Семинар-практикум Формирование глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности учитель МБОУ Вьюковская СОШ: Байкова Екатерина Александровна
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Цель семинара:
- актуализация необходимости развития глобальной компетентности обучающихся в современных условиях.
Задачи
осмыслить понятие глобальной компетентности
1
изучить уровни овладения глобальной компетентностью
2
выделить дидактические единицы оценивания ГК
3
показать возможности развития ГК при решении комплексных заданий
4
5
приобрести практический опыт
Понятия
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).
Понятия
Глобальная компетентность (глобальные компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Проверка сформированности глобальной компетентности включает два компонента:
1) «Знание и понимание»
а) осознание и понимание глобальных проблем:
• осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах;
• понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции.
б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:
• осознание сходства и различий разных культур;
• понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции.
Проверка сформированности глобальной компетентности включает два компонента:
2) «Умения»
а) аналитическое мышление:
• следование логике;
• системность рассмотрения проблемы;
• соблюдение последовательности рассмотрения проблемы;
• способность интерпретировать смысл элементов текста;
• способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы.
б) критическое мышление:
• оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту;
• осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициями.
Модель оценки глобальных компетенций
Дидактические единицы для оценивания ГК
5 класс (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе);
7 класс (аспект: экологический кризис и его причины);
5 класс (аспект: здоровый образ жизни);
7 класс (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни);
5 класс (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой);
7 класс (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога);
- Права человека как ценность
7 класс (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства);
5 класс (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка);
7 класс (аспект: роль семьи в жизни общества).
Вопросы:
Какие глобальные проблемы затрагивает задание?
Какую дидактическую единицу (аспект) затрагивает задание?
На формирование каких умений направлено задание?
В изучении какой дисциплины можно применить задание?
Комплексное задание «Найденыш» 5 класс
Комплексное задание «Найденыш» 5 класс
Комплексное задание «Найденыш» 5 класс
Комплексное задание «Найденыш» 5 класс
Ответы
Задание отражает дидактическую единицу «Человек и природа» (аспект: ответственное отношение к живой природе).
Комплексное задание направлено на формирование умений оценивать информацию, действия и их последствия, выявлять мнения, подходы, перспективы, объяснять сложные ситуации и проблемы, не выходящие за пределы личного опыта обучающегося.
Выполнение таких заданий уместно на уроках обществознания, во внеурочной работе:
- способствует формированию описанных выше умений на знакомом материале, не создающем дополнительных затруднений для обучающегося;
- способствует формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.
Вопросы:
Какие глобальные проблемы затрагивает задание?
Какую дидактическую единицу (аспект) затрагивает задание?
На формирование каких умений направлено задание?
В изучении какой дисциплины можно применить задание?
Комплексное задание «Жить и учиться дружно» 5 класс
Комплексное задание «Жить и учиться дружно» 5 класс
Комплексное задание «Жить и учиться дружно» 5 класс
Комплексное задание «Жить и учиться дружно» 5 класс
Комплексное задание «Жить и учиться дружно» 5 класс
Ответы
Задание отражает дидактическую единицу «Права человека как ценность» (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства).
Комплексное задание направлено на формирование умений выявлять мнения, подходы, перспективы,формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации, не выходящие за пределы личного опыта обучающегося, оценивать действия и их последствия.
Выполнение таких заданий уместно на уроках ОДНКНР, во внеурочной работе:
- создает условия развития познавательной и социальной практики, определения собственной позиции, связанной с защитой прав человека;
- способствует формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.
Возможности развития ГК при решении комплексных заданий 5 кл.
№ п.п
1
Название комплексного задания
Подарок
2
Дидактическая единица оценивания
Глобальные проблемы
Традиции и обычаи
Загрязнение Мирового океана
3
Применение комплексного задания
Межкультурное взаимодействие
Человек и природа
Один в поле воин
4
ОДНКНР, внеурочная работа
Соседи
Использование Мирового океана
Человек и природа
5
Традиции и обычаи
География
Изменение климата, сохранение мира, сохранение здоровья, продовольственная проблема
В детском лагере
Обществознание, география
Межкультурное взаимодействие
Права человека как ценность
ОДНКНР, внеурочная работа
Социальное неравенство
ОДНКНР, обществознание, внеурочная работа
Возможности развития ГК при решении комплексных заданий 7 кл.
№ п.п
Название комплексного задания
1
2
Дидактическая единица оценивания
Футбол и дружба
Глобальные проблемы
Традиции и обычаи
Выбрасываем продукты или голодаем?
Человек и природа
Социальные конфликты
Применение комплексного задания
Обществознание
Экологическая проблема, проблема ограниченности ресурсов, проблема бедности
разделы «Человек. Деятельность человека», Общество», «Социальные нормы»
География, при изучении тем, раскрывающих влияние человека на природу и обеспеченность различных стран природными ресурсами;
Обществознание
раздел «Человек. Деятельность человека», «Экономика»
Возможности развития ГК при решении комплексных заданий 7 кл.
№ п.п
Название комплексного задания
3
Дидактическая единица оценивания
Изменение климата
4
5
Глобальные проблемы
Человек и природа
Дай списать
Применение комплексного задания
Изменение климата, энергетическая проблема, экологические проблемы
Семья
Случай в гостях
Традиции и обычаи
География
Межличностное взаимодействие
Обществознание
Межкультурное взаимодействие
Обществознание, раздел «Человек. Деятельность человека», «Сициальные нормы», «Сфера духовной культуры»
Спасибо за внимание!