СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические и химические свойства. Нахождение в природе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические и химические свойства. Нахождение в природе»

Тема урока: «Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические и химические свойства. Нахождение в природе»

Цели: Сформировать компетентность учащихся по теме на основе межпредметных связей (химия и биология) в умении применять знания.

Задачи урока

  • Образовательные:

  • дать классификацию углеводам;

  • формировать представления о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами;

  • рассмотреть и усвоить физические и химические свойства глюкозы;

  • изучить строение глюкозы;

  • выделить основные и особые свойства глюкозы.

  • Развивающая:

    • развитие навыка экспериментальной работы, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;

    • выявление незаменимой роли глюкозы в жизни человека, животных, в том числе и многих микроорганизмов,

  • Воспитательные:

    • формирование у учащихся научно-материального мировоззрения, подтвердить единство природы, выражающегося во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез);

    • расширить и углубить кругозор об углеводах,

    • воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;

    • воспитание культуры общения.

Методы и приемы: объяснительно-илюстративный, частично-поисковый, использование информационно-коммуникационных технологий, межпредметная беседа, диалогическая работа, выступление с докладом учащихся, решение задач творческого уровня, сопровождающихся самопроверкой.

Оборудование:

  • ТСО – компьютер, материал на электронных носителях;

  • Таблицы;

  • Раздаточный материал;


Ход урока

Этапы урока

Деятельность

1.Организационный момент (5 мин.)

Учитель:





Учащиеся:




Сегодня на уроке мы с вами приступим к изучению углеводов и начнем изучение глюкозы. Рассмотрим строение молекулы глюкозы, способы ее получения, а также физические и химические свойства. Послушаем выступления ребят о биологическом значении и применении глюкозы.


Записывают число, классная работа и тему урока.


2. Актуализация опорных знаний учащихся (7 мин)

Учитель:














Учащиеся:




Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?

(На слайде названиями классов кислородосодержащих веществ: 1)Спирты одноатомные; 2)Спирты многоатомные; 3)Альдегиды; 4)Кетоны; 5)Карбоновые кислоты; 6)Простые эфиры; 7)Сложные эфиры; 8)Фенолы)

2.Какой класс веществ содержит карбоксильную группу? (-СООН, кислоты)

3.Какой класс веществ содержит гидроксильную группу? (-ОН, спирты)

4.Какой класс веществ содержит альдегидную группу? (-СОН, альдегиды)

5.Какой класс веществ содержит карбонильную группу? (кетоны)

6.В каких классах веществ радикалы соединяются через кислород?(сложные эфиры)

8.При помощи какого реактива можно определить многоатомные спирты? (Cu (OH)2 ); CuO KMnO4 Br2 Ag2O Cu (OH)2 FeCl3


Отвечают на поставленные вопросы


3. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Учитель:















Учащиеся:



А знаете ли вы, что углеводы — это те самые сладости, которые вы так любите, (фрукты, торты, конфеты, варенье, шоколад и т.д., особенно много углеводов содержит виноград). Углеводы жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. Эти вещества расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы. Понятно, что вещества, входящие в состав тканей организма, не похожие на те, которые он употребляет в пищу. Организм человека перерабатывает пищевые продукты и в процессе своей жизнедеятельности постоянно расходует энергию, которая, как мы знаем, выделяется при окислении в тканях организма, углеводы входят в состав нуклеиновых кислот, осуществляющих биосинтез белка и передачу наследственных признаков.

Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене веществ. Основными источниками углеводов являются растительные продукты.


Внимательно слушают

4. Изучение нового материала(13-15 мин)

Учитель:
































Учащиеся:




Учитель:









Учащиеся:


Учитель:



Учащиеся:


Учитель:





























Учащиеся:




Учитель:



Углеводы используются с глубокой древности – самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которым познакомился человек, был мед.

Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия.

Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра Македонского в 327г. До н.э.

Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. Немецким химиком А. Марггафом.

Термин слова «сладкий» и окончание –оза- для сахаристых веществ было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838г.

Исторически сладость была главным признаком, по которому то или иное вещество относится к углеводам.

В 1811г. Русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала, а впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы предложил шведский химик Я.Берцелиус в 1837 г. C6H12O6

Углеводы – обширный класс природных соединений. В зависимости от числа остатков моносахаридов в молекуле делятся на моносахариды, дисахариды и полисахариды.

Моносахариды (простые углеводы) – углеводы, которые не гидролизуются. В зависимости от числа атомов углерода подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.

Дисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Наиболее важны для человека сахароза, мальтоза и лактоза.

Полисахариды – высокомолекулярные соединения – углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов. Они делятся на перевариваемые и неперевариваемые в желудочно-кишечном тракте. К перевариваемым относят крахмал и гликоген, из вторых для человека важны клетчатка, гемицеллюлоза и пектиновые вещества.

Глядя на общую формулу Сn(Н2О)m, скажите одинаково ли соотношение Н2 и О2 в углеводах и воде? Сn(Н2О)m и H2O


2 : 1. Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят в соотношении (2 : 1) как в воде, отсюда и название.


На основе этой аналогии русский химик К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода (углерод и вода), а общая формула углеводов Сn(Н2О)m

Вопрос: Итак, важнейшим представителем моносахаридов является? глюкоза. Молекулярная формула глюкозы С6Н12О6 показывает, что в молекуле должны быть кислородосодержащие функциональные группы. Прежде чем перейти к строению молекулы, мы с вами посмотрим видео опыты. При изучении, каких тем мы встречались с вами с этим веществом в курсе химии? Биологии?


химия – альдегиды, спирты; биология – фотосинтез, строение клетки.


А каким реактивом можно сразу же определить альдегидные и спиртовые группы?


Отвечают


Давайте посмотрим, так ли это? (демонстрация видеоматериала качественные реакции, видео опыты: «Определение качественного состава глюкозы при помощи реакции «серебряного зеркала», «Определение качественного состава глюкозы при помощи гидроксида меди(II))

Сделаем предположение, что в молекуле 1 альдегидная группа, то гидроксильных групп соответственно будет 5. О наличии 5-и гидроксильных групп подтверждает сложный эфир глюкозы, содержащий, 5 остатков уксусной кислоты и экспериментально доказывает, что все атомы углерода связаны между собой в прямую цепь. Запишем формулу, выражающую глюкозы:


А теперь давайте попробуем вспомнить, как можно получить глюкозу. Кто помнит, что называется фотосинтезом?

а) Реакция фотосинтеза (видео)

6СО2 + 6H2O – С6Н12 О6 + 6О2 +Q

б)Реакция полимеризации (из формальдегида)

в) Гидролиз крахмала (уравнение записывает учитель)

6Н10О5)n + nH2O – nС6Н12О6 А теперь попробуйте описать самостоятельно физические свойства глюкозы.

Учащиеся сами описывают физические свойства глюкозы:

Глюкоза – это твёрдое бесцветное кристаллическое вещество, имеет сладкий вкус. Хорошо растворяется в воде.


Частично мы сегодня с вами уже говорили о химический свойствах глюкозы, давайте их еще раз вспомним и запишем (какие качественные реакции характерны для глюкозы?)

1. Реакция “серебряного зеркала”

СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Ag2O → СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + +2Ag↓

2. Взаимодействие с гидроксидом меди (II)

СН2ОН–(СНОН)4–СОН + 2Сu(ОН)2 → СН2ОН–(СНОН)4–СООН + Сu2О + 2Н2О

3) Гидрирование глюкозы

Специфические свойства.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы, происходящие под действием органических катализаторов-ферментов (они вырабатываются микроорганизмами).

а) спиртовое брожение (под действием дрожжей)

С6Н12О6 – 2С2Н5 ОН + 2СО2

б) молочнокислое брожение (под действием молочнокислых бактерий)

в) маслянокислое брожение


А теперь предлагаю послушать ваших одноклассниц, которые подготовили сообщение о том каково биологическое значение глюкозы и где ее применяют. По мере поступления информации постарайтесь сделать краткие записи.

5. Закрепление пройденного материала (5-7 мин.)

Учитель:




А теперь я вам предлагаю решить загадку, карточки лежат с начала урока

Размышление-загадка.

Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трёхатомный спирт, сойдя с полочки, подошёл к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: «Что вы делаете, зачем берёте чужое, это же мой распознаватель!».

«Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор, - промолвил Метаналь, - это же моё вещество».

Вопросы: ●Кто из них был прав?

●О каком веществе они спорили?

●Как разрешить этот спор?

Задания:

  1. Напишите формулы всех веществ, участвующих в споре.

  2. Напишите формулу вещества, о котором шёл спор.

  3. Запишите уравнения возможных реакций.

Учащиеся пишут ответы на листочках и отдают учителю.

Учитель делает самопроверку, на раздаточном материале заранее эти реакции записаны.

6. Подведение итогов урока (5 мин)

Учитель:




Учащиеся:



Что же вы сегодня узнали нового на уроке?, а что уже знали?

Что запомнилось на уроке?

Что понравилось?


Отвечают на вопросы

7. Домашнее задание (2 мин)

Учитель:


Учащиеся:





Записывают



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!