СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Глобальная безопасность: кто, кому и чем угрожает в современном мире»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие  № 5

Тема: «Глобальная безопасность: кто, кому и чем угрожает в современном мире» (2ч.)

Цель:

  • определить  особенности глобальных проблем человечества;
  • охарактеризовать причины  основных глобальных проблем человечества;
  • определить пути решения основных глобальных проблем человечества.

 

Просмотр содержимого документа
««Глобальная безопасность: кто, кому и чем угрожает в современном мире»»

Практическое занятие № 5

Тема: «Глобальная безопасность: кто, кому и чем угрожает в современном мире» (2ч.)

Цель:

  • определить особенности глобальных проблем человечества;

  • охарактеризовать причины основных глобальных проблем человечества;

  • определить пути решения основных глобальных проблем человечества.


Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Задание 1. Работа с текстом.

Прочтите текст, заполните таблицу.

Название проблемы

Суть проблемы

Причины возникновения

Пути решения


 



Статья Петра Кропоткина, Николая Вознесенского, Максаковского В.П.

По расчетам ООН, 31 октября 2011 года численность жителей планеты перевалила за знаковую цифру в 7 миллиардов. Пройдет еще пара десятилетий, и нас будет уже 10 миллиардов. Или не будет вообще? Расчеты ученых дают разные, порой противоречивые, цифры. Но все чаще и чаще звучат неутешительные прогнозы – мир на грани катастрофы.

Такого еще не бывало в истории. За последние сто лет население планеты увеличилось вчетверо. Долгое время численность людей росла очень медленно. Миллиардный житель Земли появился лишь в 1884 году. А в 1927-м нас стало уже 2 млрд. Дальше пошло по нарастающей. 1960 год – следующий рекорд. Спустя еще 14 лет на планете проживало 4 млрд. людей. Через следующие 13 лет – 5 млрд. А в 1999-м (через 12 лет) – уже шесть.

Что будем есть?

Уже в 2050 году человечество будет потреблять втрое больше, чем сможет дать Земля. По данным ООН, сегодня во всем мире недоедают 842 млн. человек. Ежедневно на нашей планете голодает миллиард человек, и вдвое больше людей пытается прокормиться на мизерные заработки размером менее доллара в сутки.  «Среднестатистическому» жителю Земли для нормальной жизнедеятельности необходимо             2700–2800       ккал в день. Отчетливо выраженное недоедание наступает тогда, когда показатель опускается ниже 1800 ккал, а явственный голод – когда он проходит «критическую отметку» в 1000 ккал в день. 

Полюса голода

За Африкой закрепилась страшная слава «главного полюса мирового голода». В 1984 году в одной только Эфиопии от голода умерло более миллиона человек. Природа в Африке не балует постоянством. Чередующиеся наводнения и засухи приводят к тому, что зерновые культуры невозможно высаживать несколько лет. В оккупированном американцами Афганистане голодает не менее 16 млн. человек. Похожая ситуация складывается и в Северной Корее, блокированной американскими санкциями. Из-за американской блокады более миллиона северокорейцев уже сегодня вынуждены питаться травой. В 2001 году в Сальвадоре наступил массовый голод. Небывалая засуха уничтожила большую часть урожая. И если урожай гибнет, то вместе с ним гибнет и надежда на выживание.

Существует и проблема недоедания. Ведь о голоде начинают говорить тогда, когда людям физически, в самом прямом, буквальном смысле слова нечего есть. А если люди все же находят какие-то травы, личинки или отбросы, то чаще говорят не о голоде, а о… недоедании. Разница между этими понятиями лишь в том, что одни умирают сразу, а другие чуть позже…

Полюс сытости

Основной источник современных бед в том, что продукты непропорционально распределяется между потребителями. В развитых странах приблизительно 1,3 млрд. тонн разнообразной еды ежегодно попадает на свалки. Треть произведенных человеком продуктов уходит в мусорные корзины. Этого бы хватило, чтобы накормить всех голодающих на земном шаре.

Сегодня миллиард (!) человек имеет серьезные проблемы с избыточным весом. В США лишние килограммы есть у 65% взрослых. Однако в последние годы по этому показателю американцев уверенно догоняют жители большинства стран Европы и Австралии.

Что будем пить? Глобальная жажда.

Уже сегодня примерно 1 млрд. жителей планеты испытывают постоянную жажду. Недостаток жизненно необходимого ресурса ежедневно ощущают еще 1,5 млрд. человек. «Эта проблема касается и бедных и богатых стран. И не из-за климатических изменений, а из-за резкого роста населения».

В засушливых странах люди могут позволить себе не более 3,5 л воды в день на все – на питье, на мойку, на приготовление пищи! В настоящий момент, например, в Эфиопии среднестатистический гражданин вынужден ходить грязным. Выбор у него прост: или мыться и умереть от жажды, или беречь воду.

При этом, если рассуждать формально, воды на Земле более чем достаточно. Даже если не брать во внимание соленые воды Мирового океана, составляющие 97,5% всех водных запасов. Пресной воды на нашей планете примерно 35 млн. км3. А ежегодное потребление составляет 0,0037 млн. км3 – всего лишь 0,01%! Но на практике не все так радужно.

Во-первых, большая часть пресной воды человеку фактически недоступна. В реках, к примеру, находится всего лишь 0,002 млн. км3 . 24,4 млн. км3 заключены в ледниках и вечной мерзлоте. Еще 10,7 млн. км3 – в глубинных подземных источниках.

Во-вторых, водные ресурсы поделены крайне неравномерно. Засушливые или полузасушливые регионы занимают около 40% территории, но на них приходится лишь 2% мировых запасов воды.

В-третьих, объем воды на Земле – величина условно постоянная. А вот потребности человечества на месте совсем не стоят. Растет население, развиваются промышленность и сельское хозяйство (на его долю сейчас приходится 70% водного потребления), а соответственно растет потребление воды. Львиная доля водного потребления приходится на промышленность и сельское хозяйство. А их продукцию мы все используем ежедневно.

Косвенные затраты воды на некоторые товары:

Кофе. 140 литров на чашку 125 мл.

Говядина. 15 500 литров на 1 кг.

Хлеб. 40 литров на ломтик в 30 г.

Сахар. 1 500 литров на 1 кг.

Синтетическое волокно. 3 500 тонн воды на 1 тонну.

Человек мало того, что воду использует бесконтрольно, так он еще и возвращает ее в природу отнюдь не в первозданном виде. В развивающихся странах 90–95% сточных вод и около 70% производственных отходов выбрасывается в водоемы вообще в необработанном виде. Каждые 20 секунд от заболеваний, связанных с некачественной водой, в мире умирает ребенок. БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ пациентов больниц в мире – люди, чьи недуги так или иначе связаны с загрязненной водой.

Где жить?

К концу 2008 года человечество перешагнуло важный рубеж. Впервые в истории 50% землян оказались жителями городов. По прогнозам к 2030 году число горожан достигнет ПЯТИ МИЛЛИАРДОВ человек, причем львиная доля (80%) придется на жителей развивающихся стран. Стремительный рост населения приводит к стремительному росту городов.

Некоторые точки планеты уже сейчас напоминают муравейник. В каждом из 21 величайших мегаполисов живет более 10 млн. человек. А город-рекордсмен – Нью-Йорк – дал приют более чем 32 млн. американцев. В Гонконге, Мумбаи, Дели и несколько других городах плотность населения более 20 тыс. человек на квадратный километр. Многие наивно полагают, что огромные мегаполисы представляют собой сплошной лес небоскребов и комфортабельных жилых многоэтажек. Но на самом деле это не так.

МИЛЛИАРД человек (т.е. почти треть всего городского населения планеты) вынуждены ютиться в трущобах и фавелах. 600 тыс. горожан в мире вовсе не имеют доступа к водопроводу, медицинской помощи и образованию! Бедность идет рука об руку с преступностью. Ее уровень в городах в среднем в 8 раз (!) выше, чем в сельской местности.

Бросить курить, питаться только натуральной пищей и вести здоровый образ жизни – все в силах отдельно взятого человека. Единственное, чего он не может, – отказаться дышать. И это самое уязвимое место современного горожанина. По статистике ООН, в мире БОЛЕЕ МИЛЛИАРДА человек страдают от болезней, вызванных загрязнением воздуха. Над большим городом атмосфера представляет собой причудливую смесь аэрозолей и газов. На авто-транспорт приходится 70–80% всех вредных выбросов. Прибавим к этому токсичное воздействие резиновых шин. И самое неприятное – «гадит» железный конь как раз в пределах, примерно соответствующих человеческому росту (привет пешеходам!).

Любое человеческое поселение сегодня производит огромное количество мусора. По мере роста одного поселения количество мусора растет в геометрической прогресии. Экологические проблемы мегаполисов укорачивают жизнь горожан на 5–10 лет.

Городские жители с детства научены игнорировать «внешние помехи». Между тем, шум самолетов, транспорта, грохот поездов и строительной техники, гул промышленных установок оказывают существенное влияние на здоровье. В большинстве крупных городов, по оценке медиков, уровень шума превышает допустимый на 20, 30, 50%...

Катастрофа своими руками.

«Наша планета приближается к шторму, вызванному ростом численности населения, недостатком природных ресурсов, загрязнением окружающей среды» - утверждает эксперт из ООН. В наши дни большинство специалистов сходится на том, что главной проблемой выживания человечества стала  глобальная экологическая проблета, связанная с деградацией окружающей природной среды. Непрерывно увеличивающееся население планеты приводит к росту спроса на товары и услуги. Увеличение производства в значительной мере дистигается за счет приченения вреда или даже разрушения окружающей среды.

С известной степенью условности всю проблему деградации глобальной экологической системы можно расчленить на две составные части:

1) деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования. Яркими примерами могут служить такие отрицательные последствия, как истощение некоторых минеральных ресурсов. Ресурсы, которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться. Леса до сих пор покрывают около 30% всей земной суши, но ежегодно уничтожаются участки леса, соизмеримые по размеру с площадью Панамы. При сегодняшней скорости лесоистребления мировые дождевые леса исчезнут уже через сто лет. Сокращается биологическое разнообразие на Земле, каждый час на нашей планете исчезают около трех видов представителей флоры и фауны.

2) деградация среды в результате загрязнения ее отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Количество этих отходов в последнее время приняло размеры, которые стали угрожать самому существованию цивилизации. Каждый житель Росии ежегодно выбрасывает в среднем до 300 кг твердых отходов. Только в Москве и Подмосковье в промышленных отвалах и свалках скопилось до 80 млрд. тонн твердых отходов. Ежедневно жители Нью-Йорка отправляют на свалки 24 тыс. тонн мусора очень разноплановой структуры. Тут и металлы, и стекло, и пластик… А еще ртуть из батареек, токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок… В общем, множество вещей, слабо совместимых с жизнью и здоровьем человека…

Все больше территорий планеты становятся зоной экологического бедствия и наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата.

Таблица «Глобальные проблемы человечества».

Задание 2. Рассмотрите рис. 1 и приведите примеры взаимосвязей между глобальными проблемами современности. Примеры запишите в таблицу.

Рис. 1 Взаимосвязь глобальных проблем человечества (по Ю. Н. Гладкому и С. Б. Лаврову)

№№

пример

1



Задание 3. Известно, что в основе любой классификационной схемы лежит логическая точка отсчета, т.е. критерий. Попытайтесь классифицировать глобальные проблемы по следующим критериям: а) острота проявления; б) время (очередность) возникновения; в) возможность позитивного решения (смягчения).


Задание 4. Какая из глобальных проблем затрагивает ваши личные интересы: а) сильно; б) умеренно; в) вовсе не затрагивает.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!