Главные признаки того, что ребёнок неготов к школе. Как быть родителям?
Что нужно уметь будущему первокласснику? Что важнее – уметь читать и писать или завязывать шнурки и определять время по часам? А главное – что делать, если ваш ребёнок действительно не готов к обучению в школе?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы современных родителей, нужно рассказать о самых частых проблемах, которые возникают у детей 6-7 лет и ощутимо осложняют им начало школьной жизни. И, конечно, немного о том, как вовремя заметить и преодолеть эти трудности.
1. Ребёнок не может удовлетворить простые потребности без помощи взрослого
Многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что самостоятельность и навыки самообслуживания гораздо важнее для будущего первоклассника, чем его знания и мыслительные способности.
Если что-то из этого недоступно вашему ребёнку, школа станет ещё большим источником стресса для него. Поэтому имеет смысл заблаговременно (в возрасте 5 или 6 лет) выделить хотя бы год, чтобы подготовить сына или дочь к этим аспектам школьной жизни дома или при помощи воспитателей в детском саду.
2. Не знает имён и фамилии родителей, не ориентируется во временах года, в сутках и в пространстве
Вопреки мнению многих современных родителей, общий кругозор – один из важных показателей готовности ребёнка к школе, именно поэтому задания на его проверку входят в большинство вариантов тестирования будущих первоклассников.
3. Отстаёт от сверстников сразу по нескольким параметрам
В силу разных причин, у ребёнка к началу школьного обучения могут быть нарушены или развиты недостаточно некоторые физические навыки или психические функции. И речь не только и не столько о навыках чтения, письма и счёта.
Если таких трудностей и «запаздываний» несколько, то подготовку к школе нужно начать заранее, а выбирать само учебное заведение – очень внимательно. Если ребёнку уже 7 лет, а заниматься предстоит ещё много – рассмотрите варианты с дополнительными занятиями, особым классом или школой, где ребёнку будут помогать специалисты, или домашним обучением.
К физической готовности к школе относят:
Общее состояние здоровья (нормальна работа органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, психики и т. д.)
Достаточное развитие мышц и связок, мозговых структур, других органов и систем организма (например, способность сидеть за партой и удерживать прямую спину в течение урока);
Достаточное развитие навыков зрительно-пространственной и двигательной координации (способности действовать по образцу, стоять на одной ноге с закрытыми глазами, прыгать на одной и двух ногах, начинать и останавливать действие по сигналу, контролировать нажим карандаша и его движение по листу).
Помогают «догнать» сверстников в физическом развитии: контроль за питанием, режимом и состоянием здоровья, упражнения на координацию, бег и другие спортивные занятия, нейропсихологические упражнения.
Психологическая готовность предполагает развитые по возрасту:
Восприятие – способность повторить различные слова и ритмы на слух, узнать предмет по его контуру, ориентироваться в пространстве листа и комнаты, различать цвета, размеры, плоские и объёмные формы, звуки разной громкости;
Память и внимание – способность запомнить и назвать, показать, воспроизвести 5-10 знакомых объектов, слов или звуков, сюжет небольшого рассказа или картины, найти 5-7 отличий между предметами или картинками, воспроизвести последовательность из геометрических фигур, движений и т. д.;
Мышление и речь – умение сравнивать, объяснять, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, находить и описывать причинно-следственные связи, работать с образами, числами, простейшими понятиями, логическими построениями, выполнять действие по наглядному образцу;
Способности к пониманию эмоций и их регуляции, контролю движений, действий – сюда, помимо содержания модного понятия «эмоциональный интеллект», относятся умение ставить цель, осознавать её и делать шаги к её достижению, готовность выполнять инструкции педагога, способность делать не только то, что «хочется» или «нравится», но и то, что «надо».
Заметить и преодолеть проблемы в этой области поможет своевременная диагностика и коррекция у педагога-психолога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда и других специалистов.
4. Сильно устаёт после занятий «за столом», в сад ходить не любит, желания идти в школу – нет
Бывает и такое, что ребёнок 6-7 лет резко отказывается заниматься дома – кричит, топает ногами, ложится на пол. Или говорит, что не любит детский сад, потому что «там надо заниматься – а я не хочу, не интересно». Или так устаёт от мыслительной активности в саду и на кружках, что становится вялым и постоянно хочет спать.
Возможно, просто график вашего дошкольника перегружен и стоит пересмотреть его. Но также есть вероятность, что его мозговые структуры, которые отвечают за энергетическую поддержку умственного труда, ещё не дозрели. В последнем случае родителям стоит подождать и отправить ребёнка в школу через год. Или же выбрать школу не с «сильной», а с обычной программой и быть готовыми к тому, что после уроков ребёнок будет спать днём, а с домашними заданиями ему нужно будет помогать не только советом, но и психологически.
Помогают подготовиться к школе мотивационно:
посещение детского сада, секций, кружков,
много общения со сверстниками и взрослыми,
дружелюбная атмосфера дома, в саду, на дополнительных занятиях и во дворе.
Точно не стоит ругать или стыдить ребёнка, который не хочет в школу, не стоит тратить время на нравоучения – ему сейчас очень нужна ваша уверенность, помощь и поддержка, поэтому дайте ему их.
Готовность ребёнка к школе начинает формироваться задолго до его поступления в первый класс. И это не столько умение читать и считать, сколько общий уровень психологической зрелости, сформированность познавательных процессов, речевое развитие, учебная мотивация, способность к саморегуляции. При этом важно помнить, что, развивая, обучая ребёнка, мы не должны наносить вреда его физическому и психическому здоровью. Развитие должно быть гармоничным и последовательным, с учётом возможностей его мозга и возрастного периода развития. Иначе можно не только вызвать умственную перегрузку, но и нанести серьёзный вред здоровью.