гласные и согласные звуки
Актуализация опорных знаний .
Вопрос :
– Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений .)
■ Развитие связной речи учащихся.
& Работа по учебнику: с. 16–17.
Вопросы :
– Что вы видите на картинке?
– Что делают взрослые?
– Каких животных видите? Что они делают?
– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?
Формирование новых знаний, умений и навыков .
На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.
1. Звуко-буквенный анализ слова аист .
• Беседа с учащимися по вопросам :
– Давайте произнесем слово аист хором.
– Запишем схему этого слова:
Сколько слогов в этом слове? (Два.)
– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?
Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука
Произнесите второй слог. (-ист.)
– Сколько в нем звуков? (Три.)
– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)
– Какой первый звук? (иии.)
– Какой второй? (ссс.)
– Какой третий? (т.)
– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)
– Сколько в первом слоге? (Один.)
– Сколько во втором? (Три.)
Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
– Какой слог ударный? ( Первый .)
2. Представление о гласных и согласных звуках.
Учитель . Произнесите слово аист .
– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
Варианты ответов детей.
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .
Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)
– Произнесите первый звук. ([и].)
– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)
– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)
– Произнесите второй слог. (-ва.)
– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)
– Какой гласный? (Звук [a].)
В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .
Работа по учебнику: с. 14
1) Анализ слова куры .
Вопрос ы и задания :
– Кто это? (Куры.)
– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)
– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.
– Произнесите первый слог. (Ку-.)
– Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным . )
– Произнесите второй слог. (-ры.)
– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным . )
Итог урока. Рефлексия .
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.