СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобализация мирового хозяйства

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективного курса может быть использована для углубления знаний по теме "Мировое хозяйство" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Глобализация мирового хозяйства»

Рабочая программа элективного курса «Глобализация мирового хозяйства»



I.Пояснительная записка

Мировое экономическое сообщество всё более превращается в целостную систему, где национальные хозяйства и другие экономические субъекты объединены международным разделением труда, всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и всемирной информационной сетью. Государства вынуждены приспосабливаться к реалиям формирующейся глобальной экономики, считаться с поведением новых субъектов международных экономических отношений (в первую очередь с ТНК).

Охватив все страны мира, мировое хозяйство, международное разделение труда м международные экономические отношения в последние годы стали развиваться уже не в ширь, а в глубь. Усиление глобализации мирового хозяйства, обострение межфирменной и межгосударственной конкуренции за рынки сбыта продукции и источники сырья, выход производства за рамки национальных границ, деятельность транснациональных корпораций и создание международной производственной кооперации ограничивают возможности каждой отдельно взятой страны отстаивать свои экономические и политические интересы на мировом рынке. Это привело к необходимости поиска новых путей взаимодействия между странами.

Мировое хозяйство рассматривается как целостная система. В курсе "Мировая экономика" дается подробных анализ основных явлений в мировом хозяйстве, в том числе в 80 - 90-е годы. Транснациональные корпорации и банки рассматриваются как основной структурообразующий фактор мировой экономики. Изучение курса "Мировая экономика" позволяет сформировать у учащихся правильное понимание закономерностей мирохозяйственного развития - усиления взаимозависимости и взаимодействия отдельных стран, роста внешнеэкономической сферы, нарастание темпов движения капитала.

В курсе "Глобализация мирового" мировое хозяйство рассматривается как сложная система, с присущей ей иерархией и глобальными проблемами современности, анализируется увеличение разрыва в уровнях экономического развития стран мира. В данном курсе освещаются позиции основных центров хозяйственной деятельности и периферии мирового хозяйства.

Курс "Глобализация мирового хозяйства" отражает вышеперечисленные и другие проблемы развития мирового хозяйства, в частности вопросы экономического роста, проблемы глобализации и регионализации. Анализ и систематизация многих тенденций мирового экономического развития позволяет ученикам разобраться в международных экономических проблемах.

Рассмотрение и анализ сложных и противоречивых тенденций в мировом хозяйстве основывается на базе обширного фактического материала. Курс опирается на отечественные и зарубежные исследования, официальные публикации международных организаций.


Целью курса "Глобализация мирового хозяйства» является изучение состояния структуры, основных тенденций и специфики рыночной экономики в мировом хозяйстве, группах стран и отдельных странах.

Задачами курса являются:

- формирование навыков работы с текстами, первоисточниками, что развивает аналитические способности и умение мыслить;

- активизировать познавательную активность учащихся; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- способствовать самоопределению учеников,

- позволить ученикам оценить свои возможности, сделать пробы, а значит, и сделать обоснованный выбор будущей профессии или направления обучения.

Данный курс составлен на основе разделов «Научно- техническая революция и мировое хозяйство» и «География отраслей мирового хозяйства» изучаемых в 10 классе для более глубокого изучения данных тем, так как время отводимое учебным планом недостаточно для прочного усвоения данного материала. Дана характеристика международных экономических отношений и мировой торговли. Это нужно для создания более полной картины развития хозяйства мира у учащихся. Материал курса дополняет материалы уроков, при этом он не повторяет основных положений, фактов, определений, содержащихся в учебнике, и делает акцент на разностороннее развитие и практическую часть, рассматривает новые понятия для учащихся.

Материал курса позволяет более полно рассмотреть отрасли промышленности, заострить внимание учащихся на вопросы техногенного воздействия на окружающую среду. Рассматриваются вопросы охраны окружающей среды, основные процессы движения трудового населения мира, которые на сегодняшний момент приобрели глобальный характер. Элективный курс «Глобализация мирового хозяйства» позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания. Программа данного курса предусматривает развитие у учащихся навыков работы с научными и публицистическими текстами, навыка самостоятельного получения знаний, реферирования, анализа информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работы с контурной картой, картографирования социально-экономических показателей, анализа территориальной статистики, поиска территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиска необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике), оценки факторов размещения.

В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На занятиях учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных. Учитель при работе по программе данного курса выступает в большей степени как руководитель процесса познания и консультант, нежели передатчик информации.

Итогом работы учителя и учеников при изучении курса должно стать углубление и систематизация знаний по соответствующим разделам географии и обществознания, подготовка проектных и творческих работ.

Программа рассчитана на изучение в течении всего учебного года.

Вся проблематика курса рассматривается в 34 темах, объединенных в 3 раздела. Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

II. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. Формирование и закономерности развития мирового хозяйства

  2. Структуру современного мирового хозяйства

  3. Модели мирового хозяйства

  4. Основные условия для формирования отраслей хозяйства;

  5. Основные отрасли мирового хозяйства и факторы их размещения;

  6. Страны-лидеры по выпуску определенной продукции;

  7. Основные понятия и определения курса.

  8. Принципы размещения отраслей хозяйства;

  9. Влияние НТР на развитие мирового хозяйства;

  10. Основные причины техногенного загрязнения окружающей среды на глобальном и региональном уровнях

  11. Понимать и уметь характеризовать основные формы экономической интеграции

Уметь:

  1. Оценивать и объяснять принципы размещения некоторых отраслей мирового хозяйства;

  2. Оценивать и объяснять особенности территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Анализировать причины изменений в развитии хозяйства мира в условиях НТР;

  4. Самостоятельно работать с различными источниками информации;

  5. Анализировать статистические материалы, делать выводы по полученным результатам;

  6. Строить графики, диаграммы, картосхемы, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.



Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно- педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

III. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Тенденции и особенности развития современного всемирно хозяйства (6 часов)

Введение. Мировая экономика и закономерности её развития. Мировое (глобальное) хозяйство и международное разделение труда. Транснационализация мирового хозяйства. Интернационализация хозяйственной жизни. Структура современного мирового хозяйства. Пространственные модели мирового хозяйства.

Практические работы- Составление схемы «Структура современного мирового хозяйства», «Составление картосхемы главных центров мирового хозяйства»

Раздел 2. Хозяйство мира в конце 20-начале 21 века. Современные мирохозяйственные связи (16 часов)

Энергетика как основа развития мировой экономики. Мировое потребление первичных энергоресурсов. Мировая топливная промышленность. Мировой рынок энергоресурсов. Электроэнергетика и атомные электростанции в системе глобальной экономики. Мировые лидеры по добыче горнорудного сырья. Географический рисунок чёрной металлургии. Мировые центры отрасли. Мировые центры цветной металлургии. Изменение географического рисунка металлургических производств в современном мире. Причины и следствия. Изменение отраслевой структуры машиностроения в современном мировом хозяйстве. Мировое автомобилестроение и процесс транснационализации мирового хозяйства. Крупнейшие транснациональные корпорации мира отрасли машиностроения. Электронная индустрия. Мировой рынок товаров электронной промышленности. Химическая промышленность. Возрастание роли в современном мировом хозяйстве. Крупнейшие транснациональные корпорации в химической промышленности. Рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Источники и виды промышленного загрязнения. Глобальные следствия техногенеза. «Кровеносная система» мировой экономики. Международное кооперирование производства. Мировая транспортная система. Крупнейшие мировые порты. Динамика, структура и география мировой торговли. Международная финансовая деятельность. Мировой валютный рынок. Мировой кредитный и инвестиционный рынки. Международная торговля научно- техническими знаниями. Международные трудовые миграции. Экономические последствия международного движения рабочей силы.

Практические работы- «Обозначение на контурной карте основных центров добычи топливных ресурсов», «Обозначение на карте крупнейших АЭС мира», «Составление картосхемы основных центров чёрной металлургии», «Составление картосхемы основных центров цветной металлургии», «Составление картосхемы стран- лидеров автомобильной отрасли», «Составление картосхемы мировых лидеров по производству удобрений и полимерных материалов», «Обозначение на контурной карте крупнейших морских портов мира», «Составление картосхемы миграционных потоков рабочей силы».

Раздел 3. Международная экономическая интеграция, степень включения стран мира в интеграционные процессы (2 часа)

Интеграционные процессы в современном мире. Взаимодействие стран в процессе глобализации мирового хозяйства, позитивные и негативные последствия глобализации. Интеграционные группировки мира.

IV. Календарно- тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание


Раздел 1. Тенденции и особенности развития современного всемирно хозяйства




1.

Введение. Мировая экономика и закономерности её развития

04.09


лекция

2

Мировое (глобальное) хозяйство и международное разделение труда

11.09


лекция

3

Транснационализация мирового хозяйства

18.09


лекция

4

Интернационализация хозяйственной жизни

25.09


лекция

5

Структура современного мирового хозяйства

02.10


лекция-практикум. Прак. раб.№1 Составление схемы «Структура современного мирового хозяйства»

6

Пространственные модели мирового хозяйства

16.10


лекция-практикум Прак. раб.№2 «Составление картосхемы главных центров мирового хозяйства»


Раздел 2. Хозяйство мира в конце 20-начале 21 века. Современные мирохозяйственные связи




7

Энергетика как основа развития мировой экономики

23.10


лекция

8

Мировое потребление первичных энергоресурсов

30.10


лекция

9

Мировая топливная промышленность

06.11


Лекция-практикум Прак. раб.№ 3 «Обозначение на контурной карте основных центров добычи топливных ресурсов»

10

Мировой рынок энергоресурсов

13.11


практикум

11

Электроэнергетика и атомные электростанции в системе глобальной экономики

27.01


Лекция-практикум

Прак.раб.№4 «Обозначение на карте крупнейших АЭС мира»

12

Мировые лидеры по добыче горнорудного сырья

04.12


лекция

13

Географический рисунок чёрной металлургии. Мировые центры отрасли

11.12


Практикум

Прак.раб.№5 «Составление картосхемы основных центров чёрной металлургии»

14

Мировые центры цветной металлургии

18.12


Практикум

Прак. раб. №6. «Составление картосхемы основных центров цветной металлургии»

15

Изменение географического рисунка металлургических производств в современном мире. Причины и следствия

25.12


лекция

16

Изменение отраслевой структуры машиностроения в современном мировом хозяйстве

15.01


лекция

17

Мировое автомобилестроение и процесс транснационализации мирового хозяйства

22.01


Лекция- практикум

Прак. раб.№7 «Составление картосхемы стран- лидеров автомобильной отрасли»

18

Крупнейшие транснациональные корпорации мира отрасли машиностроения

29.01


(семинар)

19

Электронная индустрия. Мировой рынок товаров электронной промышленности

05.02


лекция

20

Химическая промышленность. Возрастание роли в современном мировом хозяйстве

12.02


Лекция- практикум Прак. раб.№8 «Составление картосхемы мировых лидеров по производству удобрений и полимерных материалов»

21

Крупнейшие транснациональные корпорации в химической промышленности

19.02


семинар

22

Рост техногенной нагрузки на окружающую среду

26.02


лекция

23

Источники и виды промышленного загрязнения

11.03


семинар

24

Глобальные следствия техногенеза

18.03


лекция

25

«Кровеносная система» мировой экономики

25.03


лекция

26

Международное кооперирование производства

01.04


лекция

27

Мировая транспортная система. Крупнейшие мировые порты

08.04


Практикум

Прак. раб.№9 «Обозначение на контурной карте крупнейших морских портов мира»

28

Динамика, структура и география мировой торговли

22.04


лекция

29

Международная финансовая деятельность. Мировой валютный рынок

29.04


лекция

30

Мировой кредитный и инвестиционный рынки

06.05


лекция

31

Международная торговля научно- техническими знаниями. Международные трудовые миграции. Экономические последствия международного движения рабочей силы

13.05


Лекция-практикум

Прак. раб.№10 «Составление картосхемы миграционных потоков рабочей силы»

32

Международный туризм и его роль в современных процессах глобализации

20.05


лекция


Раздел 3. Международная экономическая интеграция, степень включения стран мира в интеграционные процессы




33

Интеграционные процессы в современном мире. Взаимодействие стран в процессе глобализации мирового хозяйства, позитивные и негативные последствия глобализации

23.05


лекция

34

Интеграционные группировки мира (защита проектов)

27.05


Заключительный семинар



Темы для докладов:

  1. История развития автомобильной промышленности мира.

  2. География автомобильной промышленности мира.

  3. Электроника в нашей жизни.

  4. Характеристика мировой электронной промышленности.

  5. Научные центры мира (география, компании-лидеры, продукция).

  6. Развитие и мировые лидеры авиаракетно-космической промышленности.

  7. География и развитие мирового судостроения.

  8. Транспорт будущего (новые модели современных видов транспорта, задумки ученых).

  9. Развитие международного туризма: позитивные и негативные последствия

  10. Экономические последствия международного движения рабочей силы

V.Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

В процессе изучения данного курса выполняется 10 (промежуточных) практических работ  (занятия 5,6, 9, 10, 11, 13, 14, 17,20, 27, 31) и   1 итоговая (занятие 34)

На последнем занятии - это защита творческих проектов, выполненная в индивидуальном порядке каждым учащимся. Учащийся сам выбирает тему творческого проекта, из курса, изученную в течение всего учебного года и представляет презентацию. В ходе затруднения выбора темы, возможна помощь учителя и обработка информации. После защиты проекта ставится оценка «зачтено», «незачтено».

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

VI.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы

Обязательная литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва, Просвещение, 2005 г.

  2. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений – серия «Полярная звезда», издательство «Просвещение», 2011г.

  3. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.: География: Экономическая и социальная география мира: В 2-х частях. Часть 1. 10-11 классы – издательство «Русское слово», 2011г.

  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва «Просвещение», 2007г.

  5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. Учебник для 11 класса, Москва, Дрофа, 2001 г.



Дополнительная литература:

  1. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

  2. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.

  3. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира /А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2008.

  4. Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.

  5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. – Москва «Дрофа», 2008г.

  6. Сиротин В. И., Курчина С.: География: учебное пособие. Материалы для докладов и рефератов. – Москва, «Дрофа», 2007г.

  7. Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2008.

  8. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 класс.- Москва, Дрофа, 2003.

  9. Родионова И.А. Экономическая география: весь курс. Пособие для выпускников и абитуриентов- М.:Эксмо,2008.

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные издания:

  1. География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.

  2. Экономическая и социальная география мира. 10 класс (CDpc) – Серия: Образовательная коллекция, издательство 1C, 2005г.

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  4. География. Тесты для учащихся 10 – 11 класса


Интернет-ресурсы:

  • http:// www.un.org-Интернет-портал ООН (русскоязычная версия)

  • http://www.oecd.org-Организация Экономического сотрудничества

  • Сайт кафедры экономической и социальной географии мира МГУ http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs

  • http://www.geo.1september.ru – для учителей "Я иду на урок Географии".

  • http://www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

  • http://WWW.mirgeografii.ru – материалы к урокам географии, презентации

  • http://www.openklass.ru – презентации к уроку

  • http://www.pedsovet.org – презентации к уроку

  • http://www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей

  • http://www.proshkolu.ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

  • http://www.uroki.ru – материалы к урокам






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!