Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Инфинитив и его грамматические свойства
- Прочитайте стихотворение А.Кушнера .
Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись,
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались,
Нас, конечно, разнимали,
Мы, конечно, упирались.
2. Найдите слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь.
Кто сказал , что мы подрались ?
Мы не дрались , а боролись ,
Правда, мы чуть-чуть кусались ,
И щипались , и кололись .
Правда, мы друг друга мяли ,
И бодались , и лягались ,
Нас, конечно, разнимали ,
Мы, конечно, упирались .
3. К какой части речи они
относятся?
.
Глагол
4. Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол.
Что? Чей? Где?
Как? Сколько?
С кем? Что сделать? Кто?
Что делать? Какой?
4. Проверим.
Что? Чей? Где?
Как? Сколько?
С кем? Что сделать? Кто?
Что делать?
Какой?
Что
Делать?
Что сделать?
Глагол
5. Рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь?
Что
Настоящее, будущее, прошедшее время
Делать?
Что сделать?
Глагол
6. Спишите предложения. Укажите время глаголов.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
6. Проверим.
Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
Прош. вр .
Наст. вр
Наст. вр
Прош. вр
Буд. вр
Это ОНА
Это ОНИ
7. Разгадай загадку.
Какие признаки имеют
глаголы?
Это …
ОН
А это
МЫ
Это Я
Это ТЫ
А это…
ВЫ
Что
Настоящее, будущее, прошедшее время
делать?
1 лицо,
Что сделать?
2 лицо,
3 лицо.
Ед. ч.,
Мн. Ч.
Глагол
8. Спишите глаголы, распределяя их по столбикам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число.
Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете, смотрю, любит, шьешь.
8. Проверим
1 лицо
2 лицо
Читаю, любуюсь, смеёмся, бежим, смотрю
3 лицо
Радуешься, рисуете, шьёшь
Пишет, расцветет, спят, учится , любит
9. Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени?
Что
Настоящее, будущее, прошедшее время
Делать?
1 лицо,
Что сделать?
Гл. в прошедшем времени имеют
2 лицо,
м. род,
3 лицо
ж. род,
ср. род
Глагол
10. Подберите к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род.
11. Спишите, подчеркните глаголы как члены предложения.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев
11. Проверим.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев
Глагол
Что
Настоящее, будущее, прошедшее время
Делать?
1 лицо,
Что сделать?
Гл. в прошедшем времени имеют
2 лицо,
3 лицо
м. род,
ж. род,
ср. род
Глагол
У меня отличное настроение!
У меня все получилось!
Мне понравился урок !
Я вспомнил(а) о глаголе, все, что узнала в начальной школе.
Мне сегодня не все удалось, но я
буду стараться!
Урок не понравился.
76.
Домашнее задание:
стр. 113-114, 119 повторить правила .
Спасибо за урок!