СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласный звук [а], буква А,а.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам

Просмотр содержимого документа
«Гласный звук [а], буква А,а.»

Дата:15.09.2021.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1 «А»

Учитель: Бакулина Людмила Николаевна

Студент: Кошевая Елизавета

Группа: ПНК-43

Технологическая карта

Тема урока

Гласный звук [а], буква А,а.

Тип урока

Урок формирования практических умений.

Цель урока

создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а

Задачи

образовательные:познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а  и их употреблением в речи, учить  выделять из слов на слух гласный звук [а] , узнавать графический  образ этих букв; совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;

проводить звуковой анализ и строить модели слов

развивающие:развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей, наблюдательность, зрительную и слуховую память;

воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, культуре поведения, желанию помочь            тем,  кто попал в беду, взаимопониманию, умению работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.


Планируемые образовательные результаты (предметные)

знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. 

Личностные результаты

выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель.

Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы

Межпредметные связи

Окружающий мир, кубановедение, математика

Ресурсы:

схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Презентация «Слова на букву А»

Организация пространства

фронтальная работа; индивидуальная.

















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.


Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


Давайте проверим ваши рабочие места, все ли лежит на парте? Книга, ручка, карандаш.

Здравствуйте! Садятся на свои рабочие места.











Да, давайте! Все готово.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? Только не выкрикивайте с места, поднимайте руку, кто хочет ответить.


Правильно, молодцы.


-  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв. 
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

- Какой бывает речь? (устной и письменной)

- Что мы произносим, когда говорим? (звуки)

- Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами)

- А какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

- Какой учебник лежит перед вами? (Азбука)

- Кто может жить в стране Букв?

-Мы познакомимся с первой буквой этой страны.

-Какая это буква?

-Все верно!

Ответы детей.

















3. Выявление места и причины затруднения

Ребята, давайте отгадаем загадку

Есть цветок такой в саду

И похож он на звезду.

Может быть любого цвета.

Для осеннего букета

Соберем цветок прекрасный,

Называется он…

На нашем уроке мы будем изучать букву «А» вместе с астрой.

Слово астра начинается со звука [а] и заканчивается звуком [a]

Все звуки мы записываем в квадратных скобках.

Звук [а] на письме обозначается большой буквой А и маленькой буквой а.

Астра хочет много узнать про букву А, поэтому мы ребята сейчас расскажем ей все про эту букву.

Как я уже сказала буква А на письме обозначает один звук а, звук а это один гласный звук, который легко произносится и его можно долго и громко петь.

Давайте попробуем потянуть звук (а), его легко тянуть и петь, такие звуки , которые легко тянуться называются гласными, значит [а] гласный звук.

Отвечают на вопросы учителя






Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(подскоки на месте) 
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз
(прыжки) 


4. Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, назовите слова, в которых звук[a] есть в начале, в середине, в конце слова.

[a] в начале слова: август, автор, агроном , аист, армия, абрикос, айва, арбуз, акция.

[a] в середине слова: камин, набег, маяк, забор, лапша, банка, камыш.

[a] в конце слова: кукуруза, дружба, крупа, вилка, азбука, машина.

Теперь мы знаем , что буква а есть в начале , в середине и в конце слова.

Арбуз и астра разобрать схему


Ребята, найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва.

Аст-ра, аз-бу-ка, ай-ва.

-Все верно!!

Теперь давайте поиграем.

1.Игра  называется «Подскажи словечко».

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор(Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

 -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?  (А-а-а!)

 - Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…).

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!



- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.)  

-Молодцы!

-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?

-Молодцы!

-В предложении первая буква а- обозначается заглавной буквой-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.


5. Реализация построенного проекта.

 Ребята, сравните слова волк, лиса. Сколько в них слогов?

-В словах волк, лиса-4 звука, 4 буквы. В слове волк-1 слог.

-В слове лиса-2 слога.

Ребята , посмотрите на следующую картинку. Герои какой сказки изображены на картинке?

Попробуйте составить предложение по схеме.

(Алёнушка плачет)


Теперь давайте посмотрим на следующую картинку.

Что на ней изображено?

А какие цветы изображены ?

(Мак, ирис , роза, ландыш)

Попробуйте соотнести рисунки и схемы. Найдите ошибку.

Цветку мак подходит схема?

А Ирису подходит схема?

А Розе подходит схема?

А ландышу подходит?

К слову роза подходит схема, изображенная под ландышем. К слову ландыш- схема, изображенная под розой.

-Молодцы!!



-А теперь придумайте слова со звукам [а].

-Молодцы!

- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?(картинка)

- Буквы бывают из всего! Смотрите!

- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)

- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.

       - Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).

- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче.





«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



Цветы, схемы

Физкультминутка «Баба Яга».

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
  Стоит задом наперёд, (поворот)
  В той избушке есть старушка, (наклоны)
  Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
  Нос крючком, (показать нос)
  Глаза большие, (показать глаза)
  Словно угольки горят.
  Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
  Дыбом волосы стоят! (руки вверх)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Отлично! Мы немножко отдохнули, теперь вернёмся к нашему уроку.


− Поработаем над дикцией.

− Пропойте гласный звук [а]

− Определите место звука [а] в словах «кошка», «шар», «арбуз»


Работа с дикцией.






7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

− Найдите буквы А, а среди других букв и подчеркните их красным карандашом

(У детей карточки с буквами)

Р М ш П О У а Ж э

А ы ц к е О Г а о

С т ь А л Н Г П р



8. Включение в систему знаний и повторений

- А теперь выясним, научились ли вы выделять звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [а].

(азбука, фонтан, школа, тетрадь, виноград, вода,телефон, стакан,очки, диван, шкаф, книга, солнце, батарея. )


Хлопают в ладоши






9. Итог урока.

Расскажите что вы узнали о букве и звуке а?

Буква а гласная.

Буква бывает в начале , в середине и в конце слова.

Буква а бывает ударная и безударная.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, давайте сыграем в одну игру. Она называется «Три М».

Назовите три момента из нашего урока, которые вам больше всего понравились

Отлично, ребята! На сегодня наш урок закончен, вы большие молодцы. Уберите всё со своих столов и можете отдыхать. До свидания.

- Ответы детей.



- До свидания.


Методист: _______________Мартынюк Л.Е.

Учитель: ________________ Бакулина Л.Н.

Оценка:__________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!