Образовательный проект на тему: « «Нет другой двери…» Гоголь и Евангелие. О творении добра, тщеславии и скромности .»
- Внеклассное мероприятие по духовному краеведению
для учащихся 10-х классов.
Московская область,городской округ Люберцы
МОУ «Кореневская СОШ №59»
Автор: Петрова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы.
- Цели и задачи образовательного проекта.
- Инновационность проекта.
- План занятия:
- учебный материал на этапе объяснения,
- учебный материал на этапе закрепления,
- учебное задание на этапе опроса,
- проблемные вопросы и задания.
4. Рефлексия урока:
- критерии факта:
- критерии отношения.
Цель урока: Научить пониманию важности религии в современном обществе, как одного из источников нравственного развития человека и общества в целом. Деятельностная: научить учащихся структуризации полученных знаний о православной религии, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения .
Задачи урока: - создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Гоголь и Евангелие»; формирование знаний учащихся об особенностях религиозной веры; - стимулирование познавательной активности и навыка саморазвития; - воспитание любознательности и сообразительности, повышать творческую активность учащихся; - воспитание толерантности по отношению к другому мнению.
Инновационность проекта: В проекте используются - игровые технологии, - технология саморазвивающего обучения, - проблемное обучение, - культуровоспитывающая технология, - технология сотрудничества.
- Приёмы: 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, 3) рефлексия, 4) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов.
- Методы: - Активный метод: через взаимодействие учащихся и учителя, где ученики активные участники урока. - Интерактивный метод, через взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом.
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?
Принцип фундаментальности (научности) содержания урока означает, что урок направлен на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, согласуя свою деятельность и знания с представлениями об их целесообразности и ценности для существования человека как духовного существа. Принцип гуманизации ориентирует содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов, жизненных планов в соответствии с закономерностями возрастного развития. Принцип культуросообразности помогает становлению культурной, гражданской и личностной идентичности учащихся. Урок спроектирован как интегрированный, полипредметный, метапредметный, что означает выход содержания урока за рамки учебного предмета; на уроке использованы новые дидактические приемы, новые образовательные (игровые технологии, проблемное обучение), культуровоспитывающая технология, технология сотрудничества и информационные технологии (проектор, интернет).
План занятия:
I этап
Актуализация.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, это урок-откровение.
Посмотрите на доску, вы видите высказывание Н.В. Гоголя «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Весь урок мы будем размышлять над этими словами, мы поговорим с вами на очень важные темы, которые необходимы для нашей души, являются «хлебом насущным» для нас.
Начнем же мы с просмотра философской притчи Гарри Бардина «Адажио».
Просмотр и обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
О чём сюжет притчи?
Почему возник конфликт между серой толпой и белой птицей?
Кто первым начинает конфликт?
Какова судьба черной птицы?
Как вы думаете, почему я захотела показать вам эту притчу, как она соотносится с темой нашего урока?
(Ответы: Без веры душа человека - бездна, которая может заполниться чем угодно).
Высказывания двух великих людей перекликаются и дополняют друг друга.
Слайд 2. Блез Паскаль, французский математик, писатель, учёный: «Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту».
Гоголь Н.В.:
«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос».
Сегодня мы поговорим с Вами о Н.В. Гоголе как о человеке, который своей жизнью и своими произведениями доказал, что вера без дел – мертва. Давайте послушаем наших экспертов.
II этап
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Класс заранее делится на 3 группы. В каждой группе распределены
обязанности: эксперт мультимедиа Фаст Анна.
Выступление Фаст Анны с презентацией.
«Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия, — учит святитель Игнатий (Брянчанинов), — старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию.» 7
Поразмышляем над словами И. Брянчанинова, что они значат?
Эксперт по обработке печатных носителей информации Коблякова Катя:
«Обратить преступного и грешника ко Господу — вот настоящая милостыня, за которую несомненно можно надеяться получения небесного блаженства. Ибо ты сама уже, вероятно, узнала из Евангелия, что на небесах больше радуются обратившемуся грешнику, чем самому праведнику. А для этого подвиги тебе предстоят на всяком шагу, обратись только вокруг себя.» Гоголь Н.В.
Что имеет в виду писатель?
Какой практический совет дает нам?
(Ответы:) «Читай всякий день Новый Завет, — наставлял Гоголь сестру Ольгу в том же январском письме 1847 года, — и пусть это будет единственное твое чтение. Там все найдешь, как быть с людьми и как уметь помогать им. Особенно для этого хороши послания апостола Павла. Он всех наставляет и выводит на прямую дорогу, начиная от самых священников и пастырей Церкви до простых людей, всякого научает, как ему быть на своем месте и выполнить все свои обязанности в мире как в отношении к высшим, так и низшим»
Эксперт Акжигитова Анжела : притча святого преподобного Паисия Святогорца «О творении добра, тщеславии и скромности».
Музыкальный эксперт Казарян Вагаршак с музыкально-инструментальной композицией «Отражение».
В чем мораль притчи? Как перекликается притча и творчество Гоголя ? Какие выводы для себя можно сделать?
(Ответ: «По делам их узнаете их»)
Музыкальный эксперт расскажет, почему именно эта современная музыкальная композиция соответствует теме доброделания? (Ответ: Красота добрых дел, основанных на вере, бессмертна, как и красивая музыка.
Добрые дела, как и музыка, живут внутри нас, их надо расслышать в себе.)
Закрепление знаний.
Рефлексия.
Презентация Алавердяна Давида « Великие о Боге»
III этап.
Заключение.
Иоганн Гёте, немецкий мыслитель, поэт «Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она — основа всякого образования и всякого развития!»
Домашнее задание: написать эссе для школьной газеты «Что завещал нам Гоголь?»
Рефлексия (самооценка урока):
- критерии факта: учащиеся усвоили хорошо сюжеты притч, новые моменты биографии Н.В.Гоголя, отдельные места «Завещания» Н.В. Гоголя, напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» », узнали о старце Паисии Святогорце.
- критерии отношения: отношение к материалу у учащихся положительное, в процессе усвоения и подготовки материала дети сотрудничали; отношение к учителю положительное, общение в рамках научной дискуссии приветствовалось всеми.
Использованная литература и интернет – ресурсы:
- Православная культура в школе.: УМП для учителей общеобразовательных школ, ст. и коммент.В.А. Воропаева._М.:Издательский дом «Покров», 2004
2. kinopoisk . ru Мультфильм «Адажио» Г. Бардина.