2. Актуализация знаний по теме прошлого урока. | Мы с вами уже знакомились с глобальными проблемами человечества. - Что такое глобальные проблемы человечества? Давайте вспомним их и перечислим. Почему эти проблемы называют глобальными? Назовите их признаки. Приём "Крестики-нолики". Учащимся предлагаются 9 утверждений, поле в виде большого квадрата, разделенного на 9 маленьких квадратов (пронумерованных). учащиеся должны поставить "Х"-если утверждение верное или "0"-если утверждение ошибочно, в соответствующий по номеру квадратик. Утверждения: 1. Глобализация носит противоречивый характер (да) 2. Экологическая проблема касается только тех государств, где высоко развита промышленность. (нет, она касается всех государств Планеты) 3. Информационная сфера состоит только из информации, инфраструктуры и субъектов формирования и использования информационных ресурсов. (нет, еще одним из компонентов являются системы регулирования) 4. Демографическая проблема относится к проблемам преимущественно социального характера (да) 5. Предотвращение ядерной войны и обеспечение прочного мира - "универсальная" проблема. (да) 6. Проблема мирового океана относится к проблемам научного характера, нерешенность которой не создаёт непосредственной угрозы для будущего человечества. (нет, это проблема преимущественно природно-экономического характера) 7. Освоение космоса является проблемой преимущественно природно-экономического характера. (нет, это проблема научного характера) 8. Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий: экономических, экологических, социальных и пространственных. (да) 9. Энергетическая проблема заключается в растущем разрыве между высокими темпами развития энергоёмких производств и ограниченностью и невозобновляемостью запасов органического топлива (да) | Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века, и от решения которых зависит существование цивилизации. - Предотвращение ядерной войны и обеспечение мира; - Преодоление отсталости слаборазвитых стран; - Демографическая; - Межнациональных отношений; -Урбанизация; -Экологическая; - Энергетическая; - Продовольственная; - Проблема мирового океана; - Освоение космоса. - Носят планетарный характер. - Угрожают всему человечеству. - Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств. - Нуждаются в неотложных мерах по их устранению. Обучающиеся выполняют задание в рабочем листе, проверка по шаблону (проецируется на экран) |
3. Мотивационный блок, постановка цели и задач урока. (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала) | Сегодня мы продолжим работу по этой теме. О какой глобальной угрозе человечества мы будет сегодня говорить, вы сможете догадаться, просмотрев небольшой видеоролик. Просмотр видеоролика «Памяти жертвам террора» - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Задачи: 1. раскрыть существенные признаки понятий "террор", "терроризм" 2. разъяснить связь глобализации и международного терроризма 3. охарактеризовать направления противодействия международному терроризму. Преподаватель может добавить цели. | Воспитанники сообщают, что речь на уроке пойдёт об одной из глобальных проблем- международный терроризм. Предполагают, что целями могут быть: Узнать, что такое терроризм. Какая деятельность является террористической? Кто является террористом Каковы цели терроризма. Как противостоять терроризму. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Вступительное слово преподавателя. - Как мы уже выяснили на предыдущих уроках, современное общество не только открывает для себя новые возможности, но и сталкивается с серьёзными угрозами. Одна из наиболее опасных угроз - международный терроризм. История второй половины 20 -начала 21 века показала, что условия глобализации создают благоприятную среду для международного терроризма. Почему это происходит и как можно противостоять угрозе терроризма? Осознание международного терроризма как особого, качественно нового явления произошло не сразу. Многие правоведы, политологи, социологи еще в середине 20 века рассматривали терроризм как разновидность преступления наряду с торговлей оружием и наркотиками. современные учёные утверждают, что международный терроризм - особый вид опаснейшей криминальной деятельности, которой присущи специфические особенности. Давайте разбираться. - как вы понимаете, что такое террор? обратимся к истории нашего государства!!! Иван Грозный, например это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых структур. - является ли террор понятием новейшего времени? - а что тогда мы подразумеваем по терроризмом? 1) В международных документах существует определение терроризма- противоправное, уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: - насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; -уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; - причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно- опасных последствий; - посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его политической деятельности либо из мести за такую деятельность; -нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, на лиц, пользующихся международной защитой; -иных деяний, попадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон, а также иными общепризнанными международными актами, направленными на борьбу с международным терроризмом. 2) Терроризм - это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе. Международный терроризм - антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях, как правило организациями, которые стремятся к достижению политических целей. - посмотрите внимательно на данные определения и укажите общее и различия данных понятий. - в чём различия понятий «террор» и «терроризм»? Проблема международного терроризма сегодня очень актуальна. В наше время терроризм отразил реальности глобализации. Это явление сегодня затронуло всё мировое сообщество. Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. Сегодня терроризм – это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. Основные признаки международного терроризма: 1) терроризм порождает высокую общественную опасность в результате совершения общеопасных действий, при этом умыслом террориста является причинения смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников; 2) терроризм имеет публичный характер его исполнения; 3) особенностью терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряжённости. Страх создаётся виновными не ради самого страха, а в качестве достижения цели, необходимой террористам, то есть страх не конечная цель; 4) при терроризме общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц, а воздействие в целях склонения к определённому поведению оказываются на другие лица. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.) - Какие методы используют террористы? В арсенале террористов находятся следующие методы: – взрывы объектов, магазинов, мероприятий, зданий, транспорта, мостов. – захват заложников; – стрельба и убийства людей; – поджоги; – отравления; – эпидемии; – техногенные катастрофы; – угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению. Скрытые теракты (отравления, похищение неугодных лиц, запугивание, шантаж) Демонстративные теракты (взрывы, расстрелы, вплоть до официального принятия на себя ответственности за совершенные действия) | Слушают вступительное слово учителя. Предполагаемые ответы: - террор - ужас, устрашение; способ управления обществом, основанный на устрашении; - террор известен нам из курса истории (например, политика Ивана Грозного) - это особо опасное преступление, направленное на устрашение населения с целью оказания воздействия на принятие определённых решений органами власти. Общее: политика устрашения населения, применение насилия... Различие: террор - устрашение со стороны государства, а терроризм - негосударственное насилие. Имеющееся различие между этими понятиями заключается в отражении функционального аспекта: слово «террор» обозначает выражение крайнего метода применения насилия как явления, «терроризм» же — сам процесс применения этого метода, т. е. его функциональная составляющая. - взрывы, захват заложников, терракты. |
5. Первичное осмысление и закрепление изученного Групповая работа с последующим обсуждением. | Учащимся предварительно разделены на группы, которым предлагается выполнить работу с предложенными заданиями. 1 группа- "Глобализация и международный терроризм" Задание - Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.94-96 и выявите: - предпосылки и причины международного терроризма - разновидности форм терроризма 2 группа- "Идеология насилия и международный терроризм" (стр. 96-97) Задание - Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.96-97+ словарь стр.98 и объясните: - взгляды и учения, которые использует терроризм - технологии, применяемые террористами - что способствует созданию условий для обращения к идеологии насилия. 3 группа- "Противодействие международному терроризму" (стр.97) Задание - Ознакомьтесь и проанализируйте материалы учебника на стр.97 и сформулируйте методы противодействия международному терроризму. - используя материалы статьи учебника и собственные знания, назовите организации, координирующие антитеррористическую деятельность в мире и в Российской Федерации. 4 группа - Противодействие терроризму в РФ силами Вооруженных сил. Задание: ознакомьтесь с материалами статьи и определите в каких случаях применяются Вооруженные силы РФ в борьбе с терроризмом. - Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе. Преподаватель напоминает правила работы в группе, пункты которых не были названы. - Молодцы!.Результатом нашей работы будет создание буклета «-------------------------------!». Начинается групповая работа. | Учащиеся распределяются на группы и занимают свои места. Получают карточки с заданиями. Учащиеся оглашают правила работы в группе. 1. В группе должен быть организатор обсуждения, 2. Каждый может высказать свою версию решения, 3. Один говорит, а остальные слушают, 4. Каждая версия обсуждается в группе, 5. В группе согласуется общее решение, 6. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Учащиеся работают с учебником и документами, подготовленными учителем. |