СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гнккгекшщшгщшгзннн

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гнккгекшщшгщшгзннн»

Урок 15


МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с мерами безопасности на уроках в школе; воспитывать ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, дисциплинированность, неукоснительное исполнение требований охраны труда и правил техники безопасности.

Учебно-наглядный комплекс: учебник; инструкции по технике безопасности для кабинетов и помещений школы.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Учащиеся выборочно зачитывают отдельные положения составленных памяток, а также отвечают на вопрос: зачем после работы на компьютере необходимо вымыть руки и сполоснуть лицо? Учитель комментирует ответы учеников, оценивает их.


  1. Изучение новой темы.


  1. Рассказ учителя.


Учебное заведение предназначено для безопасного пребывания в нём участников образовательного процесса и выполнения своих обязанностей: учителя обучают, а обучающиеся приобретают знания. Учебные предметы по общепринятой квалификации могут делиться на две категории: 1) безопасные для жизни, здоровья (история, литература и подобные гуманитарные предметы) и 2) имеющие процент риска для жизни и здоровья. Конечно, если на перемене в кабинете иностранного языка устроить перестрелку стульями, то тогда и эти учебные дисциплины можно отнести к рискованным. В данном случае всё зависит от обучающихся. Мы же с вами рассматриваем случаи, когда у нас обучаются ученики нормированного поведения и нормального психического развития.




  1. Правила поведения учащихся в кабинетах повышенного риска.


Вначале перечислим школьные помещения повышенного риска:

  • кабинет химии;

  • кабинет физики;

  • кабинет информатики;

  • кабинет домоводства;

  • кабинет ручного труда;

  • мастерская;

  • спортзал;

  • столовая, буфет.

  • В кабинете химии опасные и рискованные моменты наступают с проведением опытов. Поэтому проводите опыты только под руководством учителя, внимательно читайте этикетки на ёмкостях, следуйте строго инструкции, не берите вещества больше, чем указано. Работу с летучими веществами проводите под тягой, остатки веществ выливайте в специальную ёмкость, ёмкости с реактивами должны быть всегда закрыты. Во время нагревания направление отверстия должно быть от вас. Нюхать реактивы можно только направляя струю к себе ладонью, на вкус пробовать реактивы нельзя. В этом кабинете нельзя есть принесённые продукты и пить жидкости. При ожоге обожжённое место надо обильно промыть и приложить примочку.

  • В кабинете физики нельзя включать электроприборы в сеть без разрешения учителя. Не касайтесь конденсаторов даже после выключения электроприбора, не касайтесь оголённых проводов. В этом кабинете нельзя разливать воду и работать влажными руками.

  • В спортзале заниматься можно только в специальной форме и обуви. Перед выполнением упражнений необходимо сделать разминку. Нельзя отвлекаться при выполнении силовых упражнений, не забывайте о страховке при выполнении гимнастических упражнений. Если при выполнении каких-либо действий вы почувствовали болевые ощущения, прекратите их, боль – сигнал бедствия, предупреждающий о возможности получения травмы.

  • В мастерской, кабинете ручного труда следите, чтобы лезвие режущих инструментов всегда было направлено в сторону, станок должен быть свободен от лишних предметов. При работе старайтесь, чтобы ваше тело было устойчиво. Одежда должна быть удобной и безопасной.


  1. Материал учебника.


МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ


Находясь в школе, необходимо соблюдать правила безопасности. Особое внимание нужно уделить безопасности на уроках химии, физики, трудового обучения. Изучение этих предметов требует использования химических реактивов, газового или электрооборудования, колющих и режущих предметов.

Уберечь от несчастных случаев поможет строгое соблюдение правил техники безопасности.


Правила безопасности на уроках химии


  • В кабинете химии проводите опыты только в халате.

  • Проводите только согласованные с учителем опыты.

  • Будьте аккуратны.

  • Внимательно читайте этикетку на ёмкости с веществом.

  • Берите вещества в количествах, указанных в инструкции.

  • Предварительно ознакомьтесь со свойствами веществ, с которыми проводится химический эксперимент. Незнание свойств веществ может привести к несчастному случаю.

  • Работу с летучими веществами проводите под тягой.

  • Остаток или избыток вещества сливайте (высыпайте) в специальную банку. Нельзя сливать (высыпать) в раковину или в сосуд, где вещество хранилось.

  • На столе не должны находиться открытые ёмкости с реактивами, их сразу же следует закрывать пробкой.

  • Во время нагревания жидкости отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от лица работающего, так как может произойти выброс разогретой жидкости.

  • Нюхают химические вещества, не наклоняясь над пробиркой, а направляя к себе воздух рукой.

  • Никакие вещества нельзя пробовать на вкус.

  • Соблюдайте особую осторожность при работе со щелочами и кислотами.

  • В кабинете химии нельзя есть и пить.

При ожогах кожи кислотой нужно обильно промыть поражённое место водой и наложить примочку с раствором питьевой соды из расчёта 1 чайная ложка соды на 1 стакан воды.

При ожогах кислотой слизистой оболочки рта необходимо полоскать рот большим количеством воды, затем раствором питьевой соды (1/2 чайной ложки соды на 1 стакан воды).

При ожогах кожи щелочами после обильного промывания её водой следует сделать примочки с раствором борной или лимонной кислоты (1 чайная ложка кислоты на 1 стакан воды) или со столовым уксусом пополам с водой.

При ожогах щёлочью слизистой рта надо полоскать его большим количеством воды, затем раствором борной или лимонной кислоты (1/2 чайная ложка кислоты на 1 стакан воды).

При химических ожогах глаз, вымыв руки (тщательно, с мылом), раскрыть веки чистыми пальцами и осторожно, без какого-либо усилия удалить стерильным тампоном остатки химического вещества. Затем обильно промыть глаз струёй чистой воды и наложить на глаза нетугую стерильную повязку.


Правила безопасности на уроках физики


  • Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.

  • Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

  • Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.


Помните!

В кабинете физики недопустимо разливать воду и другие жидкости, прикасаться к приборам мокрыми или важными руками.


Безопасное проведение на уроках физкультуры, ОБЖ и при занятии спортом


Для предотвращения травматизма на занятиях физической культурой необходимо соблюдать следующие общие правила:

  • Перед тренировкой (выполнением упражнения) проверьте исправность тренажёров, тренировочных приспособлений, спортивных снарядов.

  • При лыжных тренировках, прогулках соблюдайте гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви, следите за исправностью лыж, лыжных палок и креплений.

  • Перед выполнением силовых упражнений сделайте общую разминку, а затем специальную. Специальную разминку проводите и перед выполнением упражнений с предельными весами, и после отдыха, когда мышцы несколько «застывают».

  • Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.

  • При работе на гимнастических снарядах, с предельными и большими весами не забывайте о страховке.

  • Исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. Боль – сигнал, предупреждающий о возможности получения травмы.

  • После длительных перерывов в тренировке не форсируйте объём и интенсивность работы, а повышайте их постепенно.

  • При работе с приборами дозиметрического и химического контроля, а также во время проведения мероприятий «Школы безопасности» будьте внимательны и осторожны.


Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием


Режущие, колющие инструменты (ножи, пилы, топоры, отвёртки), а также металлорежущее оборудование (токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные, заточные станки) являются источниками повышенной опасности для человека и могут при их неправильном использовании в быту, на уроках труда и на практике привести к серьёзным травмам.

Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

  • При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.

  • Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.

  • На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.

  • Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании. При работе с режущим инструментом, имеющим электрический или какой-либо другой механический привод (электродрели, электрорубанки, электропилы), нужно быть особенно осторожным и строго соблюдать требования безопасности. Электрический инструмент является источником многих тяжелейших травм, так как скорость его вращения очень велика, а быстрота реакции человека недостаточна, чтобы в момент аварии вовремя отключить подачу электричества.

  • Если при работе с электроинструментом вы почувствовали удар током, необходимо немедленно прекратить работу до устранения повреждения изоляции. Обычно ручной электроинструмент выполняется в корпусе и с рукояткой из электроизолирующего материала (пластмассы). При повреждении корпуса или наличии трещин его использование недопустимо. Выпускают электроинструменты и в металлическом корпусе, но они менее надёжны с точки зрения обеспечения электробезопасности, поэтому ими лучше не пользоваться.

  • Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.

  • Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.

  • При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза – очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.

  • При обработке твёрдых материалов образуется стружка (особенно опасна металлическая). Она наворачивается на вращающийся режущий инструмент, а затем под действием центробежной силы может вылететь и нанести травму. Поэтому образующуюся ленточную стружку нужно своевременно удалять с инструмента, предварительно остановив его.

  • Обрабатываемые поверхности и обрабатывающий инструмент при высоких скоростях резания за счёт трения разогреваются до высоких температур. Поэтому после обработки, прежде чем дотрагиваться до обработанной поверхности и инструмента, нужно дать им охладиться.

  • Металлорежущие станки оборудуются прочными защитными экранами для защиты от осколков, частиц стружки. Работа допускается только при опущенном защитном экране.


Вопросы


  1. Что необходимо предпринять, если вы обожгли кожу кислотой, щёлочью?

  2. Почему, находясь в кабинете физики, недопустимо прикасаться к приборам мокрыми или важными руками?

  3. В каких случаях на уроках трудового обучения необходимо использование защитной маски и очков?


Задание


Поведите учебную игру. Класс делится на две команды.

Первый тур. Первый участник первой команды на листке бумаги начинает писать рассказ на тему: «Это случилось на уроке химии». После нескольких фраз он передаёт листок следующему участнику команды. Когда листок доходит до последнего члена команды, у него в руках оказывается коллективное сочинение, в котором рассказывается о том, что могло произойти на уроке химии, если бы не выполнялись правила техники безопасности.

Вторая команда в это время коллективно пишет сочинение на тему «Это случилось на уроке физики».

После того как оба сочинения написаны, они по очереди зачитываются. В каждом случае команда-соперник должна определить, нарушение каких именно правил безопасности привело к неприятностям.

Второй тур проводится аналогично первому. Темы коллективных сочинений: «Это случилось на уроке трудового обучения», «Это случилось на уроке физкультуры».


Что будет, если…


учащиеся перестанут соблюдать правила безопасности на уроках химии, физики, трудового обучения, ОБЖ и физкультуры?


  1. Итог урока.


Задание для выполнения в группах. Сформулируйте лаконичные и привлекающие внимание правила (рекомендации, советы) пребывания обучающихся в различных школьных помещениях. Это могут быть экспресс-выступления в виде рекламы.


Домашнее задание: учитель предлагает ученикам составить краткую инструкцию безопасного поведения в кабинете информатики, столовой-буфете.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!