СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные звуки и буквы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Гласные звуки и буквы"

Просмотр содержимого документа
«Гласные звуки и буквы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛОВАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





План - конспект урока

по русскому языку

(1 класс)


Тема. Гласные звуки и буквы.




Составитель:

Бурмистрова Валерия Сергеевна

учитель первой

квалификационной категории

МБОУ «Головановская ОШ»

Белогорского района

Республики Крым




с. Головановка


Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель. Закрепить умение определять гласные звуки и буквы, различия между звуками и буквами. Вспомнить основные признаки гласных звуков. Закрепить понятия о значении гласных звуков и букв в словах. Учить выделять гласный звук в слове.


Планируемые результаты:

Предметные: различают гласные и согласные звуки, понимают и называют различия между звуками и буквами; называют гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки; находят в словах гласные буквы, анализируют их значение в словах.

Метапредметные:

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.


Оборудование:  учебник «Русский язык 1 класс» В.П.Канакина, тетрадь, презентация, ПК, папки с памятками, лента букв, карточки.


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.


Быстренько проверь, дружок: 
Ты готов начать урок? 
Всё ль на месте, 
Всё ль в порядке, 
Ручка, книжка и тетрадки? 


- Подготовка тетради к работе.


II. Актуализация знаний.

Определить слова, составить цепочку.

- Для общения мы используем … (речь)

- Речь бывает … и … (устная и письменная)

- Речь состоит из … (предложений).

- Предложения состоят из … (слов)

- Для воспроизведения слов в письменной речи мы используем … (буквы)

- Для воспроизведения слов в устной речи мы используем … (звуки).

На доске или (Слайд 2). Закрытые слова, которые открываются по мере их определения.


Речь

Устная

Письменная

Предложения

Слова

Буквы

Звуки


- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.)

- На какие группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)



III. Самоопределение к деятельности.

На доске рисунки и карточки с написанными звуками ( [а], [о], [у], [и], [ы], [э].



- Ребята нам помогут определить тему урока. Они произносят звуки. Вам надо определить, какой звук произносит каждый из ребят. (Ученики выходят и под каждым рисунком вывешивают соответствующий звук).

- Что общего у этих звуков? (Они гласные).

- С какими звуками мы будем сегодня работать? (С гласными. )

- Откройте учебник на стр. 58-59.Прочитайте тему урока, написанную сиреневым цветом. Мы правильно определили тему урока?

- А как вы думаете, какая цель урока? (Голубым цветом написан вопрос, на который мы должны найти ответ «Какие звуки называются гласными?»)

- Мы сегодня вспомним всё что уже знаем о гласных звуках. А чтобы обозначить эти звуки на письме, что нужно знать и уметь? (Нужно знать буквы и уметь их писать.)


Пальчиковая гимнастика. (Слайд 4 )


Каллиграфическая минутка. (Слайд 5)

- Давай те вспомним, как правильно пишутся буквы, обозначающие эти звуки.

Записать буквы Аа, Ии, Оо, Уу, ы, Ээ.

- А где живут буквы? (В Буквограде, на ленте букв).

- Ребята, нам этих букв достаточно, чтобы обозначать гласные буквы?

(Нет. Есть ещё буквы е, ё, ю, я. Ими тоже можно обозначать гласные звуки.)

- А какие гласные звуки могут обозначать эти буквы? (я – [а], ю – [у] е – [э], ё – [о] .)

(Дописываем на доске буквы Ее, Ёё, Юю, Яя.)

- Мы сегодня также поговорим и о буквах, которыми обозначаются гласные звуки.


IV. Работа по теме урока.


1. Работа с учебником.

- Давайте сосчитаем, сколько гласных звуков в нашем языке.

(Считаем по карточкам с изображением звуков: 6 звуков.)

- А сколько букв нужно для обозначения гласных звуков? (10 букв.)

Чтение сведений о языке (стр. 39) (Слайд 6)



2. Повторение и закрепление признаков гласных звуков.


  1. - Итак, мы отправляемся в город Буквоград, в гости к гласным звукам и буквам. В какой части Буквограда живут гласные буквы? Посмотрите на ленту букв или в свои таблички – подсказки. (Слайд 7)


(Гласные буквы живут в красной части ленты букв).

- А в сине-зелёной части города какие буквы и звуки живут? В белой части?

- Чем же отличаются гласные буквы от согласных? (Они любят петь.)

- Давайте понаблюдаем, что мы слышим, когда произносим гласный? (Голос)

- Понаблюдайте, что происходит со звуком, когда мы произносим гласные. Давайте споём песенки гласных букв и понаблюдаем за тем, что происходит у нас во рту.

(Воздух и звук легко проходит через рот. Мы слышим только голос.) (Слайд 8)



2) – Запишем в тетради слова Урок, лес, карандаш. (Один ученик записывает слова на доске.) Подчеркните гласные в этих словах. (В каждом слове гласные подчёркивают ученики у доски и отвечают на вопросы)

- Сколько гласных в слове урок? (2 гласных). Что нам подсказали гласные о слове урок? (В слове урок 2 слога.)

- Почему вы так решили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- Как ещё можно посчитать слоги в словах? (Сделать мостик под подбородком. Хлопая в ладоши на каждый слог.)

- А в слове сок? В слове каникулы? (Слайд 9)

- А в словах в, с , к можем сосчитать слоги? (Нет, нет гласных.)

- Вывод: гласные звуки образуют слоги.

- Давайте прочитаем правило и посмотрим всё ли мы вспомнили про гласные звуки.

(Чтение сведений о языке на стр. 58.)

-Давайте самостоятельно повторим все признаки гласных звуков. (Проверка по слайду)

(Слайд 10)



Физкультминутка. (Слайд 11)



3. Повторение назначения гласных звуков.

- Ребята, а почему буквы а, о, у, ы, э живут на одной стороне улицы Буквограда, а буквы я, е , ё, ю, и – на другой стороне? (Буквы а, о, у, ы, э обозначают твёрдость предыдущего согласного, а буквы я, е , ё, ю, и – мягкость согласных.)

- Проверим, верно ли вы ответили.(Слайд 12)

4. Работа с учебником. Выполнение упражнения №5, стр. 59.

- Прочитайте слова. Найдите слова с одинаковыми гласными звуками. Почему они обозначены разными буквами? (Пенал - экран, звук – ключ, кино – стол.)

- Списать слова, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки. (Самостоятельно) (Слайд 13)

Проверка. На доске написаны слова, дети выходят и подчёркивают гласные.


5. Наблюдение за ударными и безударными гласными. Работа со словарём.

На доске и у детей на карточках написаны слова с пропущенными буквами: Д…в…чк…, т..тр...дь.

- А вот из этих слов сбежали гласные буквы. Они обиделись, что их песенка неодинаково громко звучит в словах. Почему? (Ударные всегда звучат громче в словах)

- Их нужно вернуть на место.

- Ребята, в написании каких гласных вы уверенны? Почему? (Ударные всегда пишем, как слышим. При написании безударных можно допустить ошибку.)

- А где мы можем проверить, как правильно пишется слово? (В орфографическом словаре.)

Ученики работают по вариантам, вписывают гласные буквы, используя орфографический словарь в учебнике на стр. 137.

Затем меняются карточками и проводят взаимопроверку.

Два ученика вписывают пропущенные буквы в словах на доске. Запись слов в тетради.


V. Рефлексия.

1. Записать гласные буквы из правила в алфавитном порядке.

Проверка по образцу (Слайд 14).



2. (Дополнительно) Спишите предложение, подчеркните в нём гласные, которые обозначают мягкость согласных.

На доске: Грамоте учиться, всегда пригодится.

(Проверяем и оцениваем себя по образцу на обратной стороне доски)

3. - Как бы вы закончили предложения: (Слайд15)

  • На уроке мне понравилось…

  • Мне было трудно…

  • Мне ещё надо потрудиться, чтобы всё понять.

  • За хорошую работу я бы похвалил…

4. Нарисуйте на поле тетради шкалу оценивания. Вспомните, как вы поработали сегодня на уроке, посмотрите на аккуратность выполнения работы. Поставьте на шкале отметку, на каком уровне вы сегодня работали.

VI. Итог урока.

- Какой была тема урока?

- Какие признаки гласных букв и звуков мы вспомнили?





Приложение 1.






Приложение 2.


[ы]

[и]

[э]

[у]

[а]

[о]

[м]

[б]



Приложение 3.

Д…в…чк...

Т..т..р...дь

Д…в…чк...

Т..т..р...дь

Д…в…чк...

Т..т..р...дь

Д…в…чк...

Т..т..р...дь

Д…в…чк...

Т..т..р...дь























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!