СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героизм советских людей в годы войны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Героизм советских людей в годы войны.

Вид учебного занятия: Практическое занятие

Цель занятия: познакомиться с примерами героизма советских людей в годы войны. Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательная: показать обучающимся, что одним из факторов победы являлось партизанское движение; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны; понять причины массового героизма советских людей

Развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с историческими документами,  справочной и словарной литературой.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма как внутреннее сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний.

Методы: частично-поисковый, работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом. 

Просмотр содержимого документа
«Героизм советских людей в годы войны.»

План учебного занятия № 45

Тема: Героизм советских людей в годы войны.

Вид учебного занятия: Практическое занятие

Цель занятия: познакомиться с примерами героизма советских людей в годы войны. Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательная: показать обучающимся, что одним из факторов победы являлось партизанское движение; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны; понять причины массового героизма советских людей

Развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с историческими документами, справочной и словарной литературой.

Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма как внутреннее сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний.

Методы: частично-поисковый, работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.

Межпредметные связи:

Обществознание (понятия: Родина, Отечество, героизм).

Обеспечение занятия:

Презентация, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема, статистические данные, видеоматериал).

Содержательный аспект занятия:


Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.


Мотивация:

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Но главное мы победили, мы выстояли. Кто мы? Весь Советский народ. Те, кто мужественно сражались на поле боя, те, кто ковал победу в тылу, своим трудом приближая День Победы. В достижении Великой Победы над фашистской Германией важную роль сыграло партизанское движение советского народа, которое носило массовый характер и явилось стратегическим фактором, по сути с первых дней войны стало вторым фронтом.

Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы.

Несмотря на то, что нет уже Советского народа, как и не стало Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 года – праздник со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны.

Сегодня мы еще раз вспомним о тех важных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны.

Целеполагание: познакомиться с примерами героизма советских людей в годы войны. Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.


Актуализация: (устный опрос)

  • Участие СССР в антигитлеровской коалиции;

  • Роль СССР во второй мировой войне.


Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

1. Партизанское движение.
2. Тыл в годы войны.
3. Идеология и культура в годы войны.

1. Партизанское движение.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся (в группах с текстами). 10 минут

Группа № 1 текст Приложение 2. Определите причины малой эффективности партизанского движения в начале войны.


Группа № 2 текст Приложение 3. Сформулировать результаты операции «Рельсовая война» и операции «Концерт».


Группа № 3 текст Приложение 4.

Определить мнение нацистского руководства о роли партизанского движения СССР «Немецкое руководство о партизанском движении в СССР».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут каждой группе.

Просмотр видеофрагмента 3 минуты.

Работа в группах с текстами, подготовка устного выступления. Рецензирование ответов учащихся.

2. Тыл в годы войны.

Задание для обучающихся (Работа со статистическими данными Приложение 5). 10 минут

  • Используя статистические данные определите уровень производства продукции в СССР в годы ВОВ.


Задание для обучающихся (Работа с текстом документа Приложение 6). 10 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

Работа с таблицами и документом, устные ответы. Рецензирование ответов учащихся.

3. Идеология и культура в годы войны.

Объяснение материала преподавателем с просмотром слайдов презентации – 5 мин.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: беседа - 5 минут.


Просмотр слайдов презентации

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: § 22.3 П.С. Самыгин – История. Внеаудиторная работа: «Советское военное искусство» (1) – сообщение.


Преподаватель И.В. Атаманчук


Приложение 2

Определите причины малой эффективности партизанского движения в начале войны

Партизанская борьба в годы Великой Отечественной войны достигла небывалого размаха, оказала ощутимое влияние на общий ход вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и ее конечный итог.

ОЧЕВИДНОЕ

Наиболее ценным вкладом партизанских сил в разгром врага следует считать результаты их действий на вражеских коммуникациях, особенно железнодорожных. Эффективность этих операций можно сравнить с эффективностью налетов бомбардировочной авиации при значительно меньших людских потерях и экономии взрывчатых веществ. По самым скромным подсчетам исследователей, проведенным также с учетом документов противника, перерывы в движении на железнодорожных направлениях и перегонах в годы войны составили в общей сложности около 6 тыс. суток. При этом основным способом партизанских действий являлись крушения поездов, на долю которых приходится 66% всех перерывов в движении. Только в результате безвозвратного выведения из строя 2400 паровозов агрессор не смог переправить на фронт и обратно тысячи эшелонов.

Безусловно, партизаны не могли сдерживать продвижение фашистских войск в глубь территории СССР, но они сковывали все возрастающее количество соединений, привлекаемых для обеспечения безопасности вражеских войск. Контрпартизанские акции вермахта носили характер регулярных военных действий. Партизанские силы по самым скромным подсчетам отвлекали на себя до 5% войск противника в конце 1941 г., до 30% в 1943-1944 гг.

НЕВЕРОЯТНОЕ

Если попытаться оценить реальный размах партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, отталкиваясь не от общего числа партизанских формирований, обычно фигурировавшего в отчетах и благополучно перекочевавших в монографии, то выяснится, что доля активно действовавших партизанских отрядов, полков и бригад не превысит и 15%...

Почему же так произошло?

Планом отражения агрессии в начале 1930-х годов предусматривалось внезапное развертывание партизанской борьбы в тылу врага с первых дней войны, и прежде всего за пределами Советского Союза. О размахе подготовки к ведению партизанской борьбы за пределами страны на случай вражеского нападения можно судить по следующим данным.

Однако в 1937-1938 годах партизанские кадры понесли невосполнимые потери. Были репрессированы многие работники Генштаба, ОГПУ (Объединенное Государственное политическое управление), секретари обкомов, которые в начале 30-х годов занимались подготовкой к партизанской войне, командиры Красной Армии, имевшие специальную подготовку, ликвидированы партизанские школы во главе с компетентными руководителями, тайники, предназначенные для партизанских сил. Частично уцелели лишь те люди, которым довелось принять участие в первой вооруженной схватке с фашизмом в Испании.

Все это было сделано не только потому, что возобладала наступательная военная доктрина о войне малой кровью на чужой территории. Для властвующих структур партизаны всегда таят угрозу. Они - та сила, с помощью которой самоопределяются нации, свергаются правительства… А потом не так уж велика дистанция от партизан до партизанщины. Такой бурлящий котел да у себя в тылу! Есть о чем задуматься.

Отрицательно повлияла на эффективность партизанского движения в начале войны тактика "выжженной земли", санкционированная высшим руководством СССР, которая отталкивала местных жителей. Речь прежде всего идет о приказе Ставки № 0428 от 17 ноября 1941 года, составленном лично Сталиным. Он, в частности, требовал:

"1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать минометный и артиллерийский огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.

2. В каждом полку создать команды охотников для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника.

3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать".

(Каковы последствия приказа Сталина?)

Неудивительно, что в ряде случаев крестьяне, дабы защитить себя от "поджигателей", вместо того чтобы всячески помогать партизанам в их борьбе, сами охраняли свои дома, участвовали в поимке диверсантов и передавали их оккупантам.

Почему-то никто не призывал наши войска, оказавшиеся в тылу противника и не имевшие возможности пробиться к своим, переходить к партизанским действиям. В результате в первые три месяца войны попали в плен и пропали без вести свыше 2 млн. воинов Красной Армии - и это на местности, где были все условия для ведения партизанской войны. Именно эти войска, будучи в тылу противника, создали бы, по существу, второй фронт еще в 1941 году.

Приложение 3


Проанализируйте документ и сформулируйте выводы о деятельности партизан на примере «Рельсовой войны» и «Концерт»

ПРАВДА О "РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЕ"

«Рельсовая война» - кодовое наименование операции проведенной советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943г. в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск. Успешное осуществление операции оказало большую помощь советским войскам при проведении Курской битвы 1943г. и общего наступления на советско-германском фронте.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД подписал приказ "О партизанской рельсовой войне". Он требовал "массовым повсеместным уничтожением рельсов... сорвать все замыслы врага, поставить его в катастрофическое положение". В этом документе говорилось: "Уничтожение рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных путях, уничтожать запасные рельсы, исключая для противника возможность перешивания и маневрирования рельсами".

Верховный главнокомандующий оценил взаимодействие партизан с РККА как первую крупную, совместно разработанную стратегическую операцию по разгрому противника.

Первый удар "рельсовой войны" в ночь на 22 июля 1943 года нанесли орловские партизаны. Остальные партизанские силы, за исключением украинских, литовских, молдавских и эстонских, начали "рельсовую войну" в ночь на 3 августа. Всего в операции было задействовано 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью 95 615 человек.

7 августа 1943 года начальник ЦШПД доложил Сталину, что «план уничтожения 213 тысяч рельсов» будет выполнен до середины текущего месяца. Однако, по сводкам Центрального штаба, этот показатель был достигнут только к середине сентября. Причем, согласно данным противника, партизаны в августе подорвали только около 25 тыс. рельсов.

К сожалению, катастрофа врага не постигла. По сведениям ЦШПД, белорусские, смоленские и орловские партизаны с 3 августа по 16 сентября подорвали в тылу вражеской группы армий "Центр" более 160 тыс. рельсов (по данным противника - 20,5 тыс.). Но белорусские партизаны в августе осуществили только 467 крушений поездов, а в июле - 743. В результате в группу армий "Центр" в августе проследовало на 336 поездов больше, чем в июне, и только на 123 поезда меньше, чем в июле: пропускная способность была снижена по сравнению с июлем всего менее чем на 6%.

Характерно, что белорусские и другие участвовавшие в этой операции партизаны отнеслись к ней с большим энтузиазмом, но им так и не было доставлено нужного количества боеприпасов. Поэтому белорусские, калининские, смоленские и орловские партизаны подрывали рельсы вместо организации крушений поездов.

К сожалению, нередко "рельсовая война" велась не на основных магистралях, а на запасных и запущенных второстепенных участках. Зато принимали соцобязательства, соревновались, кто больше подорвет рельсов, спешили доложить о "проделанной работе". Но в это же время немцы с второстепенных участков сами снимали рельсы на переплавку.

Вместо массового подрыва рельсов украинские партизаны в это время организовали крупные крушения поездов. Особенно успешно была осуществлена операция "Ковельский узел" партизанским соединением под командованием Алексея Федорова. Его диверсионные группы в период напряженных боев на Курской дуге и на первом этапе освобождения Левобережной Украины пустили под откос 274 немецких эшелона. Пропускная способность важнейшей железнодорожной магистрали Ковель-Сарны-Киев уменьшилась в 6 раз, дороги Ковель-Ровно - более чем в 2 раза.

Каковы результаты «рельсовой войны»?

«Рельсовая война» дорого обошлась фашистам. Один из наиболее важных результатов "рельсовой войны" в том, что гитлеровцы вынуждены были всемерно усилить оборону железнодорожных коммуникаций, привлекая для этого значительные силы, хотя такая цель перед партизанами не ставилась. Так, летом 1943 года в Ленинградской области, гитлеровцы были вынуждены ввиду активных действий партизан выделять для охраны до 2 полков.

25 октября 1941 года главное командование германских сухопутных войск издало директиву "Основные положения борьбы с партизанами". Она содержала подробные указания о том, как оборонять пути сообщения, и устанавливала средние нормы войск их охраны.

Операции рельсовой войны не достигли цели и, больше того, количество доставленных поездов Вермахту не только не уменьшилось с увеличением количества подорванных рельсов, а, наоборот, даже увеличилось. Так, чем больше партизаны рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. Эту зависимость поняли партизанские командиры, в том числе и белорусских партизанских формирований и, начиная с сентября 1943 года, резко уменьшив количество подорванных рельсов, одновременно увеличили число крушений и противник стал все меньше пропускать поездов на фронт.

2005-05-20 / Вячеслав Иванович Боярский - доктор исторических наук,

действительный член Академии военных наук и Международной академии информатизации.




Германские генералы - участники войны в книге «Итоги второй мировой войны» пишут: «История войн не знает ни одного примера, когда партизанское движение играло бы такую же большую роль, какую оно сыграло в последней мировой войне. По своим размерам оно представляло собой нечто совершенно новое в военном искусстве. По тому колоссальному воздействию, которое оно оказало на фронтовые войска и проблемы снабжения, работу тыла и управления в оккупированных районах, оно стало частью понятия тотальной войны. Партизанское движение... повлияло на характер всей Второй мировой войны».

Операция «Концерт» преследовала схожие цели и была как бы второй частью операции «Рельсовая война». Надо было за короткий промежуток времени уничтожить как можно больше железнодорожных коммуникаций находившихся под контролем немцев, так как планировалось масштабное наступление советских войск на Днепр. К участию в ней было привлечено более ста девяносто трёх партизанских групп и диверсионных отрядов, и более ста двадцати тысяч человек. Операция «Концерт» была начаться с 19 сентября продлиться до 1 ноября 1943 года. Но из-за того, что ухудшились погодные условия старт операции было решено перенести на 25 сентября. И советская авиация элементарно не успела переправить всю взрывчатку, а перевезла только половину. Однако часть диверсионных групп уже выдвинулись на точки, и не смогли получить приказа о переносе начала операции, и начали диверсиями с 19 сентября.

В ночь с 24 на 25 сентября одновременно было подорвано ж/д путей, мостов на расстоянии протяжённостью девятьсот километров. За время проведения диверсионной операции было пущено под откос около одной тысячи поездов, подорвано семьдесят мостов, разгромлено шестьдесят застав немцев. Операцию пришлось закончить , из-за ошибок разработчиков самой операции, так как у партизанских групп закончился запас приготовленной взрывчатки. Немецко-фашистские захватчики не жалея сил, непрерывно, в несколько смен вели ремонтные работы, но всё равно не успевали. Можно также назвать один минус операции, это то что диверсии подвергалась сама железная дорога, что в последствии так же замедлило наступление советских войск. Гораздо эффективней было выводить из строя сами эшелоны врага.

Задачи операции «Концерт» были схожи с задачами операции «Рельсовая война», уменьшить скорость передвижения эшелонов противника, и эта цель была достигнута. Партизанские соединения безупречно выполнили задачу стоящую перед ними, а все недоработки остались на совести штабного начальства. Что оказало посильную помощь в разгроме гитлеровских оккупантов на Украине, Белоруссии, Карелии и Крыма.

Партизанская борьба в годы Великой Отечественной войны достигла небывалого размаха, оказала ощутимое влияние на общий ход вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и ее конечный итог.



Приложение 4

Определите мнение нацистского руководства о роли партизанского движения СССР

Нацистское руководство о партизанском движении в СССР

1941-1942 гг.

Генерал-полковник Гудериан

Во время наступления 1941 г. немецкие войска еще мало, а то и вообще не страдали от партизан. Но по мере того, как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились все упорнее, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на мо­ральный дух фронтовых солдат.


Генерал-полковник Рендулич

Уже в первые месяцы войны действия партизан стали принимать все более широкие размеры. Весной 1942г. они уже представляли серьезную опасность для тыловых коммуникаций, поэтому для решитель­ной борьбы с ними приходилось стягивать в уже окку­пированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение приняло наиболее угрожающие размеры, - снимать отдельные части с фронта.


Министр пропаганды Геббельс Весна 1942 г.

Опасность со стороны партизан растет с каждой неделей. Партизаны безраздельно господствуют над обширными районами оккупированной России.


Из директивы Гитлера август 1942 г.

Партизанское движение угрожает стать серьезной опасностью для снабжения фронта и эксплуатации страны. Необходимо до зимы в основном истребить отряды партизан и тем самым умиротворить восточные земли.


Германские генералы - участники войны в книге «Итоги второй мировой войны» пишут: «История войн не знает ни одного примера, когда партизанское движение играло бы такую же большую роль, какую оно сыграло в последней мировой войне. По своим размерам оно представляло собой нечто совершенно новое в военном искусстве. По тому колоссальному воздействию, которое оно оказало на фронтовые войска и проблемы снабжения, работу тыла и управления в оккупированных районах, оно стало частью понятия тотальной войны. Партизанское движение... повлияло на характер всей Второй мировой войны».

Приложение 5

Производство основных видов боевой техники, вооружения и боеприпасов в СССР в 1943–1944 гг.


Виды вооружения и боевой техники

2-е полугодие 1943 г.

1-е полугодие 1944 г.

1-е полугодие 1944 г. в процентах ко 2-му полугодию 1943 г.

Винтовки и карабины, тыс. шт.

1552,0

1258,0

81,1

Автоматы, тыс. шт.

1065,0

1003,5

94,2

Пулеметы всех видов, тыс. шт.

222,5

230,5

103,6

Минометы, тыс. шт.

13,2

3,7

28,0

Орудия всех видов, тыс. шт.

68,4

61,6

90,0

В том числе 76-мм и выше

24,6

27,1

110,2

Танки, тыс. шт.

10,2

8,1

79,4

В том числе тяжелые и средние

8,9

8,1

91,0

САУ, тыс. шт.

2,7

5,7

211,1

В том числе тяжелые и средние

1,3

2,1

161,5

Самолеты, тыс. шт.

18,3

19,6

107,1

В том числе боевые

16,1

16,3

101,2

Снаряды, млн. шт.

82,4

73,9

89,7

Мины, млн. шт.

37,7

38,0

100,8

Авиабомбы, тыс. шт.

7916,9

7574,2


Производство основных видов промышленной продукции СССР в 1942–1943 гг.


Виды продукции

Выпуск 1942 г.

Выпуск 1943 г.

Кварталы

1943 г. в процентах к 1942 г.




I

II

III

IV


Электроэнергия (млрд. квт-ч)

29,1

32,3

7,2

7,7

8,1

9,3

111,0

Уголь (млн. т)

75,5

93,1

20,8

22,1

23,9

26,3

123,3

Нефть (млн. т)

22,0

18,0

4,3

4,5

4,6

4,6

81,8

Чугун (млн. т)

4,8

5,6

1,1

1,4

1,5

1,6

116,7

Сталь (млн. т)

8,1

8,5

1,7

2,1

2,2

2,5

104,9

Прокат (млн. т)

5,4

5,7

1,2

1,4

1,5

1,6

105,6

Железная руда (млн. т)

9,8

9,3

2,0

2,4

2,5

2,4

94,9

Металлорежущие станки (тыс. шт.)

22,9

23,3

4,4

5,6

5,6

7,7

101,7

Автомобили грузовые (тыс. шт.)

30,9

45,5

10,1

11,6

10,2

13,6

147,2

Тракторы

3520

1063

71

197

405

390

30,2







Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в СССР в 1942–1943 гг. (млн. т)

Виды продукции

1942 г.

1943 г.

1943 г. в процентах к 1942 г.

Зерно

29,7

29,4

99,0

Хлопок-сырец

1,3

0,7

53,8

Картофель

23,8

34,9

146,6

Мясо и сало (убойный вес)

1,8

1,8

100


Приложение 6

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью – в течение шести месяцев кормления.

4. Оплату обязательных сверхурочных рабочим и служащим производить в полуторном размере.

5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуск предоставляется лишь в случае болезни. Отпуска по беременности т родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.

Председатель Президиума Верховного Совета

СССР М.Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета

СССР А.Горкин

Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.

Вопросы к документу:


  1. Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?

  2. Чем, на ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодёжи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г..

  3. Выясните, кто из ваших родных находился в подростковом возрасте в годы войны. Какова роль подростков в работе тыла?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!