Акакиевич Башмачкин.  Испанский король Фердинанд VIII. Безымянный чиновник- балетоман , тело которого находится за департаментским столом, а душа – в театре.

Главный герой – Николай Васильевич Гоголь (в окружении персонажей своих произведений).

Остальные герои – это : Павел Иванович Чичиков. Аксентий Иванович Поприщин.

Андрей Петрович Чертков. Акакий Акакиевич Башмачкин.

Испанский король Фердинанд VIII. Безымянный чиновник- балетоман , тело которого находится за департаментским столом, а душа – в театре.

«ГОГОЛЬ-СЮИТА» 1. Увертюра; 2. Детство Чичикова; 3. Портрет; 4. Шинель; 5. Фердинанд 8 6. Чиновники; 7. Бал; 8. Завещание. 9. Украинская народная песня

«ГОГОЛЬ-СЮИТА»

1. Увертюра;

2. Детство Чичикова;

3. Портрет;

4. Шинель;

5. Фердинанд 8

6. Чиновники;

7. Бал;

8. Завещание.

9. Украинская народная песня

Работа со словарём:    сюита – крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более частей разного характера на одну общую тему.  Увертюра- это вступление крупного музыкального произведения, может звучать отдельно, как самостоятельное сочинение.

Работа со словарём:

сюита – крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более частей разного характера на одну общую тему.

Увертюра- это вступление крупного музыкального произведения, может звучать отдельно, как самостоятельное сочинение.

СЛУШАНИЕ: «Увертюра» В образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?

СЛУШАНИЕ:

«Увертюра»

В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?

Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?

2. Детство Чичикова  На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо…

2. Детство Чичикова

На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо…

3. Портрет Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.

3. Портрет

Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.

4. Шинель  В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.

4. Шинель

В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.

6. Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

6. Чиновники

Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

7. Бал  В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут …

7. Бал

В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут …

8. Завещание Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?

8. Завещание

  • Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?
РАБОТА СО СЛОВАРЁМ:   Полистилистика.   Сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ: Полистилистика.

  • Сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.
Вопросы С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов? Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры? О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка? Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле? Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики.

Вопросы

  • С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?
  • Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры?
  • О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка?
  • Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле? Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики.
Лист самооценки Да/Нет Внимательно слушал музыку Да/Нет  Читал информацию в презентации Да/Нет Да/Нет Написал характеристику к музыке   Отвечал на вопросы учителя. Да/Нет  Высказывал свои мысли и чувства от прослушивания. ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 6 баллов  5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4»

Лист самооценки

Да/Нет

Внимательно слушал музыку

Да/Нет

Читал информацию в презентации

Да/Нет

Да/Нет

Написал характеристику к музыке

Отвечал на вопросы учителя.

Да/Нет

Высказывал свои мысли и чувства от прослушивания.

ДА в каждой колонке таблицы 1 балл

Итого максимум 6 баллов

5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4»

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: https:// yandex.ru/images/search?pos=11&img_url=http%253A%252F%252Fcdn01.ru%252

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  • https:// yandex.ru/images/search?pos=11&img_url=http%253A%252F%252Fcdn01.ru%252


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!