СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовая контрольная работа по литературе (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная контрольная работа предназначена для проверки знаний обучающихся в конце года за курс 5 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Годовая контрольная работа по литературе (5 класс)»

Годовая контрольная работа по литературе

5 класс

1 вариант

  1. Как называется элемент народной сказки, использованный в «Царевне-лягушке»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь….»

  1. Присказка 2) Зачин 3) Преувеличение (гипербола) 4) Повтор

  1. Как называются небольшие по объёму жанры фольклора?

  1. Короткие 2) Частые 3) Малые 4) Миниатюрные

  1. Какое первое задание дал царь жёнам сыновей («Царевна-лягушка»)

  1. Станцевать на пиру 2) Показать мастерство в рукоделии 3) Показать умение нянчить детей 4) Испечь хлеб

  1. Какой разновидности сказок не существует в фольклоре?

  1. Бытовые сказки 2) Волшебные сказки 3) Сказки о животных 4) Литературные сказки

  1. Какой из перечисленных жанров фольклора не относится к малым?

  1. Закличка 2) Пестушка 3) Приговорка 4) Сказка

  1. Сколько раз обычно повторяются события в народных сказках?

  1. Два 2) Три 3) Четыре 4) Шесть

  1. Укажите название басни И. Крылова, мораль которой заканчивается строкой: «Не чувствуя, что он вкушает их плоды»:

  1. «Ворона и лисица» 2) «Волк на псарне» 3) «Свинья под дубом» 4) «Мартышка и очки»

  1. Укажите название начальных или заключительных строк басни, в которых содержится нравоучение.

  1. Экспозиция 2) Завязка 3) Мораль 4) Аллегория

  1. Что такое пейзаж?

  1. Картины природы в художественном произведении 2) Внутренняя обстановка помещения 3) Изображение внешности героя

  1. Что нашёл в земле дед, когда откапывал клад? («Заколдованное место»)

  1. Баранью голову 2) Медведя 3) Котёл 4) Дыню

  1. Кем состояла при барыне Татьяне? («Муму»)

  1. Швеёй 2) Прачкой 3) Портнихой 4) Поварихой

  1. Какие определения точнее всего характеризуют Костылина? («Кавказский пленник»)

  1. Неунывающий, решительный 2) Злобный, коварный, жестокий 3) Трусоватый, пассивный, нерешительный

4) Щедрый, добродушный, энергичный

  1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в приведённом фрагменте: «Лошадь под Жилиным… как на крыльях, взнесла его на кручь»?

  1. Сравнение 2) Эпитет 3) Постоянный эпитет 4) Повтор

  1. Обозначьте последовательность событий в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник». Запишите последовательность цифр.

  1. На Жилина и Костылина нападают горцы 2) Жилин получает разрешение на отпуск у полковника 3) Жилин с обозом выезжает из крепости 4) Горцы надевают на Жилина колодки и сажают его в сарай

  1. Произведения какого жанра обеспечили литературную славу И. Крылову?

  1. Басни 2) Романы 3) Рассказы 4) Сказки

  1. Укажите, кого описывает поэт в приведённых строках:

Всё серые, карие, синие глазки – // Смешались, как в поле цветы. // В них столько покоя, свободы и ласки, // В них столько святой доброты.

  1. Русских женщин 2) Крестьянских детей 3) Цветы 4) Иконы

  1. Кто составлял войско Хозяйки медной горы?

  1. Гномы 2) Змеи 3) Эльфы 4) Ящерицы

  1. Как называется литературное произведение, предназначенное для постановки в театре?

  1. Рассказ 2) Рукопись 3) Пьеса 4) Повесть

  1. Какому персонажу произведения С. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат эти слова: «Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!»?

  1. Старухе мачехе 2) Падчерице 3) Дочке 4) Королеве

  1. Укажите автора этих строк:

Низкий дом с голубыми ставнями, // Не забыть мне тебя никогда.

  1. В. Короленко 2) С. Маршак 3) К. Паустовский 4) С. Есенин

  1. С какой целью отправился Васютка в лес? («Васюткино озеро» В. Астафьева)?

  1. Пострелять птиц 2) Собрать кедровых орехов 3) Исследовать новые тропы 4) Спрятаться от материнского гнева

  1. Сколько лет провёл на необитаемом острове Робинзон Крузо?

  1. 5 лет 2) 12 лет 3) 20 лет 4) 28 лет

  1. Кто первым повстречался Герде на пути во время её поисков Кая?

  1. Принц и принцесса 2) Ворон 3) Женщина, содержавшая прекрасный цветник 4) Лапландка и финка

  1. С помощью чего Киш убивал медведей?

  1. Верёвочных ловушек 2) Капканов 3) Китового уса и тюленьего жира 4) Смеси быстродействующих ядов

  1. Кто из писателей 19 века является автором рассказа «Хирургия»?

  1. Н.В. Гоголь 2) И.С. Тургенев 3) А.П. Чехов

  1. Установите соответствие между персонажем и произведением.

    1. 1) Молодой Паж

    А) «Муму»

    1. 2) Алёша

    Б) «Кавказский пленник»

    1. 3) Герасим

    В) «Кубок»

    1. 4) Дина

    Г) «Чёрная Курица, или Подземные жители»

  2. Установите соответствие между поступком и героем, его совершившим.

    1. Хозяйка медной горы

    А) Приговорила к смерти человека только потому, что слово «казнить» короче в написании, чем «помиловать»

    1. Королева

    Б) Подарила горнорабочему малахитовую шкатулку

    1. Мельник Панкрат

    В) Подружился с бедными бездомными детьми Валеком и Марусей

    1. Вася

    Г) Дал приют раненому коню

  3. Установите соответствие между поступком и героем, его совершившим.

    1. Робинзон Крузо

    Пообещал выдать тайну напитка после казни собственного сына

    1. Старик-медовар

    Сокрушалась из-за того, что неправильно воспитывает своего племянника-сироту

    1. Киш

    На совете племени потребовал справедливого распределения мяса

    1. Тётя Полли

    Обрисовал собственное положение в своем дневнике, разделив пережитые события на добрые и злые

  4. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в приведённом фрагменте: «сама, как солнце ясное, светится»?

  5. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в приведённой фразе из повести «Заколдованное место»: «…тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак»?

  6. Допишите предложение: «Занимательный рассказ о необыкновенных, фантастических событиях и приключениях – это…»

  7. Как называется сказка, в которой герой получает конопляное семечко и просит: «чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали»?

  8. Чей портрет дан в приведённом фрагменте произведения В.Короленко: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка…»?

  9. Как называется рифма, использованная А.Н. Майковым в приведённой ниже строфе из стихотворения «Ласточки»?

Мой сад с каждым днём увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст…

  1. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  1. Напишите ответ на один из приведённых ниже вопросов.

  1. Какое произведение из изученных в 5 классе является моим любимым? (Объясните, чем произведение привлекло и чем запомнилось).

  2. Чему можно научиться у героев произведений, изученных в 5 классе?














  1. вариант

  1. Как называется элемент народной сказки, использованный в «Царевне-лягушке»: «И стали они жить дружно, в любви и согласии»?

  1. Присказка 2) Зачин 3) Повтор 4) Концовка

  1. Как называются небольшие по объёму жанры фольклора?

1)Короткие 2) Частые 3) Малые 4) Миниатюрные

  1. Какое второе задание дал царь жёнам сыновей («Царевна-лягушка»)?

  1. Показать мастерство в рукоделии и соткать ковёр 2) Показать умение прибираться в хоромах и любовь к чистоте

3) Накрыть хороший стол к пиру 4) Доказать свою готовность во всём слушаться мужей

  1. Укажите, примером какого изобразительно-выразительного средства являются словосочетания: «тугой лук», «слово ласковое», «добрый молодец»

  1. Постоянный эпитет 2) Повтор 3) Зачин 4) Концовка

  1. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклорным?

  1. Закличка 2) Скороговорка 3) Считалка 4) Роман

  1. Укажите, из какой басни И.Крылова приведена строка: «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…»

  1. «Свинья под дубом» 2) «Волк на псарне» 3) «Осёл и соловей» 4) «Ворона и лисица»

  1. О каком понятии идёт речь в определении: «Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ»?

  1. Басня 2) Олицетворение 3) Мораль 4) Сравнение

  1. Что такое портрет?

  1. Картины природы в художественном произведении 2) Внутренняя обстановка помещения 3) Изображение внешности героя

  1. Что отличает «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина от народных сказок?

  1. В произведении есть образ злой мачехи 2) В произведении большую роль играет большой предмет 3) Произведение принадлежит конкретному автору, тогда как указать конкретного автора народных сказок невозможно 4) Действие сказки происходит в неопределённом месте

  1. Как называлось имение, в котором прошло детство И. Тургенева?

  1. Диканька 2) Михайловское 3) Спасское-Лутовиново 4) Тарханы

  1. Какие определения точнее всего характеризуют Жилина? («Кавказский пленник»)

  1. Любитель пожаловаться на судьбу, пассивный 2) Бесстрашный, решительный, неутомимый 3) Глупый, трусливый, ленивый 4) Беззаботный, хитрый

  1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в приведённом фрагменте: «Кидали им туда тесто непечёное, как собакам…»?

  1. Сравнение 2) Эпитет 3) Постоянный эпитет 4) Повтор

  1. Как Л. Толстой в рассказе называет горцев, захвативших Жилина и Костылина?

  1. Кавказцы 2) Монголы 3) Татары 4) Турки

  1. Обозначьте последовательность событий в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник». Запишите последовательность цифр.

  1. Жилина и Костылина запирают в одном сарае 2) Жилин принимается делать кукол 3) Костылин и Жилин сбегают из плена 4) Жилин впервые видит своего хозяина и его дочь Дину

  1. Укажите название произведения, в котором есть такие строки:

И вот нашли большое поле: // Есть разгуляться где на воле!

  1. «Заколдованное место» 2) «Весна» 3) «Бородино» 4) «Ласточки»

  1. Кем работал отец Васи? («Дети подземелья»)

  1. Судьёй 2) Дворецким 3) Управляющим заводом 4) Полицейским

  1. Произведения какого жанра прославили русского писателя П. Бажова?

  1. Комедия 2) Басня 3) Сказ 4) Сказка

  1. Что Королева пообещала тому, кто посреди зимы доставит во дворец корзину подснежников?

  1. Роскошную карету 2) Золото и бархатную шубу 3) Должность фрейлины или министра 4) Полцарства

  1. Укажите автора этих строк:

Оттого, что тот старый клён // Головой на меня похож.

  1. В. Короленко 2) К. Паустовский 3) С. Маршак 4) С. Есенин

  1. Почему дед лечил зайца с обожжёнными лапами? («Заячьи лапы» К. Паустовского)

  1. Потому что ему нравилось подбирать и лечить диких животных 2) Так как он чувствовал перед зверьком вину и хотел отблагодарить за спасение своей жизни 3) Потому что его об этом попросил внук 4) Ему хотелось, чтобы о нём написали в московских газетах.

  1. К какому жанру относится произведение Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»?

  1. Баллада 2) Басня 3) Легенда 4) Элегия


  1. Кем приходились друг другу Герда и Кай?

  1. Родными братом и сестрой 2) Двоюродными братом и сестрой 3) Соседями и друзьями 4) Одноклассниками

  1. Какое действие на людей оказывали осколки волшебного зеркала? («Снежная королева»)

  1. Люди заболевали неизлечимыми болезнями 2) Люди начинали непрерывно хохотать 3) Люди начинали видеть во всём только дурные стороны 4) У людей просыпалась тяга к путешествиям

  1. Произведение кого из писателей 19 века является откликом на события Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную полководцем М.И. Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы?

  1. Басня Крылова «Волк на псарне» 2) Стихотворение Лермонтова «Бородино» 3) Рассказ Толстого «Кавказский пленник»

  1. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Не могу же я писать и думать в одно и то же время»?

  1. Королеве 2) Никите 3) Васютке

  1. Установите соответствие между персонажем и произведением.

  1. Царь Матвей

А) «Кавказский пленник»

  1. Вонмигласов

Б) «У лукоморья дуб зелёный»

  1. Жилин

В) «Хирургия»

  1. Кот учёный

Г) «Спящая царевна»


  1. Установите соответствие между поступком и героем, его совершившим.

  1. Карл Петрович Корш

А) В своих фантазиях оживлял окружающие его предметы

  1. Васютка

Б) Вылечил обожжённого зайца

  1. Никита

В) Один провёл несколько ночей в тайге

  1. Соня

Г) Отдала куклу умирающей девочке


  1. Установите соответствие между поступком и героем, его совершившим.

  1. Король

А) Рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, когда её сын долго не возвращался с охоты

  1. Злой тролль

Б) Продавал право покрасить забор за мальчишеские сокровища

  1. Том Сойер

В) Пытался выведать секрет приготовления напитка

  1. Айкига

Г) Смастерил зеркало, отражавшее всё доброе в безобразном виде


  1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в приведённых словосочетаниях: «Скатерти узорчатые», «буйну голову»?

  2. Какое изобразительно-выразительное средство представляют собой выделенные слова в приведённом фрагменте рассказа И. Бунина «Косцы»: «Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль»?

  3. Допишите предложение: «Фраза, которая построена на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов – это…»

  4. О ком из персонажей рассказа «Муму» идёт речь в приведённом отрывке: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»?

  5. Как называется рифма, использованная А.Н. Плещеевым в приведённой ниже строфе из стихотворения «Весна»?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

  1. Кто является автором баллады «Вересковый мёд»?

  2. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль?

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

  1. Напишите ответ на один из приведённых ниже вопросов.

  1. Какое произведение из изученных в 5 классе является моим любимым? (Объясните, чем произведение привлекло и чем запомнилось).

  2. Чему можно научиться у героев произведений, изученных в 5 классе?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!