Контрольная работа по литературному чтению за 20_____-20_____ учебный год
учени____ 2 ______класса
МБОУ СОШ № 158
Ф.И.______________________________________________
Дата __________
Вариант 1
П рочитай текст и ответь на вопросы:
Раки-отшельники
Раки-отшельники1 обитают на мелководье и на берегах морей. У этих раков нет панциря, и чтобы защитить своё нежное тело, они забираются в пустые раковины. Из раковины наружу торчат только три пары ходовых ног, первая пара ног заканчивается клешнями. Четвертая и пятая пара ног всегда находится внутри раковины. В случае нападения рак прячется в раковину, закрывая вход в неё клешнёй. Рак постоянно растёт, со временем раковина становится для него тесной,и он подыскивает себе более вместительный дом.
История про двух раков
На морском дне лежала брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика.
Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую… Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки царапали мягкое, незащищённое бронёй тело – рак ёжился, вертелся.
Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.
Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.
Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.
_____________________
1 | Отшельник – тот, кто живёт в уединении, в одиночку. |
На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению – бросить затею. Оба вылезли – каждый из своего конца трубки – и, не оглядываясь, отправились восвояси.
По С. Сахарнову
Ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать тексты.
О чем рассказывается в текстах? Отметь ответ .
о красоте подводного мира
о жизни раков-отшельников
о находках на морском дне
о редких морских раковинах
Где обитают раки-отшельники?
____________________________________________________________________________
Что обычно служит защитой раку-отшельнику? Отметь ответ .
панцирь на брюшке
пустая раковина
пластмассовая трубка
броня на теле
Почему раку-отшельнику обязательно нужен домик? Напиши, что об этом сказано в тексте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько ног у рака-отшельника?
____________________________________________________________
Где у рака-отшельника расположены клешни?
_____________________________________________________________________________________
По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?
____________________________________________________________
Отметь, кто из двух раков-отшельников был более осторожным и медлительным.
Первый рак Второй рак
Приведи два примера из текста, доказывающие твой ответ.
1)
2)
Заползая в трубку, первый рак вертелся, потому что____________
_ ___________________________________________________________________________________
10. Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение
«отправились восвояси»?______________________________________
__________________________________________________________
11.Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
Р ак сунул в трубку усы и клешни.
1 Первый рак заметил трубку.
Рак обошел вокруг трубки.
Р ак развернулся.
Рак начал влезать в трубку.
Раки бросили трубку, потому что
Напиши, почему раков, о которых написаны тексты, называют «отшельниками».__________________________________________________________________________________________________
14. В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.
1)_________________________________________________________
2)_________________________________________________________
Видели ли раки друг друга?
Да Нет
Докажи свой ответ:___________________________________________
____________________________________________________________
Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?
Победа Вот так раки-забияки!
Где зимуют раки В поисках нового дома
Докажи свой ответ_________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Кол-во баллов за работу уч-ка(цы) (макс.21б.) __________
Проценты % и уровень успешности выполнения работы _________________________________________________________
Учитель________
Ассистент ____________________
Контрольная работа по литературному чтению за 20____-20____ учебный год
учени____ 2 ______класса
МБОУ СОШ № 158
Ф.И.______________________________________________
Дата __________
2 вариант
П рочитай текст и ответь на вопросы:
Крабы
На Земле существует очень много видов крабов. Большинство из них обитают на мелководье и на берегах морей. У крабов пять пар ног, первая пара ног заканчивается клешнями. Тело покрыто панцирем. Краб растёт, панцирь становится мал и лопается. В это время краб совсем беззащитный, он прячется в трещинах скал. Постепенно у него вырастает новый панцирь.
Один из самых удивительных среди крабов – это краб-невидимка, увидеть его среди водорослей практически невозможно. У этого краба особенный способ маскировки – он аккуратно рассаживает на своём панцире мелкие водоросли, получается ходячая клумба. Водорослями он, в основном, и питается.
История про одну встречу
Я сидел у воды и через стекло маски рассматривал подводную
жизнь.
Внезапно моё внимание привлекли два пучка травы. Вместо того чтобы стоять на месте, как полагается водорослям, они двигались!
Я подплыл – загадочные пучки замерли на месте, не подавая никаких признаков жизни. Тронул один пучок пальцем – пучки подпрыгнули и снова прижались ко дну. Но под одним на мгновение мелькнули… ножки!
Я осторожно потянул пучки травы вверх – открылась спина маленького пучеглазого1 краба. Лишённый водорослей, он отбежал в сторону и спрятался за камень.
Вскоре, сообразив, что никто его не преследует, хитрец вернулся на зелёный ковёр водорослей, и принялся за работу. Острой клешнёй краб срéзал пучок зелени и начал старательно прилаживать его себе на спину. Это удалось – водоросли зацепились за щетинки на спине. Тогда краб отрезал ещё полоску и, смешно вскидывая клешнями, укрепил и её.
1 | Пучеглазый – отличающийся выпученными глазами. |
|
Его снова не было видно. Он постучал ножками, точь-в-точь как боевой конь перед дорогой, и в путь.
Зелёные тряпочки развевались над ним и, когда краб останавливался, накрывали его с головой.
Низко над самым дном проплыл скат, не заметил краба – и уплыл.
По С. Сахарнову
Ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать тексты.
О чем рассказывается в текстах? Отметь ответ .
о красоте подводной жизни
о разных видах водорослей
о строении и жизни крабов
о находках на морском дне
Где обитают крабы?
_______________________________________________________
Что обычно служит крабам защитой? Отметь ответ .
к амни
п анцирь
клешни
в одоросли
Почему крабы иногда прячутся в трещинах скал? Напиши, что об этом сказано в тексте.____________________________________
__________________________________________________________
Сколько ног у краба?_______________________________________
Где у краба расположены клешни?
___________________________________________________________
Чем занимался автор текста «История одной встречи» в самом начале?___________________________________________________________________________________________________________
Что помогло рассказчику догадаться, что под пучками травы краб? Назови две причины.
1)_____________________________________________________
2)____________________________________________________
Куда спрятался краб, когда оказался без водорослей на спине?
______________________________________________________
______________________________________________________
Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «ходячая клумба»?_______________________________________________
______________________________________________________
Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
К раб отправился в путь.
Краб выбрался из укрытия и принялся за работу. Водоросли накрывали краба, когда он останавливался. Водоросли зацепились за щетинки на спинке.
Краб срезал пучок зелени.
Краб принялся укреплять на спине водоросли, потому что
у него лопнул панцирь
с краба сняли маскировку
его никто не преследовал
у него острые клешни
Напиши, почему крабов, о которых написаны тексты, называют пучеглазыми.____________________________________________
______________________________________________________
В жизни краба-невидимки водоросли очень важны. Приведи два примера того, как он их использует.
1)______________________________________________________
2)_____________________________________________________
Как ты думаешь, помогла ли крабу его маскировка?
Д а Нет
Докажи свой ответ. ________________________________________
_________________________________________________________
Какое из названий больше всего подходит к истории о встрече с крабом?
Н е краб, а боевой конёк! Зачем в море водоросли
Ч удеса маскировки Подводный мир
Докажи свой ответ_________________________________________
___________________________________________________________
Кол-во баллов за работу уч-ка(цы) (макс.21б.) __________
Проценты % и уровень успешности выполнения работы _________________________________________________________
Учитель________
Ассистент ____________________