СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол, как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка с презентацией  по теме: "Глагол, как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Глагол, как часть речи»

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


Тема: Определение глагола как части речи

Задачи: Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Формирование УУД,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.





Глагол как часть речи

Начинаем урок. Вас ждут удивительные открытия. Пожелаем друг другу успехов. И в путь!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  • Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их.

  • Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь.

С книгой поведешься, ума наберешься.

Ученье – путь к уменью.

Не пером пишут - умом.

Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Беседа.

– Как называются слова, о которых можно спросить:

что это? кто это? (Имена существительные.)

-приведите примеры имен существительных, что мы о них знаем?

_Как называются слова, отвечающие на вопросы:

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)

-приведите примеры имен прилагательных. Как они изменяются?

– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)

– Приведите примеры.

Сейчас мы с вами поиграем: один ученик называет слово, ученик с другого ряда отвечает, какая это часть речи, и т.д.

Молодцы!

Словарный диктант.

Назови одним словом:

  1. Металлическая посуда для варки пищи (кастрюля)

  2. Командная игра на льду на коньках с шайбой или мячом (хоккей)

  3. Растение с клубнями, богатыми крахмалом. ( картофель)

  4. Шестой день недели. ( суббота)

  5. Желание принимать пищу. (аппетит)

  6. Пожелание при прощании (до свидания)

  7. Одна из сторон света, направление, противоположное западу (восток)

  8. Человек, который едет в общественном транспорте ( пассажир)

  9. Главный город государства (столица)

  10. Дорога с твердым покрытием (шоссе)

  11. Сооружение в виде ряда ступенек для подъема или спуска (лестница)

  12. Здание большой станции для ожидания пассажиров (вокзал)

(Проверка: обмен тетрадями с соседом по парте, слайд 2)

Тема урока


На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть.– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

(слайд с темой и задачами)

Знаем

Узнали



Я вам предлагаю по ходу урока заполнять таблицу: «Знаем-узнали» (раздать распечатанные)


Откройте учебник на с. 103. Прочитайте название параграфа.

Правильно мы сформулировали тему урока?


– Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)



– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий.

– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей и живой с помощью … глаголов.

 Прочитайте текст.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

- Из каких частей речи состоит этот текст?

Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?

Прочитайте ещё один текст.

Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

- Как изменился текст и что его изменило?

Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?

«Глагол  - самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…часть языка»,- так характеризует глагол Алексей Кузьмич Югов ( русский писатель, литературовед, журналист)

.  Глаголь - старинное название буквы “Г”. В старорусском языке есть слово глаголовать, значит говорить, высказывать.

В русском языке есть пословица про младенца со словом «Глаголит». Может быть вы ее знаете?

Устами младенца глаголет истина”.

Как вы ее понимаете?

(Сознание ребенка не отягощено житейскими условностями, поэтому он может позволить себе сказать правду там, где взрослый промолчит или солжет)



Найдите в учебнике упр.345

Запишите по 3 глагола к каждому существительному. Как вы это будете делать? (задать вопрос)


Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.


-Кто так о себе мог сказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

– Сколько глаголов? (7.)

Проверьте написание (слайд)


Физминутка

А сейчас немного отдохнем. Я вам буду называть глаголы , а вы совершите эти действия.

(бегать, ходить, приседать, прыгать, наклоняться, моргать, ждать.)



  • Работа в парах (правила работы в парах)

Умей выслушать товарища.

  • Свое мнение должен высказать каждый.

  • Работайте тихо, чтобы не мешать другим.

  • Соблюдайте порядок на рабочем месте.

Определите какой частью речи являются выделенные слова?

Ты свети, свети светило, Я хочу, чтоб ты светило.

Белое покрывало всю землю покрывало.

Медведь в лесу, не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

- Как вы справились с этим заданием?- Что вы заметили? (Одинаковые слова по написанию, но разные части речи)-

Спишите одно из этих предложений. Над выделенными словами надпишите части речи

Так как же определить какой частью речи является слово?

Алгоритм

1)Задать вопрос.

2)Узнать, что обозначает.

3)Определить часть речи.



 Творческая работа.

Работа в парах

- У вас на ДОСКЕ даны глаголы. Составь с ними небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова.

Лаять, мяукать, бегать, дружить.

- Прочитайте, какие рассказы у вас получились.

- Послушайте, какой текст получился у меня.

Во дворе нашего дома жили котёнок, который всё время мяукал и щенок, который постоянно лаял. Целый день они то и дело, что ссорились и бегали друг за другом. Наконец, котёнок со щенком решили подружиться и играть вместе. Так они стали настоящими друзьями!

- Скажите, пожалуйста, а кошка с собакой могут дружить? А как вы понимаете выражение: живут как кошка с собакой? Когда так говорят?

(быть в постоянной ссоре, враждовать)

-Как в русском языке называют устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)

-Какие фразеологизмы вы можете назвать?

Итак, давайте вернемся к табличкам. Заполните их.

-Какие открытия вы для себя сделали?

- Что узнали о глаголе нового?

Знаем

Узнали

  • Глагол-самостоятельная часть речи.

  • Обозначает действие предмета.

  • Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  • Глагол - самая живая часть речи.

Без него невозможно развитие событий, получается застывшая картина жизни (роль в речи)

2е место по частоте использования в речи ( после им.сущ.)

Может обозначать не только действие, но и состояние предмета.


Рефлексия. (продолжите предложение…)

  •  На уроке я узнал(а)…

  • -Мне понравилось….

  • -Было не просто….

  • -У меня получилось….

  • -Мне бы хотелось…

Домашнее задание: Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Какой он? (нарисуйте словесный портрет глагола)















На прощание я попрошу вас составить синквейн на тему «Глагол»

  • Первая строка. 1 слово – заголовок. (Сущ. или мест.)

  • Вторая строка. 2 слова- прилагательные. (Описание этого предмета)

  • Третья строка. 3 слова- глаголы.

  • Четвертая строка. Фраза или предложение , показывающее отношение к теме или предмету. (Афоризм, пословица или поговорка, строка из песни или стихотворения)

  • Пятая строка. 1 слово – вывод, итог. (Сущ.)



Глагол

Важный, нужный

Сообщает, решает, строит

Самая живая самостоятельная часть речи

Действие








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!