СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы современности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60–70-е гг. XX в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. 

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы современности»

21-22 урок. Тема: Особенности современного мира. Глобальные проблемы человечества.

Цели: Систематизировать и усовершенствовать знания студентов о глобальных проблемах современности, их влиянии на жизнь человечества и проанализировать пути преодоления.

Задачи

Образовательная: уяснить причины и сущность возникших глобальных проблем современности, познакомить учащихся с типологией глобальных проблем, дать представление об их генезисе, показать пути решения глобальных проблем, подвести учащихся к пониманию того, человечество выживет сообща или погибнет как вид;

Развивающие: способствовать формированию активной личности, обладающей не только определённым запасом знаний, но и умение получать их самостоятельно, развивать монологическую речь, навыки работы с дополнительной литературой, умения аргументировать свой ответ;

Воспитательные: Воспитание толерантности и активной гражданской позиции, через обсуждение с учащимися возникшей ситуации нравственного выбора. Подтолкнуть учащихся к анализу глобальных проблем и путей их решения



План:

1. Орг. Момент – 5 мин.

2. Изучение нового материала – 60 мин.

3. Рефлексия – 10 мин.

4. Д.З. Готовится к контрольной работе ( устно)





Ход урока

ПРОЧИТАТЬ

В Интернете помещены интереснейшие данные о «глобальной деревне»:

«Если сократить все человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни:

♦ 57 азиатов;

♦ 21 европеец;

♦ 14 американцев (северных и южных);

♦ 8 африканцев;

♦ 52 будут женщинами;

♦ 48 мужчинами;

♦ 70 не белыми;

♦ 30 белыми;

♦ 89 гетересексуальными;

♦ 11 гомосексуальными;

♦ 6 человек будут владеть 59 % всего мирового богатства и все будут из США;

♦ у 80 не будет достаточных жилищных условий;

♦ 70 будут неграмотными;

♦ 50 будут недоедать;

♦ 1 умрет;

♦ 2 родятся;

♦ у 1 (только у одного) будет компьютер;

♦ 1 (только один) будет иметь высшее образование.

Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, вы счастливее, чем 500 млн. человек в этом мире.

Если вы можете пойти в церковь без страха и угрозы заключения или смерти, вы счастливее, чем 3 млрд. человек в этом мире.

Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75 % людей в этом мире.

Если у вас есть счет в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, вы принадлежите к 8 % обеспеченных людей в этом мире».



I. Вводное слово: постановка целей и задач урока, постановка проблемных вопросов.

Тема урока (проблемный семинар): «Глобальные проблемы современности». Мы должны понять, что называют глобальными проблемами современности, уяснить их причины, сущность и типологию глобальных проблем, а также выяснить,  возможно, ли решение этих проблем,  и если да, то каковы пути их решения.

Беседа с учащимися

Перечислите проблемы, которые создают представление о сложной современной ситуации в мире, (учащиеся перечисляют известные им глобальные проблемы:  предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися  странами, демографическая проблема, проблемы охраны здоровья и предотвращение распространения СПИДа, наркомании, падение духовности, борьба с терроризмом и др.) Проблема бедности,  неравенства и социальной несправедливости, бесконтрольное расселение человечества, голод, продовольственная проблема.



ПОД ЗАПИСЬ: Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальными могут быть названы следующие проблемы:

надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками;

демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами;

военная опасность.



Каковы причины возникновения глобальных проблем, возможные пути их решения?



ПОД ЗАПИСЬ: Глобальные проблемы привлекли внимание ученых в 60–70-е гг. XX в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация ученых, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов.



Одной из главных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов. Заказ Клуба на доклады определяет только тему и гарантирует финансирование научных исследований, но ни в коем случае не влияет ни на ход работы, ни на её результаты и выводы; авторы докладов, в том числе и те из них, кто входит в число членов Клуба, пользуются полной свободой и независимостью. Получив готовый доклад, Клуб рассматривает и утверждает его, как правило, в ходе ежегодной конференции, нередко в присутствии широкой публики — представителей общественности, науки, политических деятелей, прессы, — а затем занимается распространением результатов исследования, публикуя доклады и проводя их обсуждение в разных аудиториях и странах мира.


Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели

В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа.

Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: На протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнется упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.

2. Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, таких как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический.

Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдет в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах.

3. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения.

4. Четвертый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Ученые Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» – уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений.

ПОД ЗАПИСЬ: Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов. (Прочитайте:  Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.)

Какие же факты приводились в докладах Римскому клубу и какие делались выводы? Почему они произвели такое впечатление?

Рассмотрим подробнее каждую из глобальных проблем.


Экологическая проблема. Техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных возможностей планеты. Пока большая доля затрат падает на развитые богатые страны, но с учетом стремления всех государств к повышению жизненного уровня своего населения эти затраты будут все более и более увеличиваться. Их непомерный рост ограничен ресурсами планеты. За последнее столетие промышленное производство увеличилось более чем в 50 раз, и 4/5 этого роста приходится на период с 1950 г. Идет широкомасштабная урбанизация, в настоящее время половина населения живет в городах.

Более трети лесов, покрывавших Землю, уже уничтожены. «Облысение» планеты – одна из главных причин нарушения экологического равновесия. Остановить уничтожение лесов отнюдь не просто. Вырубка лесов напрямую связана с энергетическими потребностями растущего населения Земли (более 2 млрд. людей все еще используют дрова для отопления и приготовления пищи).

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы исследователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязнение искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт. Катастрофически сокращается богатство биосферы: к 2010 г. необратимые потери могут достичь '/3 всех биологических видов.

Для улучшения состояния среды требуются гигантские суммы. Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас человек взял на себя лишь функции синтеза, занимаясь производством, а функции разложения предоставил природе, надеясь на ее возможности. Но значительная часть производимых веществ не поддается разложению, к тому же буферные возможности биосферы исчерпываются.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Демографическая проблема. С возникновением глобальной демографической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который еще 200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а численность человечества – в геометрической, поэтому войны необходимы и спасительны.

Темпы роста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохранятся и в будущем, то уже к 2400 г. человечество плечом к плечу заполнит всю поверхность суши.

Число людей на Земле составляло около 800 млн. человек к середине XVIII в. Затем наступил период все большего ускорения прироста населения. Примерно в 1820 г. численность населения достигла 1 млрд., в 1927 г. это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 г., четвертый – уже через 15 лет. В 1987 г. население достигло 5 млрд., а XXI в. встретили более 6 млрд. человек. Сейчас на планете проживает более 6,5 млрд. человек. Самые сложные с демографической точки зрения страны – это Китай, где уже сейчас 1,3 млрд. населения, и Индия, в которой будет около 1,5 млрд. населения к 2050 г. Ежедневный прирост населения сейчас превышает 240 тыс. человек, годовой прирост – 100 млн.

Рост народонаселения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире – одно из важнейших условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. Современная численность людей, по всей вероятности, удвоится и стабилизируется на уровне 12–15 млрд. человек к концу XXI в.

Хотя темпы роста населения в мире понемногу снижаются, абсолютные величины прироста быстро увеличиваются. Каждые сутки в мире становится на четверть миллиона людей больше. Основная масса населения мира живет и еще в большей степени будет концентрироваться в трех регионах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2/5 населения мира), в Латинской Америке и в Африке. Существует прямая связь между демографическим взрывом и нищетой, она очевидна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка – континент, который находится в самом тяжелом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста, и в отличие от других континентов они там не снижаются. При среднегодовых темпах прироста населения на 3 % производство продовольствия там увеличивается лишь на 2 % в год.

Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементарные мероприятия гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представляет разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами роста промышленности. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей, поскольку дети – важная часть семейной рабочей силы. Они выполняют значительную часть домашней работы и являются единственной надеждой родителей, лишенных социального обеспечения, на поддержку в старости.

В действительности опасность номер один для нашей планеты – это нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения. Демографический взрыв в большой мере является следствием нищеты.

Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим примерно 5–10 % от уровня в наиболее развитых странах. Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец.

Один английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в два раза больше мясного белка, чем средний африканец, и стоимость еды этой кошки больше среднего дохода 1 млрд. людей в бедных странах. Более справедливое распределение земных ресурсов могло бы выразиться в том, чтобы обеспеченная часть населения планеты отказалась бы от излишнего потребления.

Существуют ли средства решения демографической проблемы? Последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограничения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн. детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социологи говорят о существовании лишь одного фактора, который неизбежно приводит к ограничению рождаемости: им является образование женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок. Повышение этого социального статуса, в том числе и через образование, потребовало бы изменения цивилизационных основ целого ряда культур. Процесс неудержимого прироста населения Земли неравномерен, в нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. В развитых странах приросты минимальны.

Экономическое неравенство. Встречая «миллениум», философы, экономисты и социологи стали вспоминать прогнозы, делавшиеся в середине XX в. и сравнивать их с реальностью. После Второй мировой войны, после распада колониальной системы существовало представление о том, что различие в экономическом развитии между бывшими метрополиями и бывшими колониями постепенно будет сокращаться. Действительно, бедные страны стали богаче, чем раньше, но экономически развитые страны за последние полвека «улетели» так далеко вперед, что догнать их теперь не представляется возможным. Из 6,5 млрд. населения земного шара один является «золотым миллиардом» с высоким уровнем и качеством жизни, резко отличаясь своим образом жизни от остальных 5,5 млрд.

Существует небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, новейшей информационно-компьютерной технологией, с высоким уровнем благосостояния, и основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой безработицей, ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни. Экономика развитых стран взаимно интегрирована. Возник не просто мировой рынок, а транснациональное хозяйство. 50 основных финансовых групп и 40 тыс. транснациональных компаний контролируют около трети всех частных производителей.

За год население увеличивается на 100 млн. Из этого общего числа новорожденных более 90 млн. приходится на нищие развивающиеся страны, и менее 10 млн. – на процветающие страны. Индия дает миру треть всех неграмотных, а США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. Отмечается феноменальный рост экономики Китая, доля которого в ВВП составляет 10,2 %, в то же время доля России в мировом ВВП сократилась с 7,3 до 2,7%.Темпы роста ВВП на душу населения в Китае были рекордными (более чем в 10 раз). Разрыв между уровнем ВВП на душу населения в странах с их минимальными и максимальными значениями составляет 108 раз.

Разрыв в экономическом развитии тесно связан с демографическим ростом, но объясняется не только им. Встает вопрос о том, в какой мере большая часть населения земного шара способна успешно реализовать западный технический путь развития и могут ли западные ценности рассматриваться как общечеловеческие. Очевидно, что без реальной помощи западных стран преодолеть разрыв не удастся. Существование и дальнейшее усугубление этого разрыва опасно и для самого «золотого миллиарда», что уже давно понято ведущими социологами и недавно, после событий 11 сентября 2001 г. в США, осознано всеми.

Еще в 1999 г., анализируя статистические данные об экономическом неравенстве на основе доклада ООН о человеческом развитии за 1998 г., 3. Бжезинский привел цифры, говорящие сами за себя: «Три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8 млрд. долл. в год. По оценкам ООН, 6 млрд. долл. в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают мороженого на 11 млрд. долл. в год, в то время как 9 млрд. долл., предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд. долл. на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную помощь до 13 млрд. долл., то можно было бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех желающих по всему миру. 225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние более, чем в 1 трлн. долл., а 60% из 5 млрд. жителей развивающихся стран лишены канализации, 30% – чистой воды и 20% – медицинского обслуживания». После событий 11 сентября 2001 г. приводилось и такое сравнение: завтрак в WTC (Всемирном торговом центре) в Нью-Йорке обходился примерно в 20 долл., что составляет среднегодовой доход афганского крестьянина.

Военная опасность. Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. «Ядерной зимой» назвали физики и экологи последствия применения ядерного оружия. Военная угроза по-прежнему является самой опасной из глобальных проблем. Хотя в последнее время снизилось чувство страха и ощущение обреченности, но для благодушия нет оснований. Проводятся ядерные испытания, расширяется количество стран, владеющих ядерным оружием, идет его миниатюризация. Опробуются принципиально новые виды оружия. Ежегодно правительства разных стран мира тратят около 1000 млрд. долларов на вооружения и другие военные цели и лишь ничтожную долю этой суммы – на нужды здравоохранения, образования и социальной сферы.

Использование оружия массового уничтожения может быть спровоцировано нарастающим экономическим неравенством. Перенаселенность планеты и нищета подавляющего большинства ее жителей способны привести к обострению политических конфликтов и спровоцировать применение оружия массового уничтожения, что, в свою очередь, приведет, как уже говорилось, к глобальной экологической катастрофе.

Человечеству следует не только искать новые пути и способы, которые бы привели природу в согласие с нами, но и искать пути изменения наших стимулов и ценностей. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, по мнению А. Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной, поскольку возникает колоссальный разрыв между материальными возможностями человека и его культурой. Имеется множество альтернатив, новых образов жизни, производства и потребления.

Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической.

РЕШЕНИЕ Основные условия спасения и перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, глобального демографического баланса, восстановление экологического равновесия на планете, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей. Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полностью демилитаризованная и подлинно человеческая.



Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какие именно исследования проводились Римским клубом?

2. Как связаны между собой глобальные проблемы?

3. Каковы возможные выходы из кризиса?







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!