Просмотр содержимого документа
«Глобальная компетентность как компонент функциональной грамотности»
«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности»
МКОУ «Новосёловская средняя школа»
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?
«Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности
- Глобальная компетентность в общей модели функциональной грамотности – особый компонент, одна из ключевых компетентностей, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
- «Глобальная компетентность – это любознательность открытого ума, сострадание открытого сердца и смелость, направляющая наш интеллектуальный, социальный и эмоциональный потенциал на создание нового гуманного мира. И это, по мнению А. Шляхера, лучшее оружие против величайших угроз нашего времени – невежества закрытого ума, ненависти закрытого сердца и страха, врага свободной воли».
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)
Структура глобальной компетенции:
Знание, понимание
- Осознание и понимание глобальных проблем
- Осознание и понимание культурного разнообразия, межкультурных различий
Умения
- Аналитическое и критическое мышление
- Способность уважительно и эффективно взаимодействовать
- Гибкость
Отношение
- Уважение к другим культурам
- Открытость к взаимодействию с другими культурами
- Широта взглядов, кругозор
- Ответственность
Ключевые компетенции у учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Особенности:
- меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык и т.д.)
- интегративность не только через содержание ряда школьных предметов, но и через ценности, присвоенные личностью
- непосредственная ориентация на «soft skills» (комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами. Гибкими считаются навыки критического мышления , решения задач , публичного выступления , делового общения , работы в команде , цифрового общения , организации деятельности , на которые также влияют уровень лидерских качеств , знания трудовой этики, дисциплины , чувства ответственности.)
В чем выражается сформированность глобальных компетенций?
- Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
- Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
- Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
- Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль рассказала о глобальных компетенциях как компоненте функциональной грамотности.
- Человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей (список которых был сформирован в ООН). Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложнять.
Выводы
Формирование глобальной компетентности – это составная часть целостного учебно – воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субьектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей.
В поликультурных и многонациональных образовательных организациях России существуют необходимые предпосылки для формирования осознанного межкультурного взаимодействия. Развитие информационных технологий, обеспечивает возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах.