СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глаголы-исключения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по городу Глагольску, знакомство с глаголами-исключениями.

Просмотр содержимого документа
«Глаголы-исключения»

Глаголы – исключения.

Цели урока: уточнить знания об особенностях глаголов 1 и 2 спряжений; познакомить учащихся с глаголами-исключениями; развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания; развивать умения анализировать и делать выводы; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: презентация, ПК, карточки с читалочкой-запоминалочкой по количеству учащихся, разрезанные пословицы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Готовы вы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Вы – хороший дружный класс.
Все получится у нас!

2. Минутка чистописания.

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

- На доске записаны глаголы. В какой форме они стоят?

Ехать, читать, дружить, рубить.

- Поставьте эти глаголы в 3 лицо множественного числа. Какие окончания стали у этих глаголов? (-ут, -ют, -ат, -ят)

- На минутке чистописания пропишем данные соединения.

ут ют // ат ят //

- Теперь я прошу вас прочитать пословицу.

(Не)ошиба_тся тот, кто ничего (не) дела_т.

- Как вы ее понимаете?

- Объясните орфограммы.

- Запишите, пожалуйста, пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. Пишите красиво, аккуратно, внимательно.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение. О какой части речи в нем говорится?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. (О глаголе).

- Докажите, что речь идет о глаголе. (Глаголы обозначают действия предметов или их состояния).

- Верно. И, продолжая разговор о глаголе, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в город Глагольск. Улицы города имеют разные названия. Как вы думаете, какие названия могут быть у улиц такого города? (Улица Настоящего времени, улица Прошедшего времени, улица Будущего времени, улица Неопределенной формы, улица Спряжений и т.д.)

- Молодцы! На улицах города много домов. Нужный нам дом стоит на улице Спряжений (слайд с планом улицы).

- А что вы знаете об этой улице? Что такое спряжение? (Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

- Сколько спряжений в русском языке? (Два: 1 и 2).

- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (1. Поставить глагол в начальную форму. Все глаголы на –ить относятся ко 2 спряжению, на –еть – к 1 спряжению. 2. Поставить глагол в 3 лицо множественного числа. Если в 3 лице множественного числа имеет окончания –ут, -ют, то это глагол 1 спряжения, а если –ат, -ят, то 2 спряжения).

Слайд с таблицей окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1 спряжение

2 спряжение

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ишь

-ит

-им

-ите

-ут (-ют)

-ат (-ят)



-Молодцы! А сейчас попробуем определить спряжение глаголов. Поставьте глаголы в неопределенную форму и укажите спряжение глаголов.

Думаешь - …
Замечаешь - …
Ощущаешь - …
Чувствуешь - …
Видишь - …
Слышишь - …

- Проверим. Какие трудности возникли при работе? (У глаголов видишь и слышишь нельзя определить спряжение.)

- В чем же дело? Оказывается в русском языке есть 4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть, которые относятся ко 2 спряжению. Кто догадается, как можно назвать такие глаголы? (Исключения)

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Глаголы-исключения)

- Эти глаголы нужно запомнить. И к ним-то в гости мы сегодня и отправимся (слайд «Домик глаголов-исключений»)

- Какую цель поставим сегодня перед собой? (Познакомиться с глаголами-исключениями, учиться находить их в тексте, правильно писать безударные личные окончания).

- Желаю быть внимательными, активными и помогать друг другу!

4. Работа по теме урока.

1) Работа с учебником.

- Прочитаем о глаголах-исключениях по учебникам. Откройте учебники на с. и прочитайте правило.

- Так какие глаголы-исключения относятся ко 2 спряжению?

2) Читалочка-запоминалочка.

- Чтобы легче было запомнить глаголы-исключения, я предлагаю вам выучить их в виде читалочки-запоминалочки. (Каждому выдается листок со стихотворением)

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их не –е- спрягать нельзя!

3) Определение спряжений глаголов.

- Для закрепления этого правила выполним упражнение №__. Спишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.

- Давайте проверим.

Физминутка.

- В каждом путешествии бывает привал, отдых. Положите ручки, выпрямите спины. Сделаем упражнение для глаз: посмотрите вверх-вниз, влево-вправо (3 раза)

- Теперь встаньте. Я буду называть глаголы. Если это будет глагол 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – девочки.

Идешь (1), шумишь (2), поешь (1), шуршите (2), звенят (2), плывут (1), лежит (2), цветет (1), говоришь (2), кричишь (2), делаешь (1).

- Садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. В любом путешествии важно иметь рядом друга.

4) Распознавание глаголов-исключений в тексте. Работа в парах.

- Сейчас будем тренироваться находить глаголы-исключения в тексте. На каждую парту я дам разрезанную пословицу. Вам надо их собрать, записать, вставляя пропущенные орфограммы, обозначить спряжения глаголов, подчеркнуть глаголы-исключения.

1. Дареному коню в зубы не смотр..т.

2. За двумя зайцами погон..шься – ни одного не пойма..шь.

3. Солнце, как родная матушка, никогда не обид..т.

4. Не та рука плоха, что держ..т свое, а та, что тян..т чужое.

5. Охотник слыш..т, как лес дыш..т.

- Проверим. (слайд)

5) Работа у доски.

- Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить к доске. Задание: определить спряжение, выбрать окончание.


спряжение

2 лицо единственное число (ты)

Слышать

Писать

Держать

Плясать

Гнать

Дышать

Плакать

Пахать

Зеленеть

Видеть

смотреть





5. Рефлексия, итог урока.

- Ну вот, ребята, пришло время прощаться с жителями домика глаголов-исключений. Скажите, что нового о глаголах вы сегодня узнали?

- Перечислите глаголы-исключения.

- Почему они получили такое название?

- Что сегодня было трудным? Легким?

6. Домашнее задание.

Выучить глаголы-исключения, упражнение №__.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!