Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности» МКОУ «Новосёловская средняя школа»
Фомина О.А.- учитель начальных классов
№2. Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?
№3. «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности
Глобальная компетентность в общей модели функциональной грамотности – особый компонент, одна из ключевых компетентностей, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
«Глобальная компетентность – это любознательность открытого ума, сострадание открытого сердца и смелость, направляющая наш интеллектуальный, социальный и эмоциональный потенциал на создание нового гуманного мира. И это, по мнению А. Шляхера, лучшее оружие против величайших угроз нашего времени – невежества закрытого ума, ненависти закрытого сердца и страха, врага свободной воли» №4.Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
№5. Структура глобальной компетенции:
Знание, понимание
Осознание и понимание глобальных проблем
Осознание и понимание культурного разнообразия, межкультурных различий
Умения
Аналитическое и критическое мышление
Способность уважительно и эффективно взаимодействовать
Гибкость
Отношение
Уважение к другим культурам
Открытость к взаимодействию с другими культурами
Широта взглядов, кругозор
Ответственность
№6. Ключевые компетенции у учащихся:
-готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
-готовность к использованию информационных ресурсов,
-готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
№7. Особенности:
меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык и т.д.)
интегративность не только через содержание ряда школьных предметов, но и через ценности, присвоенные личностью
непосредственная ориентация на «soft skills» (комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувства ответственности.)
№8. В чем выражается сформированность глобальных компетенций?
Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях
№9. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль рассказала о глобальных компетенциях как компоненте функциональной грамотности.
Человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей (список которых был сформирован в ООН). Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложнять. №10 вывод
Формирование глобальной компетентности – это составная часть целостного учебно – воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субьектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей.
В поликультурных и многонациональных образовательных организациях России существуют необходимые предпосылки для формирования осознанного межкультурного взаимодействия. Развитие информационных технологий, обеспечивает возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах.
Как можно работать на внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
. Основная цель:
- развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине –России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. -развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача:
- формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы
занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам
Воспитание осуществляется посредством
– вовлечения обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставляет им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
Технология критического мышления
Стадия "вызова" направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе.
Я взяла занятие по теме «День воссоединения Крыма с Россией»
Какие народы проживают в России?
Как удается жить им в мире? Что для этого надо делать?
Прием "верные-неверные утверждения".
До Крыма могу добраться на автомобиле- да нет
До Крыма могу добраться на поезде- да нет
До Крыма могу добраться на самолете- да нет
На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки "v" -уже знаю, "+" - новая информация, "?" - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.
Про Артек, города – герои
Прием "плюс-минус-вопрос
Ситуация Что можно увидеть из достопримечательностей Крыма.
1.Город Ялта находится в Крыму -
2.Вхождение Крыма в Российское государство впервые издал указ Петр 1.
3. Крым вернулся в состав России в 2014г.
4. «Ласточкино гнездо» находится в Артеке
По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на занятие, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе или рисунком.