СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гимн российской федерации.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гимн российской федерации.»

Поурочный план по музыке в 5 классе.

Дата_________________

Тема урока: Гимн российской федерации.

Цели урока:

познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе; раскрыть понятия, как мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев.

Задачи урока

показать становление гимна России как символа государства;

выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

развитие интереса к истории России;

формирование уважения к символам государства;

расширение кругозора учащихся о государственной символики России;

развитие навыков исполнения гимна;

воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства.
Музыкальный репертуар: «Гимн России» муз Александрова, сл Михалкова. Патриотическая песня «Глинки; «Моя Россия» Струве; «Осенняя песенка».


Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начинается с музыкального приветствия.


2. Мотивационное начало урока.

Постановка темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?(Россия).

Правильно, мы живем в России. Каждая страна имеет свои символы, свои эмблемы: флаг, герб, гимн. Когда советские солдаты победили фашистов, над Берлином – столицей Германии – поднялось наше Красное знамя. Теперь Государственным флагом России стал бело-сине-красный флаг.

Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – герб, флаг, гимн. Они священны. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.

Тема сегодняшнего урока «Символы России. Гимн России».

Цель урока – выяснить, что такое символика Российской Федерации, где в реальной жизни мы с ней встречаемся.

Откройте тетради, запишите дату (назвать дату проведения урока) и тему урока «Символы России. Гимн России».


3. Изучение нового материала. Объяснение темы урока.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю посмотреть электронную презентацию по теме «Россия – Родина моя».

Внимательно посмотрите слайды и обратите особое внимание на прослушивание гимна (учащиеся должны встать при исполнении Гимна России).

Далее проводится беседа с учащимися по содержанию электронной презентации.

- О каких государственных символах вы узнали? (О гимне, флаге и гербе).

- Какие из них вам знакомы? (Флаг, гимн, герб).
- Слышали ли вы раньше Гимн России? Когда и где?

Правильно, во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств;

- во время проведения воинских ритуалов;

- при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами.

- В каких ещё случаях звучит гимн?

- при вступлении в должность Президента РФ – после принесения им присяги;

- во время официальной церемонии подъема Государственного флага РФ;

- при открытии памятников;

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ.

- Как нужно слушать гимн?

- при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов;

- в случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Запишите в тетрадях:

Государственный гимн РФ – это музыкально-поэтическое произведение возвышенного характера. Слова Гимна – патриотичны; музыка – торжественна и вдохновенна.Гимны возникли намного раньше, чем гербы. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. За всё время существования России было создано несколько гимнов.
История.
Первый официальный гимн Российской империи был создан при императоре Николае I. (В 1833 г. император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай I, занявший престол после смерти Александра I, был патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа. Он был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Именно поэтому Николай I не желал воспринимать в качестве государственного гимна иностранную музыку и повелел, чтобы новый гимн был создан русскими композиторами в российских музыкальных традициях).

Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один - М.И. Глинку. (Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского "Молитва русского народа").

Первое публичное исполнение "Молитвы русского народа" состоялось в Москве 11 декабря 1833 г. Произведение должно было служить финалом большого музыкального спектакля, причем в афишах ни словом не упоминалось о том, что "Молитва русского народа" создана авторами по заданию царя в качестве нового государственного гимна России. Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра. (Вот как описывала на следующий день первое представление "Молитвы русского народа" одна из московских газет:  "Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала "ура", а потом "форо" загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена".)

Повторное исполнение "Молитвы русского народа" 14 декабря вызвало еще более восторженные отзывы. Узнав о них, Николай I принял решение об официальном утверждении нового гимна: 25 декабря 1833 г. гимн впервые прозвучал на государственной церемонии. 31 декабря - в последний день 1833 г. - был официально отдан приказ по войскам гвардии, которым "Молитва русского народа" под новым названием "Боже, царя храни!" официально утверждалась в качестве российского государственного гимна

В 1908 г. было торжественно отпраздновано 75-летие "Молитвы русского народа". Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". "Боже, царя храни!", величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён.

Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась "Марсельеза".

Музыка российского варианта "Марсельезы" была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.  

"Марсельеза" оставалась российским государственным гимном недолго - в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы - и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики - новым гимном России стал "Интернационал".

Датой официального утверждения "Интернационала" в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда "Интернационал" был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима - Всероссийского съезда советов. (Текст "Интернационала" был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер Русский перевод "Интернационала" написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.)

С русским переводом "Интернационала" произошла та же история, что и с "Марсельезой" - он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал.

В 1922 г., после создания Союза Советских Социалистических Республик, "Интернационал" был переутвержден как гимн нового государства. ("Интернационал" как государственный гимн - уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся.) "Интернационал" был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание.

Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые коммунистические и интернационалистические взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага.

Процесс отразился и на замене "Интернационала" новым Государственным гимном СССР. В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе - как и любые решения в СССР в то время - принимал только один человек - руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. Эль-Регистаном.

Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г.

Новый гимн СССР стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Но в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. (Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов - только музыка первого куплета и припева.

Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х гг. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя ("Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил"). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

В 1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая "нас к торжеству коммунизма ведёт". С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.

Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. В конце 1993 года указом Президента Б.Н. Ельцина в качестве гимна РФ была утверждена мелодия "Патриотической песни" М.И. Глинки. Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно.

"Патриотическая песнь" была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Несколько иначе принимали "Патриотическую песнь" в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней.

"Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет.

После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.
В марте 2001 г. был утвержден новый Государственный гимн РФ. Автор нового текста – С. В. Михалков. В качестве музыкального сопровождения принята мелодия бывшего гимна СССР, написанного А.В. Александровым.
- А где вы видели Государственный герб РФ?
- на государственных документах (паспорт и др.);

- в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;

- на боевых знаменах воинских частей.

- Кто может быть владельцем герба? (Страна, город, а в старину – род или отдельное лицо).

- Где вы видели ещё изображение герба? (На монетах). (Учитель показывает монеты).

Дома рассмотрите монеты разного достоинства и убедитесь в том, что на всех монетах есть изображение герба России.
- Где вы по телевизору видели флаг РФ?

- на зданиях Администрации Президента РФ;

- Центрального банка РФ;

- военных кораблях и судах;

- в рабочем кабинете Президента РФ.

- Назовите главные цвета флага нашей Родины. (Белый, синий, красный).

- Какого цвета верхняя полоса флага? Белого.

- Какого цвета средняя полоса флага? Синего.

- Какого цвета нижняя полоса флага? Красного.

Бело-сине-красный флаг, введенный Петром I как военный, стал государственным. Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Россию.

С глубокой древности эти цвета считались символами:

белый – божественная чистота, духовность;

синий – небо, верность, честность;

красный – кровь, смелость, любовь.

Сейчас в тетрадях будем рисовать флаг России - прямоугольник со сторонами 9 клеток в длину и 6 клеток в ширину. (Обратить внимание детей на изображение прямоугольника на доске). Разделите его на 3 равные горизонтальные части (полосы) (каждая часть высотой по 2 клетки), раскрасьте их в соответствии с цветами Государственного флага России.

Подпишите: Флаг России.

(Учащиеся изображают флаг России в рабочих тетрадях).

- Молодцы, у всех получилось хорошо.

4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Первичное осмысление и применение изученных знаний).

Вопросы к учащимся:

1. Учитель: Ребята, кто автор слов Государственного гимна Российской Федерации?

Учащиеся: Сергей Владимирович Михалков.

2. Учитель: Как называет Сергей Михалков Россию в гимне?

Учащиеся: Священная наша держава; любимая наша страна;

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.)

3. Учитель: Что является достоянием России на все времена?

Учащиеся: Могучая воля, великая слава.

4. Учитель: Где раскинулись наши леса и поля?

Учащиеся: От южных морей до полярного края.

5. Учитель: Каким называется Отечество в гимне?

Учащиеся: Отечество наше свободное, братских народов союз вековой.

6. Учитель: Что дает нам силу?

Учащиеся: Нам силу дает наша верность Отчизне.

7. Учитель: Откуда берется мудрость?

Учащиеся: Предками данная мудрость народная.

8. Учитель: Какой «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»? Грядущие – значит, будущие.

Учащиеся: Широкий простор.

9. Учитель: Гордимся ли мы своей страной?

Учащиеся: Мы гордимся тобой!

10. Учитель: Сколько куплетов в песне?

Учащиеся: 3 куплета.

11. Учитель: Есть ли в гимне повторяющийся припев?

Учащиеся: Есть.

12. Учитель: Какие слова звучат в припеве гимна?

Учащиеся: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.)

13. Учитель: Какая музыка звучит при исполнении Гимна РФ?

Учащиеся: Торжественная, величественная, вдохновенная.


5. Разучивание песен.
Распевание «В речке синяя вода»исполняется разными игровыми прикмами( по рядам, перекличкой и т.д.) Разучивание новой попевки «Кошкин дом» (учить передавать в пении тревогу и волнение, обратить внимание на скачки одного слога)
- Сегодня мы с вами продолжаем работу над выразительным пением песни «Моя Россия».(Повторение текста и вокальное исполнение 1 и 2 куплетов. Разучивание 3 куплета. Исполнение всей песни с движениями всем классом).


6. Домашнее задание.

уровень знания: знать символику РФ, уметь отличать флаг РФ от флагов других стран,

уровень понимания: вставать при слушании Государственного гимна РФ, мальчикам – снимать головные уборы;

уровень применения: выучить текст гимна;

творческий уровень: найти в окружающей жизни, где используется символика России.


7. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу класса и называет учащихся, отличившихся на уроке.

Спасибо за урок. До свидания!



8. Рефлексия.

Вопросы.

- Что нового для себя узнали?

- В чем испытывали затруднения при выполнении художественной задачи, как их решали? - Какие чувства испытывали?

- Какой новый опыт приобрели и чему научились?

- Понравился ли вам урок? Что бы вы изменили в ходе урока?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!