СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гипотезы и вопросы как способ деятельности, формирующий метапредметные компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Августовской дискуссионной площадке, МО учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Гипотезы и вопросы как способ деятельности, формирующий метапредметные компетенции»

О.М. Бушуева, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20 поселка Псебай


Гипотезы и вопросы как способ деятельности,

формирующие метапредметные компетенции


Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по её усвоению.

В.Г. Белинский

В отличие от стандартов 2004 года, лозунгом которых была фраза «Образование для жизни», девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни». Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Это деятельность за пределами предмета, обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием и связана с жизненными ситуациями.

Как научить детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы?

В.Вересаев описал в одном из «Невыдуманных рассказах о прошлом» такую ситуацию: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?», знакомый профессор психологии посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», - увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали.Через некоторое время Игорь на все вопросы («Почему ты сердит?») отвечал: «Потому что перпендикуляр». Нежелание тратить время на вопросы приводит к «перпендикулярным» отношениям не только в семье, но и на уроке.

Если учитель спрашивает в конце урока, есть ли вопросы, часто вопросов не возникает. Значит ли это, что все дети усвоили материал? Нет, конечно. Это может означать либо отсутствие интереса к предмету, либо неумение задать вопрос.Но с вопроса начинается любое познание, поэтому способность задавать вопросы как УУД нужно формировать.

Вопрос – это форма выражения проблемы, гипотеза – это способ решения проблемы.

Вопросы можно разделить на две большие группы:

  1. Уточняющие (прямые «ли» - вопросы): Верно ли, что … Надо ли создавать … Должен ли … Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на на условные и безусловные. Например: «Правда ли, что у тебя дома живет котенок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, он болен?» - простой условный вопрос.

  2. Восполняющие (или неопределенные, непрямые вопросы). Они обычно включают в свой состав слова «где, когда, куда, почему, какие?» При этом вопросы могут быть простыми и сложными.

Умение задавать вопросы можно упражнениями. Например, один из психологов предлагает давать ученикам картинку с изображением животного или человека и задавать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке.

Второй пример: кладем на стол бумажный самолет, книгу, игрушку. «Какие вопросы тебе помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?»

Возможен такой вариант. Один из детей загадывает слово, но сообщает только первый звук, букву. Задают вопросы «Это то, что находится в доме? Это животное? Этот предмет красного цвета?» Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание «Это мост? Это не мышь?»

Игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросом. Он, не читая вслух вопроса, громко отвечает на него. Например, «Вы любите спорт?». Отвечает «Я люблю спорт». Дети угадывают, что за вопрос.

Итак, вопрос как форма выражения проблемы сформулирован. Идет поиск её решения. Достигается это посредством мыслительной деятельности., протекающей в форме выдвижения догадок, или гипотез.

С древнегреческого гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают разные гипотезы.

Как рождаются гипотезы?

Маленькие дети обычно считают свое мнение единственно правильным и не склонны слушать, а тем более соглашаться с другими. Задача учителя – превратить мнение в гипотезу, которая никогда не бывает единственной. Подтверждение или опровержение гипотезы в начальной школе обычно происходит в результате эксперимента.

Например, на уроке Окружающего мира при проращивании семян.

В умении выдвигать гипротезы можно потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы: птицы запоминают дорогу, ориентируются по звездам, ищут ориентиры на земле, летят от холода к теплу, у них внутри какой-то орган, играющий роль компаса и т.д.

Выдвигая гипотезы, можно использовать следующие слова:

  • может быть,

  • предположим,

  • допустим,

  • возможно,

  • что, если…

Упражнение на обстоятельства:

  1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

  • ветка,

  • телефон,

  • кукла,

  • самовар,

  • барабан…

  1. Эффективно в плане тренировки умение выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезными и даже вредными?

  2. Могут быть такие вопросы:

  • Почему цветы имеют яркую окраску?

  • Почему Луна не падает на Землю?

  • Почему самолет оставляет след в небе?

  • Почему многие дети любят компьютерные игры?

  1. Найдите возможную причину событий:

  • Дети стали больше играть на свежем воздухе,

  • Медведь зимой не уснул, а бродил по лесу,

  • Друзья поссорились…

  1. Логичные и фантастические и неправдоподобные объяснения:

  • На улице начал таять снег,

  • Мама сердится…

  1. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов, люди стали в несколько раз меньше (больше), чем сейчас…


Типичные ошибки

  1. Часто учителя теряют инициативу, когда задают вопросы не по теме. При этом тратится время, а на необходимую для усвоение материала деятельность его не хватает.

  2. Учащиеся в начальной школе задают одинаковые по существу вопросы, немного меняя формулировку. Например: «На какой странице я могу это найти? Где в учебнике это находится? » Необходимо обращать внимание учащихся на то, что простая смена оператора вопроса не всегда создает новый вопрос.

  3. На заданные вопросы не всегда следует отвечать учителю. Если позволяет время и, главное, кто-то в классе способен дать ответ, нужно дать возможность ответить на вопрос самим ученикам, хотя бы ответ прозвучал в форме гипотезы.

  4. Недопустимо на этапе выдвижения гипотез гасить детскую инициативу замечаниями типа «это неправильный ответ», «твоя гипотеза неверна» и т.д. Такая манера учителя вести урок грозит тем, что учащиеся будут молчать, боясь высказать свое мнении е и получить в ответ неодобрительную реакцию педагога.

  5. Любая, даже кажущаяся абсурдной гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Аргументы «не нравится», «этого быть не может» не годятся. Без строгой базы доказательств невозможно сформировать логические познавательные УУД.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!