Глаголы – исключения.
Цели урока: уточнить знания об особенностях глаголов 1 и 2 спряжений; познакомить учащихся с глаголами-исключениями; развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания; развивать умения анализировать и делать выводы; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
Оборудование: презентация, ПК, карточки с читалочкой-запоминалочкой по количеству учащихся, разрезанные пословицы.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Готовы вы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Вы – хороший дружный класс.
Все получится у нас!
2. Минутка чистописания.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- На доске записаны глаголы. В какой форме они стоят?
Ехать, читать, дружить, рубить.
- Поставьте эти глаголы в 3 лицо множественного числа. Какие окончания стали у этих глаголов? (-ут, -ют, -ат, -ят)
- На минутке чистописания пропишем данные соединения.
ут ют // ат ят //
- Теперь я прошу вас прочитать пословицу.
(Не)ошиба_тся тот, кто ничего (не) дела_т.
- Как вы ее понимаете?
- Объясните орфограммы.
- Запишите, пожалуйста, пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. Пишите красиво, аккуратно, внимательно.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение. О какой части речи в нем говорится?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. (О глаголе).
- Докажите, что речь идет о глаголе. (Глаголы обозначают действия предметов или их состояния).
- Верно. И, продолжая разговор о глаголе, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в город Глагольск. Улицы города имеют разные названия. Как вы думаете, какие названия могут быть у улиц такого города? (Улица Настоящего времени, улица Прошедшего времени, улица Будущего времени, улица Неопределенной формы, улица Спряжений и т.д.)
- Молодцы! На улицах города много домов. Нужный нам дом стоит на улице Спряжений (слайд с планом улицы).
- А что вы знаете об этой улице? Что такое спряжение? (Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
- Сколько спряжений в русском языке? (Два: 1 и 2).
- Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (1. Поставить глагол в начальную форму. Все глаголы на –ить относятся ко 2 спряжению, на –еть – к 1 спряжению. 2. Поставить глагол в 3 лицо множественного числа. Если в 3 лице множественного числа имеет окончания –ут, -ют, то это глагол 1 спряжения, а если –ат, -ят, то 2 спряжения).
Слайд с таблицей окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
1 спряжение | 2 спряжение |
-ешь -ет -ем -ете | -ишь -ит -им -ите |
-ут (-ют) | -ат (-ят) |
-Молодцы! А сейчас попробуем определить спряжение глаголов. Поставьте глаголы в неопределенную форму и укажите спряжение глаголов.
Думаешь - …
Замечаешь - …
Ощущаешь - …
Чувствуешь - …
Видишь - …
Слышишь - …
- Проверим. Какие трудности возникли при работе? (У глаголов видишь и слышишь нельзя определить спряжение.)
- В чем же дело? Оказывается в русском языке есть 4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть, которые относятся ко 2 спряжению. Кто догадается, как можно назвать такие глаголы? (Исключения)
- Назовите тему сегодняшнего урока. (Глаголы-исключения)
- Эти глаголы нужно запомнить. И к ним-то в гости мы сегодня и отправимся (слайд «Домик глаголов-исключений»)
- Какую цель поставим сегодня перед собой? (Познакомиться с глаголами-исключениями, учиться находить их в тексте, правильно писать безударные личные окончания).
- Желаю быть внимательными, активными и помогать друг другу!
4. Работа по теме урока.
1) Работа с учебником.
- Прочитаем о глаголах-исключениях по учебникам. Откройте учебники на с. и прочитайте правило.
- Так какие глаголы-исключения относятся ко 2 спряжению?
2) Читалочка-запоминалочка.
- Чтобы легче было запомнить глаголы-исключения, я предлагаю вам выучить их в виде читалочки-запоминалочки. (Каждому выдается листок со стихотворением)
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их не –е- спрягать нельзя!
3) Определение спряжений глаголов.
- Для закрепления этого правила выполним упражнение №__. Спишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.
- Давайте проверим.
Физминутка.
- В каждом путешествии бывает привал, отдых. Положите ручки, выпрямите спины. Сделаем упражнение для глаз: посмотрите вверх-вниз, влево-вправо (3 раза)
- Теперь встаньте. Я буду называть глаголы. Если это будет глагол 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – девочки.
Идешь (1), шумишь (2), поешь (1), шуршите (2), звенят (2), плывут (1), лежит (2), цветет (1), говоришь (2), кричишь (2), делаешь (1).
- Садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. В любом путешествии важно иметь рядом друга.
4) Распознавание глаголов-исключений в тексте. Работа в парах.
- Сейчас будем тренироваться находить глаголы-исключения в тексте. На каждую парту я дам разрезанную пословицу. Вам надо их собрать, записать, вставляя пропущенные орфограммы, обозначить спряжения глаголов, подчеркнуть глаголы-исключения.
1. Дареному коню в зубы не смотр..т.
2. За двумя зайцами погон..шься – ни одного не пойма..шь.
3. Солнце, как родная матушка, никогда не обид..т.
4. Не та рука плоха, что держ..т свое, а та, что тян..т чужое.
5. Охотник слыш..т, как лес дыш..т.
- Проверим. (слайд)
5) Работа у доски.
- Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить к доске. Задание: определить спряжение, выбрать окончание.
| спряжение | 2 лицо единственное число (ты) |
Слышать Писать Держать Плясать Гнать Дышать Плакать Пахать Зеленеть Видеть смотреть | | |
5. Рефлексия, итог урока.
- Ну вот, ребята, пришло время прощаться с жителями домика глаголов-исключений. Скажите, что нового о глаголах вы сегодня узнали?
- Перечислите глаголы-исключения.
- Почему они получили такое название?
- Что сегодня было трудным? Легким?
6. Домашнее задание.
Выучить глаголы-исключения, упражнение №__.