СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глюкоза: строение, химические свойства, применение

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка использовалась при проведении открытого урока в рамках пед.марафона "Современный урок в аспекте реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Глюкоза: строение, химические свойства, применение»

  1. Раздаю кусочки фруктов со словами: «Перед началом урока я хочу угостить вас фруктами. Попробуйте их. Какие вкусовые ощущения появились у вас? Как вы думаете, содержание какого вещества в них вызвали у вас такие ощущения? (Глюкозы) А почему именно этого вещества? (Мы знаем, что спелые фрукты содержат в себе большое количество глюкозы)».



  1. Глюкоза – вещество для вас известное. Скажите, когда вы впервые узнали об этом веществе и его молекулярной формуле? (В курсе биологии, в теме «Фотосинтез») Каковы условия образования этого вещества? (на свету, в зеленых растениях).
    Запишите уравнение реакции образования глюкозы в процессе фотосинтеза. Прокомментируйте молекулярную формулу глюкозы, т.е. ее качественный и количественный состав. Впервые правильную эмпирическую (молекулярную) формулу глюкозы предложил шведский химик Я.Берцелиус в 1837 г. С6Н12О6 . (Запись на доске).
    Какое еще неорганическое вещество образуется в процессе фотосинтеза? (кислород).



  1. Вам также известно, что представляет собой глюкоза по физическим свойствам. (Бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде, имеют сладковатый вкус).
    Интересный факт: Если сладость раствора сахарозы принять за 100%, то сладость глюкозы равна 81 %.
    А температура плавления глюкозы равно 146 градусов.



  1. На дом вам было дано задание: собрать известные вам сведения об этом веществе, используя знания из курса биологии (сообщения учащихся). Обобщение сведений учащихся. Акцент, что в животных клетках глюкоза не синтезируется и не накапливается, а является продуктом распада животного крахмала – гликогена. В небольшом количестве глюкоза содержится в крови человека (0,1% и в мышцах).
    Интересные факты:



- В зимнее время иногда можно найти лягушек , вмёрзших в ледяные глыбы , но после оттаивания земноводные оживают . Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть ? (С наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы . Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда).

- Герои романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось , что оно совершенно не съедобно.

- Быть может, оно слишком долго лежало? – озадаченно спросил один из них

- Нет, оно, к сожалению, долго бежало! – ответил учёный – географ Паганель. (Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животные убиты во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.  А с глюкозой происходят следующие превращения: глюкоза→молочная кислота→ уксусная кислота – углекислый газ и вода (этот процесс в химии называют гликолизом).



  1. Кроме биологических сведений о глюкозе и ее физических свойствах, вам известны некоторые классификационные признаки этого вещества. Перечислите их (можно вразнобой).

Задание: выстроите эти классификационные признаки в определенной последовательности (один уч-ся у доски прикрепляет полоски и классификационными терминами), остальные на листочках.


Подведение итогов о том, что нам известно о строении глюкозы.


  1. Что бы вы еще хотели узнать о глюкозе? (ее химическое строение и химические свойства, а также применение). Предположите тему нашего сегодняшнего урока: Строение, химические свойства и применение глюкозы.

Каким образом мы будем с вами это узнавать?

От чего зависят химические свойства кислородсодержащих веществ? (от наличия функциональных групп). Что такое функциональная группа? Перечислите состав, название некоторых функциональных групп и их принадлежность к определенному классу веществ. (Перечисляют). Каждая функциональная группа дает определенную качественную реакцию.


Задание на соответствие (приложение). Установить соответствие между функциональной группой, классом веществ, реактивом на функциональную группу и результатом реакции (распечатать на отдельных листах – 8 штук).

А теперь попробуем составить структурную формулу глюкозы по следующему описанию. Как говорил Козьма Прутков: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Его слова и станут девизом нашего урока.

: 6 атомов углерода связаны между собой одинарными связями. Раствор глюкозы при действии на нее аммиачного раствора нитрата серебра дает реакцию «серебряного зеркала». А при действии на нее голубого осадка гидроксида меди (П) раствор приобретает красивое ярко-синее окрашивание, осадок исчезает, причем образуется 5 молекул сложных эфиров (конструирование структурной формулы глюкозы).

Вывод о том, что глюкоза является бифункциональным органическим веществом, альдегидоспиртом.

Данная структурная формула глюкозы является линейной. Наряду с линейной существуют так называемые циклические формы глюкозы. Давайте рассмотрим их (учебник, с. …..)

Физминутка.

В растворе глюкоза находится в двух формах: линейной и циклической. Эти две формы находятся в динамическом равновесии. Закройте глаза и представьте формулу перед собой. Медленно глазом обведите циклическую формулу сначала влево, потом направо. Постарайтесь при этом запомнить формулу. Открыли глаза, сравнили свой образ с тем, что видите, не ошиблись?

  1. Какие группы химических реакций мы можем выделить у глюкозы? (глюкоза как многоатомный спирт, глюкоза – как альдегид – р-я окисления и р-я восстановления). А также специфические свойства глюкозы.

Видеофрагменты (сначала – 72 потом 0031). Беседа по просмотренным видеофрагментам. Запись уравнений реакций.


Запись реакции восстановления альдегидов. Параллельно – использование этих реакций.


  1. Специфические свойства глюкозы – различные виды брожения – спиртовое, маслянокислое, молочно-кислое, лимонное.

  2. Вывод: Глюкоза – активное химическое соединение? Мы достигли цели нашего урока?

  3. Фруктоза – изомер глюкозы. Кетоспирт.

  4. Рефлексия

   Размышление-загадка.

   Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трёхатомный спирт, сойдя с полочки, подошёл к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: «Что вы делаете, зачем берёте чужое, это же мой распознаватель!».

   «Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор, - промолвил Метаналь, - это же моё вещество».

Вопросы:   ●Кто из них был прав?

                   ●О каком веществе они спорили?



Задание на соответствие.

1 столбик

Гидроксогруппа – ОН
Несколько гидроксогрупп – ОН

Карбонильная группа – СОН
Карбоксильная группа – СООН

2 столбик

Принадлежность к определенному классу
Спирты
Альдегиды
Карбоновые кислоты
Сложные эфиры

Многоатомные спирты

3 столбик

Реактивы

Лакмус
аммиачный раствор оксида серебра

Гидроксид меди (П), без нагревания
Гидроксид меди (П), с нагреванием
водород

4 столбик

Характерные реакции

Реакция серебряного зеркала
ярко-синий раствор

Образование желтого, а затем красного осадка

Покраснение лакмусовой бумаги.

                               

Закрепление изученного материала



Создание проблемной ситуации. Учитель зачитывает отрывок из книгиВ.Пикуля «Нечистая сила».



…Настала торжественная минута. Лазорвет со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия. Приподнимая ножом красивые сочные верхушки птифур, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом.



- Один такой птифурчик способен в считанные минуты убить всю нашу конфиденцию, сказал Лазорвет.



…Феликс придвинул пирожные Распутину.



Пирожные вот…угощайся.



А ну их…Сладкие?



…С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым.



Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… Он спокойно доедал восьмой птифур. И, поднося руку к горлу, массировал его.



Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде.



Да так,…першит что-то.



…Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гришка выпил и сожрал все, что отравлено. Но только рыгает и появилось сильное слюнотечение.



Учитель: Почему цианистый калий не убил Распутина?



Учащиеся высказывают разные гипотезы, возникает оживленная беседа.



Распутин имел крепкое здоровье.



Был очень могучим человеком.



Дело не в самом Распутине, а в действии вина, которым он запивал пирожное.



Может, сказалось действие глюкозы и сахарозы, которые находились в пирожном?



Яд был просрочен.



Мало яда положили.



Глюкоза нейтрализует яд, он теряет свои свойства.





Решение проблемы и выводы



Учитель: Послушайте мнение ученых и решите, какая гипотеза дает ответ на этот вопрос.



С давних пор, при опасности отравления цианидами, рекомендовали держать за щекой кусочек сахара. Учеными было доказано, что глюкоза взаимодействует с цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрин глюкозы. Возьмите это на вооружение.




Психологический настрой «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех кто выбрал:  

Салатный лист - ожидает успех на сегодняшнем занятии

Розовый лист - желают общаться

Оранжевый лист – проявят активность

Голубой – будут настойчивы

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий



Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

       2.  Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

              А.Ксилит

              Б.Сорбит

              В.Глюкозид

            Г.Динамит.

   3. Какой тип брожения углеводов существует?

            А.Маслянокислое

            Б.Молочнокислое

            В.Спиртовое

            Г.Все предыдущие ответы верны.

 4. При спиртовом брожении образуется

            А.Спирт

            Б.Спирт, углекислый газ

            В.Спирт, водород

            Г.Спирт, углекислый газ, водород.

 5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

           А.Образуется ярко-синий раствор

           Б.Выделяется газ

           В.Выпадает красно-бурый осадок

           Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Чем различаются альфа-  и бетта- формы глюкозы?

           А.Наличием цикла

           Б.Размером цикла

           В.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

           Г.Числом атомов кислорода в цикле.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

           А.Cu(OH)2

                 Б.FeCl3

         В.Br2

         Г.CuO.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!